Опубликовано: ГП 12-2023

Самосвал для города, села и не только...

Самосвал «Чайка-сервис 7046JZ» на шасси JAC N120Х Short


Даниил Минаев
Фото автора, автопроизводителя и из открытых источников
Модель: JAC N120X
Цена в России: 5 610 000 рублей.

Компактные самосвалы полной массой до 12 тонн и с колёсной формулой 4х2 – нечастые «гости» на масштабном строительстве. Зато они являются незаменимым инструментом для городских коммунальных служб и хорошим подспорьем в сельском хозяйстве.

Сегодня поговорим о типичном представителе подобного инструментария.

Назначение и функционал

В эпоху оптимизации автоперевозок, наличия мощных и в тоже время довольно экономичных дизельных двигателей, при целом комплексе электронных ассистентов, позволяющих управлять автомобилем весьма эффективно, конструкторы стремятся увезти на одном грузовике как можно больше полезной нагрузки. 20-ти, 30-ти и даже 50-ти кубовые самосвалы с мудрёными колёсными формулами, сочетающими в себе до шести осей, среди которых - ведущие, пассивные, и даже иногда «ленивые», трудятся как на дорогах общего пользования, так и утюжат не всегда гладкие покрытия карьерных подъездных путей и всевозможных технологических съездов.

На их фоне померкли скромные труженики с небольшими кузовами и двухосными «тележками». Справедливо ли это? Не совсем. Для ряда задач необходим компактный грузовой автомобиль с самосвальным кузовом, способный проехать в тесной уже сложившейся городской застройке и при этом не навредить некоторым слабонесущим элементам инфраструктуры. Такие самосвалы всегда имеются в арсенале всевозможных коммунальных служб, в первую очередь у аварийных бригад. Второй номер в этой эстафете – предприятия благоустройства. За городом подобные машины трудятся на подвозе сыпучих материалов аграриям, обслуживают базы частного строительства, ловко доставляют кубометры дровишек и прочих подсобных грузов в частный сектор, где раскрываются их преимущества – манёвренность при возможности скорой автоматизированной разгрузки.

Так что списывать со счетов небольшие самосвалы преждевременно, просто мы уже немного подзабыли, что пару десятилетий назад постройке мощного большегруза препятствовал целый ряд как технологических трудностей, так и банальное отсутствие эффективной агрегатной базы, в результате чего тихоходных грузовиков средней грузоподъёмности на дорогах было гораздо больше, но это уже другая история.

Новейшая история

Самосвалы ЗИЛ-ММЗ 4505 выпускались Мытищинским машиностроительным заводом с 1987 года. При колёсной базе 3800 мм самосвал имел грузоподъёмность 6100 кг при полезном объёме кузова 3,8 м3. Мощность бензинового двигателя – 150 л.с., а в коробке передач всего 5 ступеней. Несмотря на то, что серийное производство этих самосвалов давно прекращено, в сельской местности до сих пор эксплуатируется значительное количество машин этого семейства, что свидетельствует о востребованности подобного типа самосвалов.

ЗИЛ-ММЗ 4505

Предмет сегодняшнего знакомства – самосвал на шасси JAC N 120Х

Самосвал с 10-кубовым кузовом с задней разгрузкой на базе шасси Jac N120Х Short построен нижегородским предприятием «Чайка-сервис». Это важно, так как российское происхождение конечного продукта открывает доступ к госзакупкам.

Общая габаритная длина самосвала 6,65 м, колёсная база 3845 мм. Высота бортов самосвального кузова – 1200 мм. Грузоподъёмность – 5830 кг. Самосвальный кузов, имеющий в поперечном разрезе прямоугольное сечение с футеровкой, изготовлен из высокопрочной износостойкой стали 09Г2С.

Надрамник для монтажа надстройки представляет собой сварную рамную конструкцию из стали 09Г2С толщиной 4 мм, изготовленную с применением технологии ультразвуковой дефектоскопии сварных швов.

При подготовке поверхностей произведена дробеструйная обработка, промышленная многослойная окрасочная система (полиакриловая, антикоррозийная мастика, окраска и сушка в окрасочной камере). Надрамник состоит из продольных лонжеронов и поперечных балок, усиленных в местах стыка. По периметру приварен универсальный окантовочный профиль. Боковая защита из алюминиевого профиля соответствует техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств и ЕЭК ООН.

В комплектации самосвала предусмотрены укрывной тент, лестница, механизм подъёма и крепления запасного колеса.

Запасное колесо оснащено механизмом подъёма и опускания
Самосвальный кузов визуально выполнен добротно
Дверная «карта» проста и бесхитростна, но выполнена вполне оптимально

Новое базовое шасси

Само собой разумеется, что 12-тонный «Джак» может быть не только самосвалом. Поэтому уделим немного внимания крупному фокусу шасси, абстрагировавшись от надстройки. Итак, новый JAC N120X – преемник известной на нашем рынке модели N120. Обновлённый автомобиль стал привлекательнее, мощнее и экономичнее. Благодаря допустимой полной массе 11980 кг, грузовик не попадает под действие системы «Платон», и подходит для установки широкого спектра специализированных надстроек.

