Опубликовано: ГП 07-2006

Когда работа в радость
Строительный самосвал Renault Kerax 400

Д. Нестеров, Ю. Петров, фото автора и С. Уколова

Строительный бум, продолжающийся в России как минимум 10 лет, выявил большую потребность в различной строительной технике в целом и современных самосвалах в частности. Особое место в самосвальном содружестве занимают автомобили тяжелого класса, способные за один рейс перевозить до 20...50 т груза.

К сожалению, наша автомобильная промышленность оказалась не в состоянии удовлетворить по­требности рынка в подобной технике. В секторе 3-осных грузовиков грузоподъемностью 20 т российские производители могут предъявить покупателю лишь КамАЗ-6520 (6Х4) да "Урал-IVECO?6539" (6х4), созданный на базе IVECO Tracker. Но объемы выпуска этих грузовиков так малы, что мы практически не наблюдаем их на стройплощадках. Основной моделью, пользующейся огромной популярностью в данном классе, остается МАЗ-5516 и его модификации. Но МАЗ – это уже не отечественный автомобиль, а иномарка "славянской наружности". И, как водится, где не могут наши – там уже иностранцы. MAN, IVECO, Volvo и другие транснациональные корпорации выводят на российский рынок свои новые (а порой и не очень) модели. Импортные автомобили отличаются большим количеством вариантов исполнений, высокой комфортабельностью и, конечно, надежностью.

Концерн Renault Trucks в прошлом году представил на суд публики обновленное семейство 3- и 4-осных самосвалов Kerax общего назначения. Данное семейство выпускают с 1997 года, сменив на конвейере предшественника Maxter. И вот перед нами 3-осный красавец Kerax 400 с чистенькой белой кабиной. Мы протестируем его в различных условиях и на различных дорожных покрытиях. Начнем знакомство с осмотра кабины грузовика.

Рабочее место водителя

КАБИНА...

"Полуторную" 2-местную кабину Renault Kerax 400 позаимствовал у среднетоннажников семейства Midlum. Причем в экстерьере прослеживается поразительное сходство и с кабинами магистральных тягачей Premium Distribution. Напомним, что эти бескапотные кабины собирают на заводе в канадском Блэйнвилле.

С 2005 года в результате модернизации кабина Midlum получила новую облицовку радиатора, бампер и боковые дефлекторы, которые призваны уменьшить забрызгивание ветрового стекла и кузова автомобиля. Однако самосвалов Kerax эти нововведения практически не коснулись.

Кабина с 4-точечным креплением на механической подвеске может откидываться на угол до 60°. Подъем осуществляется гидравлическим домкратом.

Передний бампер выполнен составным, так что при повреждении нет нужды менять его целиком. В бампер вмонтированы мощные фары с двойной оптикой и защитной металлической решеткой. Единственный недостаток – высоко расположена технологическая ступенька. Но с другой стороны, часто лазить на бампер и под переднюю панель нет необходимости. Подножка нужна только для того, чтобы добраться до щеток стеклоочистителя или протереть стекло. А контролировать уровень жидкости гидроусилителя и антифриза в системе охлаждения можно стоя на земле.

Почти как в самолете

Для облегчения посадки в кабину самосвала предусмотрены дополнительные металлические ступеньки с противоскользящим покрытием, обе двери распахиваются на 90°, а при их открывании включается фонарь подсветки ступеней. При посадке водитель пользуется поручнями, расположенными с правой и левой стороны дверного проема.

