Опубликовано: ГП 01-2017
Транспорт нового века

«ЭкспоСитиТранс-2016»

Андрей Филиппов, фото автора

Отшумела, отгремела в Москве IV Международная конференция и выставка общественного транспорта «ЭкспоСитиТранс-2016», проходившая с 29 ноября по 1 декабря в одном из павильонов ВДНХ. В этот раз экспозицию посетило более 2000 человек, а в конференции участвовали представители 29 стран мира – неплохие цифры для профильного мероприятия, которых в последнее время проходит достаточно много. Даже Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов выступил на пленарной дискуссии «Инновационная мобильность. Как вывести её оптимальную формулу» и 7-м Международном конгрессе ROAD TRAFFIC RUSSIA.

Впрочем, мы оставим в стороне отчёты и реляции об успехах общественного транспорта в перевозке пассажиров, ибо работы здесь непочатый край, и это понимают даже те, кто далёк от сферы, и просто пользуется городским транспортом. Намного актуальнее взглянуть на новинки, тем более, что для компактной выставки, их оказалось немало…

Разряд, ещё разряд!

Главное место в экспозиции всей выставки заняли… правильно, электробусы. Похоже, тема с беспроводными аналогами троллейбусов набирает в нашей столице нешуточные обороты. Если в прошлом году о себе заявил лишь НЕФАЗ, причём довольно скромно, то год 2016 принёс и новую модель от НЕФАЗа, и новинку из Ликино, и целое семейство «Белкоммунмаш». Впрочем, на «ЭкспоСитиТранс-2016» присутствовали лишь две из названных моделей, так что о них и поговорим.

Лидером по привлечению внимания посетителей стал электорбус ЛиАЗ-627400. Машина разрабатывалась при участии МГТУ им. Баумана и компании Siemens и базируется в кузове ЛиАЗ-5292 «олимпийской» комплектации.

Электробус ЛиАЗ-627400 недолго будет известен под таким названием, согласно новым тенденциям, скоро он будет переименован

В отличие от коллег по цеху «Группа «ГАЗ» не стала делать ставку на быстрозарядные литий-титанатные АКБ (LTO), а установила на свою новинку литий-марганцевые АКБ (NMC). Их особенность в том, что быстрая зарядка длится 30 минут, а медленная 4 часа. Кроме того, аккумуляторы способны выдерживать до 5000 циклов зарядки / разрядки и при этом они дешевле, чем LTO. Преимущества такого подхода – нет необходимости строить дополнительные зарядные станции на маршруте, достаточно только розеток на конечных остановках. С другой стороны, 30-минутный простой на ДС – непозволительная роскошь для общественного транспорта.

Мы уже рассказывали о сочленённом E433 «Vitovt Max Electro», поэтому отметим, что для России это премьерная демонстрация машины. К слову, белорусы подтвердили контракт с «Минсктрансом» на поставку в столицу Белоруссии 20 электробусов и заверили, что до конца 2016 года две единицы гарантированно будут отгружены.

Характерная деталь «олимпийского» кузова – современный интерьер кабины перекочевал и на электробус

Если же говорить о будущем электробусов в Москве, то по итогам выставки были подписаны соглашения о сотрудничестве и передаче электробусов ЛиАЗ-627400 и E433 «Vitovt Max Electro» для проведения эксплуатационных испытаний на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта. Ждём…

Кроме того, на выставке демонстрировалась ещё одна тематическая новинка – электромобиль «ГАЗель NEXT Electro». Взяв за основу набирающий популярность ЦМФ в версии «комби», компания «СпецАвтоИнжиниринг», сохранив практически всю техническую начинку исходника, заменила «дизель» на электромотор с продолжительной мощностью 63 кВт и максимальной мощностью 98 кВт при пиковом крутящем моменте 300 Нм. Причём даже трансмиссия осталась неизменной – тяговый двигатель соединён с ней через понижающий редуктор с фиксированным передаточным отношением 2,3:1. Разумеется, переключать передачи теперь не нужно.

«Электромоторный отсек» «ГАЗель NEXT Electro». Только подняв капот, можно визуально определить, что перед вами электромобиль

Запаса хода «ЭлектроГАЗели» хватает на 130 км – это немного. Но бортовое зарядное устройство позволяет пополнить запас энергии всего за 3 часа. Литиевые аккумуляторы расположены в герметичных контейнерах с подогревом под полом электромобиля, а заявленная температура эксплуатации от –25 °C до +40 °C.

Важный момент – полная масса «ГАЗель NEXT Electro» достигает 4200 кг при грузоподъёмности 1140 кг, так что для управления ею необходима категория «С» в водительском удостоверении. В настоящий момент электромобили анонсируются только на базе грузовых и грузопассажирских версий, но ведь по начинке и микроавтобус от них недалеко ушёл, так что возможны варианты.

