![](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/00f.jpg)
Заводской музей DAF (DAF Museum)
Сегодня это один из самых посещаемых автомобильных музеев. Фотографиями из него заполонён Интернет. Секрет – в особой фотогеничности и разнообразии здешних экспонатов. Крохотные малолитражки и огромные тяжеловозы, спортивные и коммунальные, военные и пожарные – все они объединены ёмкой аббревиатурой DAF. Автомобильная фабрика Доорна берёт начало от металлической мастерской, основанной братьями Хубертусом Йозефусом и Вильхельмусом Антониусом Винсентусом, а попросту – Хубом и Вимом ван Доорнами по соседству с пивоварней De Valk в Эйндховене. Произошло это 1 апреля 1928 года. В шутку ли, всерьёз музей DAF открыли 20 сентября 1992 года в здании той самой пивоварни, теперь уже бывшей. Корреспонденты журнала «Грузовик Пресс» не раз посещали DAF, побывали мы на 90-летии марки*, а также подробно рассказали об её истории**. Настал черёд посетить заводской музей.
* «Передовые технологии прошлого и будущего»
** «Высокий полёт голландца (ч. 1)»,
«Высокий полёт голландца (ч. 2)»,
«Высокий полёт голландца (ч. 3)»
и более ранее
«Длинная дорога DAF»,
«На месте старой пивоварни (к 75-летию компании DAF)»
![](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/01f.jpg)
![Ни в одном автомобильном музее мира не уделено столько внимания прицепному составу. И всё потому, что до 1948 года DAF – это «Завод прицепов ван Доорна», и только потом Van Doorne’s Automobiel Fabriek. Причём официальное открытие «Автозавода ван Доорна» состоялось при участии министра транспорта Голландии Дерка Спитцена только 14 апреля 1950 года. Прицепы и полуприцепы для автомобилей, тракторов и конной тяги, автобусные и со сменными кузовами-контейнерами – ассортимент был необычайно широк](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/02f.jpg)
![Ни в одном автомобильном музее мира не уделено столько внимания прицепному составу. И всё потому, что до 1948 года DAF – это «Завод прицепов ван Доорна», и только потом Van Doorne’s Automobiel Fabriek. Причём официальное открытие «Автозавода ван Доорна» состоялось при участии министра транспорта Голландии Дерка Спитцена только 14 апреля 1950 года. Прицепы и полуприцепы для автомобилей, тракторов и конной тяги, автобусные и со сменными кузовами-контейнерами – ассортимент был необычайно широк](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/06f.jpg)
![[b]Балансирная тележка Trado (Trappen – Doorne)[/b], созданная капитан-инженером Питом ван дер Траппеном при участии ван Доорна, изготовлена на заводе DAF. Заменой ведущего моста практически любого двухосного автомобиля на четырёхколёсную тележку Trado достигалось ощутимое увеличение проходимости. К такой модификации прибегали в армии Королевства Нидерландов. Лёгкий пикап Ford V8 с балансирной тележкой Trado мог уверенно буксировать по сухому бездорожью не только прицеп, но и автоматическую 20-мм пушку, конкурс на которую был объявлен Koninklijke Landmacht незадолго до начала Второй мировой войны](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/03f.jpg)
![В 1946 году Хуб ван Доорн подал в суд на своего бывшего земляка, издателя газеты Deurnesche Courant Антоона Коолена за якобы клеветнические обвинения в сотрудничестве с нацистами. Суд принял доводы минэйра Коолена во внимание, иск отклонил, но отказался объявить ван Доорна коллаборационистом.<br />
[b]Бронеавтомобиль Daf M 39, он же у немцев Panzerspähwagen DAF 201 (h)[/b], подбитый у деревни Войбокало Ленинградской области в 1942 году. Всего таких броневиков с тележкой Trado завод DAF построил 12 штук, и они попали к немцам](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/04.jpg)
![Ещё в 1926 году Хуб ван Доорн построил педальный автомобиль для младших сестрёнок и братика будущей жены. Грамотный механик и шофёр, он возил владельца пивоварни Brouwerij De Valk, тот и дал ему денег на создание мастерской C.V. Hub van Doorne’s Machine Fabriek («Механический завод ван Доорна»). 30 апреля 1930 года её переименовали в Van Doorne’s Machinefabriek en Constructiewerkplaatsen N.V. («Механический завод и инженерные мастерские ван Доорна»), а 30 апреля 1932 года – в Van Doorne’s Aanhangwagenfabriek N.V. DAF («Завод прицепов ван Доорна»). Автомобили всё ещё оставались несбыточной мечтой. Но в 1941 году завод выпустил [b]Rijdende regenjas – «Самоходный дождевик»[/b] со 150-кубовым 1-цилиндровым двухтактным двигателем Ilo и гидротрансформатором собственной конструкции. Ширина «дождевика» всего 80 см](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/05f.jpg)