Интерьер салона выполнен с изысканностью, но без претензии на вычурность. Светлые тона обивки и сглаженные линии элементов передней панели настраивают на продуктивную работу. Эргономика рабочего места водителя продумана до мелочей и заслуживает только похвалы. Все элементы управления, включая рычаг КП и блокировки дифференциалов, находятся буквально под рукой. Панель приборов как бы разделена на три сектора: светосигнальная индикация сгруппирована слева, циферблаты тахометра и спидометра в центре, индикаторы систем справа. Кнопки управления сгруппированы справа от панели приборов и развернуты к водителю. Рулевая колонка с регулировками по углу наклона и кресло на пневматической подвеске позволяют водителю принять удобную позу. Слева и справа от рулевой колонки есть углубления для мелочей. Над ветровым стеклом в верхней части салона предусмотрены ниши под установку магнитолы и колонок. Спальной полки на нашем автомобиле не оказалось, хотя конструкцией кабины она предусмотрена. На это же "намекает" и пульт управления автономным отопителем Webasto, который расположен на уровне головы (если бы полка была в рабочем положении) за водительским сиденьем. Среди прочих удобств отметим дополнительные места для различных вещей и люк в крыше.

Великолепный обзор

...И ВСЕ, ЧТО ПОД НЕЙ

Сердце самосвала Kerax – 6-цилиндровый рядный турбодизель MIDR 062356 с интеркулером, адаптированным для соот­ветствия требованиям международных экологических норм Euro 3. При рабочем объеме 11,1 л его максимальная мощность при 2000 мин­1 достигает 392 л.с., а максимальный крутящий момент составляет 1840 Н·м при 1100...1300 мин-1. Двигатель оборудован системой топливоподачи Common Rail с предпусковым подогревом. Плавно регулируемый вентилятор системы охлаждения рассчитан на работу при температуре до – 40 °С. С точки зрения ежедневного осмотра и обслуживания с двигателем никаких проблем быть не может. Все удобно и доступно. Генератор, ТНВД, помпа, радиатор с вентилятором – все в зоне досягаемости, все может быть помыто, вытерто, обслужено или заменено.

Крутящий момент от дизеля передается по­средством однодискового сцепления с гидроприводом и пневмоусилителем к 16-ступенчатой механической коробке передач ZF 16S151 с тросовым приводом. К ней присоединена коробка отбора мощности, рассчитанная на крутящий момент 500 Н·м.Под кабиной на правом крыле примостили автономный отопитель Webasto, и его размещение не показалось нам оптимальным: зазор между крылом и нижним краем кабины размером с ладонь, а контакты электропитания от летящей из-под колес грязи защищены лишь резиновым кожухом блочного штекера и корпусом самого отопителя.

Кнопка аварийного останова двигателя

ШАССИ И КУЗОВ

Передняя неведущая ось, подвешенная на параболических рессорах, рассчитана на максимальную нагрузку 8 т, а сзади установлена балансирная тележка на полуэллиптических рессорах переменной толщины. Их всего четыре, но они производят впечатление достаточно мощных рессор. Паспортная нагрузка на средний и задний мосты составляет 13 т. Задний мост содержит двухступенчатый редуктор (коническая пара + планетарные ступичные передачи) и механизмы блокировки, как межосевого дифференциала, так и межколесных. Тормозные механизмы всех колес барабанного типа. Их пневмопривод имеет два независимых контура. Система оснащена влагоотделителем и стояночным тормозом с пружинными энергоаккумуляторами. Система воздушных ресиверов расположена в достаточно удобном месте, хотя в ходе эксплуатации (теоретически) она может быть все же по­вреждена. Забегая вперед, скажем, что во время разгрузки при опускании платформы мы измерили расстояние между краном ресивера и лестницей кузова, оно было менее 7 мм (!). Это на новом автомобиле. А в ходе эксплуатации стремянку запросто можно погнуть – за одну ходку лезть в кузов, чтобы расправить и свернуть полог, придется дважды. И тогда нужно будет менять вывороченные "с мясом" ресиверы...

Что касается компоновки шасси, то в данной области концерн Renault является одним из "законодателей мод", поэтому двигатель установлен строго над передней осью с небольшим смещением вперед, что позволяет получить более точную развесовку по осям и правильную нагрузку на дорожное покрытие.

Коробка отбора мощности

Все агрегаты собраны на очень прочной раме. Сама рама собрана из П-образных профилей и состоит из двух частей. Нижняя часть, являясь основным носителем узлов и агрегатов автомобиля, расположена по всей длине, а верхний подрамник начинается за моторным отсеком и тянется назад к шарниру кузова, служа ему ложем и основанием для установки гидросистемы.