Новый дизайн кабины выгодно отличает JAC N120X от большинства среднетоннажников. Светодиодная оптика с дневными ходовыми огнями, хромированная решетка радиатора, бампер со встроенными противотуманными фарами заставляют обратить на автомобиль внимание в дорожном потоке.

Современная головная LED-оптика

В стандартную комплектацию JAC N120 входит широкий набор оборудования, облегчающий работу водителя. За безопасность отвечают системы ABS, ASR, ESC, горный тормоз, задний стабилизатор поперечной устойчивости.

«Теплый пакет» адаптации для России включает боковые зеркала с обогревом, отопитель повышенной производительности, утепление кабины, топливный фильтр с подогревом. Дополнительно можно заказать предпусковой подогреватель Webasto, коробку отбора мощности и надкабинный спойлер.

JAC N120X предлагается с тремя видами колёсных баз – 3845, 4700 или 5300 мм. Соответственно, варьируется и грузоподъёмность шасси – 8030, 7950 и 7900 кг, - при неизменной полной массе. Таким образом, значительно облегчается выбор шасси под конкретные нужды.

Молчаливые свидетельства аккуратности изготовления грузовика – деталировка на раме
Молчаливые свидетельства аккуратности изготовления грузовика – деталировка на раме
Молчаливые свидетельства аккуратности изготовления грузовика – деталировка на раме

Технологические нюансы по секрету

Шасси для нашего рынка имеет ряд отличий, хотя изготавливается на общем конвейере в Китае. Среди этих отличий - принципиально иной комплект морозостойких РТИ, жидкостный предпусковой подогреватель Webasto, вискомуфта вентилятора охлаждения двигателя с изменёнными характеристиками, подготовка для установки компрессора холодильной установки, коробка отбора мощности, защита картера на всю длину совместно с КП, свои настройки блока управления двигателем, документация полностью на русском языке.

Топливный фильтр-сепаратор с подогревом, налицо подготовка к российскому рынку

Интерьер и удобства

Кабина JAC N120Х для своего класса скорее характеризуется как просторная. Диапазон регулировок водительского сиденья вполне позволяет устроиться за рулём с комфортом, а рулевая колонка регулируется как по вылету, так и по углу наклона. Богатейший, буквально полный, набор контрольных ламп предупредит водителя о снижении требуемого уровня всех без исключения технических жидкостей и моторного масла, падении давления в пневмосистеме, подключении КОМ, и других подконтрольных водителю систем, что упрощает ЕО автомобиля, не требуя от шофёра лишних телодвижений. Отмечу, что зазоры между панелями ровные и крепёж нигде не торчит, не пожадничали китайцы и на утеплении и шумоизоляции кабины. В южнокорейских грузовиках владельцам приходится самостоятельно прикрывать «мерзлявые» стальные ничем не прикрытые задние стенки кабин. Предусмотрено несколько ниш и полочек для всевозможной мелочёвки, некоторые полки ограждены сеточками, чтобы как бы чего не выпало на взлёте и посадке… Ещё из опций присутствуют электрические стеклоподъёмники, кондиционер, центральный замок, а ключ от машины единый на все замки, включая топливный бак, в корпусе-«выкидушке», как у лучших европейских моделей.

Панель приборов: шкалы читаются вполне приемлемо, богатейший набор контрольных ламп предупредит водителя о снижении требуемого уровня всех без исключения технических жидкостей и моторного масла, падении давления в пневмосистеме, подключении КОМ, и прочих подконтрольных водителю систем
Панель приборов: шкалы читаются вполне приемлемо, богатейший набор контрольных ламп предупредит водителя о снижении требуемого уровня всех без исключения технических жидкостей и моторного масла, падении давления в пневмосистеме, подключении КОМ, и прочих подконтрольных водителю систем
Панель приборов: шкалы читаются вполне приемлемо, богатейший набор контрольных ламп предупредит водителя о снижении требуемого уровня всех без исключения технических жидкостей и моторного масла, падении давления в пневмосистеме, подключении КОМ, и прочих подконтрольных водителю систем
Зазоры между панелями ровные и крепёж нигде не торчит, не пожадничали китайцы и на утеплении и шумоизоляции кабины
Зазоры между панелями ровные и крепёж нигде не торчит, не пожадничали китайцы и на утеплении и шумоизоляции кабины
Зазоры между панелями ровные и крепёж нигде не торчит, не пожадничали китайцы и на утеплении и шумоизоляции кабины
Зазоры между панелями ровные и крепёж нигде не торчит, не пожадничали китайцы и на утеплении и шумоизоляции кабины
Счётчик моточасов самосвалу не помешает

Обслуживание и ремонт

Официально мне заявили, что в России на ноябрь 2023 года действуют более 40 дилерских СТОА, принимающих все обязательства JAC, как принято говорить, от Калининграда до Владивостока. Это действительно важный ход, на фоне многих спешно продаваемых у нас в стране «китайцев».