![28 июля 1949 года представлены первые грузовые DAF, трёхтонка A-30 и пятитонка A-50. На них ставили шестицилиндровые карбюраторные двигатели Hercules или дизели Perkins, коробки передач Fuller, карданные валы и шарниры Hardy-Spicer, ведущие оси Timken, рулевое управление Ross, электрику Bosch. Голые шасси отгоняли в кузовные мастерские, например, Fraanje или Paul en van Weelde, где делали кабины. Даже когда в 1951 году DAF создал свою унифицированную, её устанавливали за доплату. Семейства назывались по грузоподъёмности: 30, 40, 50, 60. Внутри семейств модели получали дополнительные обозначения. На снимке – [b]шасси VD-60 P c 83-сильным дизелем Perkins[/b], рассчитанное на грузоподъёмность 6 т](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/07f.jpg)
![[b]41-местный автобус Bova на шасси DAF B 1500 C-533[/b] в 1956 году купила шёлковая мануфактура AKU (Algemene Kunstzijde Unie) для перевозки служащих. Bova, Кузовной завод Ботса (Bots Valkenswaard), располагался по соседству с DAF в Эйндховене. 102-сильный бензиновый мотор Hercules JXC впоследствии заменили 135-сильным DAF BA 475. В 1969 году автобус перепродали в голландскую шинную компанию Vredestein. В 1997 году фабрика Bova выкупила автобус, отреставрировала и 6 августа 2003 года подарила музею DAF](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/08f.jpg)
![[b]DAF A 414 выпуска 1954 года[/b] – первая гражданская полноприводная модель завода с 91-сильным бензиновым двигателем Hercules JXE и мостовой раздачей крутящего момента. Пожарные кузова по обыкновению строили специализированные мастерские, оставляя при этом характерные для DAF zeven strepen – семь хромированных декоративных планок на передней стенке кабины. Но своими кабинами DAF оснащал грузовики только за доплату](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/09f.jpg)
![[b]Пожарный автомобиль постройки завода A. Bikkers & Zoon из Роттердама на шасси DAF A 1100C выпуска 1956 года.[/b] Оснащён бензиновым мотором Hercules JXC мощностью 102 л.с. Привод насоса осуществляется от носка коленчатого вала двигателя, что удобно. Упрощается и прокачка воды через радиатор для лучшего охлаждения при стационарной работе двигателя на пожаре. Однако в зимнее время есть вероятность замерзания насоса во время выезда на пожар](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/10f.jpg)
![[b]Полицейский фургон DAF A 10[/b] с 4-цилиндровым карбюраторным двигателем Hercules IXB-3 мощностью 46 л.с. Фургоны грузоподъёмностью 1 т вместимостью 7 м[sup]3[/sup] завод начал выпускать в 1951 году. Кузова поставлял завод Verheul из Ваддинксвена](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/11f.jpg)
![Необычный для марки проект, пикап в американском стиле [b]DAF A-117 грузоподъёмностью 850 кг[/b]. Такие выпускали с 1951 года для Нидерландской Новой Гвинеи и других голландских колоний. Этот сделан в 1955 году и оснащён карбюраторным мотором Hercules JXE мощностью 91 л.с. Найден на острове Кюрасао. Фрахтовая компания NedLloyd доставила пикап в Эйндховен, где его отреставрировали](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/12f.jpg)
![[b]Лестница Metz высотой 33 м на 5-тонном шасси DAF V50 с кабиной мастерской Remmers из Тилбурга[/b] поставлена пожарной команде Амстердама в 1953 году. Двигатель – карбюраторный 102-сильный Hercules. Обращает на себя внимание внушительный звонок на передней стенке кабины, заменявший сирену. Всего в Амстердаме работали четыре подобных автолестницы](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/13f.jpg)
![Военная техника DAF – тема особая. Лицензию на трёхтонку DAF YA 314 (по механике она идентична гражданской четырёхтонной модели DAF A 414) приобрела Испания и выпускала под маркой Pegaso 3045 «Todo Terreno». В музее выставлен и [b]DAF YA 616 6х6 грузоподъёмностью 6 т с краном Hulo в кузове[/b]. Грузовик оснащён карбюраторной «шестёркой» Continental R6602 мощностью 204 л.с. С 1959 по 1968 год построено 1270 таких тяжеловозов. Нетрудно подметить, что первая цифра трёхзначных индексов DAF указывала на грузоподъёмность](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/14f.jpg)
![После неудачных попыток начать производство аналога «джипа» DAF шагнул в более высокий класс грузоподъёмности. Но [b]однотонник DAF YA126[/b] роднят с армейскими тягачами Dodge разве что размеры. У голландского автомобиля бортовая трансмиссия и независимая торсионная подвеска колёс. Запасные колёса выполняют назначение опорных катков при преодолении поперечных гребней. Двигатель – карбюраторный Hercules JXC мощностью 102 л.с. С 1953 по 1959 год выпущено 3496 штук](/article/20773-zavodskoy-muzey-daf-daf-museum-pervoaprelskaya-shutka-huba-van-doorna-ch-1/Images/15f.jpg)