Рельсы, рельсы…

Рельсовый городской транспорт традиционно отстаивала ПК «Транспортные системы». В этот раз она представила модернизированную версию своей флагманской модели 71-931M «Витязь М». По сравнению со своим предшественником трамвай получил новый дизайн кузова и новый интерьер кабины. А ещё в соответствии с новыми тенденциями «Витязь М» получил возможность двигаться 1,5 км автономным ходом без подсоединения к контактной сети за счёт собственных аккумуляторов, коих у него 8 штук.

Модель 71-931M «Витязь М» оснащена приводом на каждую из шести осей и управлением с помощью IGBT-модулей. Расчётный срок службы вагона – 30 лет На панели из аналоговых приборов сохранился лишь спидометр. На экран слева можно вывести изображение с камер наблюдения Конструкторам удалось сохранить полностью ровный пол в салоне, только некоторые сиденья на подиумах. К слову, здесь три салонных кондиционера

Общая пассажировместимость 6-осного 3-секционного трамвая – 185 человек. Столь небольшая цифра для состава длиной 27 500 мм объясняется большим количеством сидений – 90! Впрочем, при иной планировке салона всего с 60 креслами и расчётной плотности 8 чел. / м2, пассажировместимость увеличивается до 260 человек. Страшно представить, сколько народа войдет в эту «электричку» в реальный час пик.

Кроме того, на стенде присутствовала и головная секция другой новинки предприятия – 4-осная модель 71-922 «Варяг». Характерная деталь данной машины – в 3-секционной версии, средняя не имеет колёсной опоры и держится навесу за счёт крепления к головной и хвостовой части. «В сборе» этот трёхсекционный трамвай длиной 21 420 мм рассчитан на перевозку 196 пассажиров при 38 посадочных местах.

Головная секция модели 71-922 «Варяг». Порой кажется, что конструкторы в погоне за пассажировместимостью забывают, что «метроместа» – зло

Euroгаз

Как ни странно, но автобусная новинка была всего одна, зато какая – компания Mercedes-Benz представила в Москве свой новенький Citaro NGT!

12-метровый автобус был представлен не совсем в привычной для нас комплектации – с формулой дверей 2–2–0, характерной для пригородных перевозок, но с салоном, рассчитанным на перевозку 30 сидящих пассажиров и 58 стоящих. Кроме того, предусмотрены два места для инвалидов-колясочников. Кстати, на накопительных площадках установлены страпонтены – два одноместных и два полуторных. Последнее решение показалось весьма оригинальным, но не лишённым смысла – пассажирам с детьми на них точно будет удобно.

Городской Mercedes-Benz Citaro NGT модели 928 02 длиной 12 135 мм. Шесть композитных баллонов для газа традиционно расположены на крыше

Впрочем, основная фишка машины – 7,7-литровый двигатель ОM 936 G мощностью 322 л.с. Рассчитанный на работу на сжатом природном газе он позволит сэкономить не только на разнице в стоимости метана и дизтоплива, но и на обслуживании – межсервисный интервал составляет 60 000 км.

Да, автобус пока не сертифицирован в России и перспективы его у нас весьма туманны, но… в поставку в 2014-м «синей сотни» Mercedes-Benz Turk O345 Conecto LF в парки Москвы тоже не очень-то верилось, однако сейчас автобусы исправно возят пассажиров. Так что поживем – увидим.

«Лаконичность и удобство» – пожалуй, это могло бы стать слоганом, идеально отображающим суть кабины Citaro Салон представлен с «европейской», четырёхрядной планировкой. Во избежание давки предусмотрено две больших накопительных площадки

А ещё на одном из стендов красовался вполне рабочий ЛиАЗ-529222-01 аж 2012 года выпуска. Разделённый на две части яркой полосой, он был призван продемонстрировать технологии косметического ремонта эксплуатируемой техники. Честно говоря, получилось не очень, никакой особой разницы в визуальном (и тактильном) восприятии отремонтированного и исходного салона я не почувствовал, а вот что входить в автобус, у которого вышел весь воздух из пневморессор левого борта, очень неудобно, я заметил. Может, лучше вкладывать деньги в то, что действительно нуждается в ремонте?

Справа – исходный салон, слева – «отремонтированный». Видите разницу? Верно, салон стал темнее из-за иной обивки сидений и… собственно, всё

Впрочем, для тех, кто просто любит автобусы, свою экспозицию традиционно представил музей «Мосгортранса». Отреставрированная техника, расположенная у входа, привлекала внимание всех без исключения посетителей. Тем более, что «ЭкспоСитиТранс» давно стала местом наглядного изучения современных тенденций для учеников и студентов различных транспортных учебных заведений. А желающих прикоснуться к истории было предостаточно…

Комментировать ... >>