Чтобы добраться до двигателя, необходимо вручную откинуть кабину. Эта операция выполняется достаточно легко. При опрокинутой кабине доступ к двигателю и его узлам ничем не ограничен, всё под рукой. Турбодизель Cummins B4.5 EV210 производства совместного предприятия JAC-Cummins при объеме 4,5 л развивает 206 л.с. и 740 Нм крутящего момента, который достигается в диапазоне 1200-1800 об/мин. Питание и нейтрализация отработавших газов в этом агрегате налажены по традиционным для сегодняшнего дня технологиям – Common Rail и SCR (с применением синтетической мочевины). Вообще, надо сказать, что этот двигатель «путешествует» и перевоплощается под разными родословными не менее чем в дюжине грузовиков и автобусов разных марок и моделей, поэтому для его ремонта, поиска расходников и запасных частей есть множество альтернативных путей. В сложившейся сегодня ситуации это вселяет надежду. В трансмиссии установлена 6-ступенчатая КП FAST C6J76T.

Лицензионный двигатель JAC-Cummins B4.5 EV210 зарекомендовал себя неплохо, доступ для его обслуживания удобный благодаря тому, что кабина откидывается на большой угол. Этот мотор путешествует и перевоплощается не менее, чем в дюжине грузовиков разных марок и моделей!
Лицензионный двигатель JAC-Cummins B4.5 EV210 зарекомендовал себя неплохо, доступ для его обслуживания удобный благодаря тому, что кабина откидывается на большой угол. Этот мотор путешествует и перевоплощается не менее, чем в дюжине грузовиков разных марок и моделей!
Лицензионный двигатель JAC-Cummins B4.5 EV210 зарекомендовал себя неплохо, доступ для его обслуживания удобный благодаря тому, что кабина откидывается на большой угол. Этот мотор путешествует и перевоплощается не менее, чем в дюжине грузовиков разных марок и моделей!

Подвеска выполнена без изысков: зависимая полностью рессорная со стабилизатором поперечной устойчивости на задней оси. Серьги рессор - на сайлентблоках, точек смазки, естественно, нет.

Трансмиссионная перспектива спереди и сзади, беззащитный радиатор, хотя и с противомоскитной сеткой, и оптимально установленные тормозные камеры
Трансмиссионная перспектива спереди и сзади, беззащитный радиатор, хотя и с противомоскитной сеткой, и оптимально установленные тормозные камеры
Трансмиссионная перспектива спереди и сзади, беззащитный радиатор, хотя и с противомоскитной сеткой, и оптимально установленные тормозные камеры
Вид на коробку отбора мощности и карданную передачу
Вид на коробку отбора мощности и карданную передачу
Вид на коробку отбора мощности и карданную передачу

Тормозная система пневматическая. Пневмоаппаратура всех известных лидеров международного рынка: от Wabco до Knorr-Bremse. Это однозначно свидетельствует о том, что при проектировании машины китайцы не заказывали конечную архитектуру всей системы, а разрабатывали её сами, скрупулёзно подбирая компоненты по каталогам.

Техническая характеристика самосвала «Чайка-сервис 7046JZ» на шасси JAC N120Х Short
Колёсная формула 4x2
Полная масса шасси (технически допустимая), кг 11 980
Снаряжённая масса шасси, кг 3950
Снаряжённая масса самосвала, кг 5700
Грузоподъёмность шасси (технически допустимая), кг3 8030
Распределение нагрузки по осям, кг 3390 / 8600
Полезный объём самосвального кузова, м3 10,5
Двигатель
  • Рабочий объём, см3
  • Мощность, л.с.
  • Крутящий момент, Н.м
JAC-Cummins B4.5 EV210
4460
206 при 2300 мин-1
740 при 1200…1800 мин-1
Коробка передач FAST C6J76T, механическая, 6/1
Сцепление Сухое, однодисковое, диаметром 430 мм
Тормозные механизмы всех колёс Барабанные
Вместимость топливного бака, л 210
Подвеска Рессорная на всех осях
Шины 245/70 R19.5

Аналоги на шасси из СНГ

КАМАЗ. Из серийной продукции, выпускаемой ПАО «КАМАЗ», наиболее близка к предмету нашего обсуждения модель 43255-69.

У этого самосвала 6-кубовый кузов, колёсная база 3500 мм, полная масса 14,8 т при расчётной грузоподъёмности 7750 кг. На камском грузовике установлен двигатель Cummins ISBe6.7 E5 250, мощностью 250 «лошадок», выдающий 937 Нм крутящего момента.

МАЗ. Минский автомобильный завод предлагает МАЗ-5550C3

Этот самосвал с П-образной платформой возьмёт до 8,4 кубометра полезной нагрузки. Модель двигателя – ЯМЗ-53623, мощность – 273 л.с, крутящий момент 1177 Нм. Автомобиль оснащён 9-ступенчатой КП.

КАМАЗ 43255-69
МАЗ-5550C3
Комментировать ... >>