Гидросистема подъема грузовой платформы – Hyva International (Нидерланды). В нее входят гидроцилиндр, 60-литровый масляный бак, клапаны, фильтры, поршневой насос производительностью 60 л/мин и трубопроводы. Управление оборудованием осуществляется из кабины.

Центральный упор имеет несколько масленок. Оба ручных упора (каждый из них в отдельности может удержать платформу) позволяют на 100 % зафиксировать кузов в поднятом положении, и можно не волноваться, что он опустится кому-то на голову. Прямобортный кузов производства ООО "Интерпайп ВАН" оснащен задним откидным бортом с верхними шарнирами. Он открывается с помощью пневмосистемы из кабины водителя. На передней стенке борта крепится при помощи кронштейна запасное колесо, лебедка и пара стояночных каблуков. На ней крепится и тент, закрывающий груз во время транспортировки. Борта кузова сварены из 6-миллиметровых листов, а днище – из 8-миллиметровых. Для облегчения разгрузки при минусовой температуре предусмотрен подогрев выхлопными газами.

Колпачки для колесных гаек. Это что-то новенькое!

КОГДА РАБОТА КИПИТ

По роду деятельности самосвалам приходится работать на различных видах дорожного покрытия и в разных пространственных условиях. Следовательно, среди прочего к ним предъявляются повышенные требования в части геометрической проходимости и тяговитости – с одной стороны, и маневренности – с другой. Заметим, что у Renault Kerax и с тем и с другим все в полном порядке. Интереса ради мы решили сымитировать маршрут самосвала от карьера до стройплощадки на плече 10 км, дабы оценить поведение машины в различных условиях.

Kerax не обманул наших ожиданий. Самосвал, не имея полного привода, показал очень неплохую проходимость на грунте. Большой дорожный просвет под балками мостов (314 мм) и соответствующие углы въезда и съезда (25°) позволяют автомобилю без труда преодолевать большинство препятствий. Этому способствует и высокое расположение тормозных цилиндров, топливного бака, системы выпуска отработавших газов и защиты радиатора. Энергоемкая подвеска весьма комфортная и обеспечивает одинаково высокую плавность хода на разбитом асфальте как груженой, так и порожней машины. Принимая во внимание то, что Kerax 400 не внедорожник, этого более чем достаточно.

Благодаря рулевому управлению с гидроусилителем и довольно малому углу разворота (всего 9,5 м) Kerax замечательно себя чувствует и в плотном потоке на автостраде, и в стесненных условиях стройплощадки. Естественно, что автомобиль оборудован полным комплектом зеркал, утвержденным для коммерческого транспорта: крупное панорамное зеркало с водительской стороны и три больших панорамных зеркала с правой стороны автомобиля.

Автономный отопитель Webasto

Учитывая достаточно большое фронтальное и боковое остекление кабины, можно сказать, что обзорность более чем удовлетворительная, и благодаря такому количеству зеркал эта машина практически не имеет "мертвых" зон. Стоит отметить отменную акустическую изоляцию двигателя. Даже при движении с открытыми окнами в кабине можно беседовать, не повышая голоса.

Электронная система управления V-MAC III (базовая комплектация) постоянно рассчитывает оптимальное соотношение расхода топлива и опережения впрыска, осуществляет регулировку на малых оборотах, управляет торможением двигателем, а также различными замедлителями в трансмиссии и выдает аварийные предупреждения.

Таким образом, электроника помогает водителю наиболее полно раскрыть и грамотнее распорядиться потенциалом грузовика. Высоко расположенное сиденье водителя, большая поверхность остекления без мертвых зон, увеличенные зеркала заднего вида, трехскоростные "дворники" с большой площадью охвата и стеклоомыватели высокой производительности делают работу водителя менее утомительной.

Но в нашей бочке меда мы все-таки отыскали ложку дегтя. Касается это погрузки самосвала.

Система подогрева кузова отработавшими газами

Во-первых, в процессе погрузки у водителя нет возможности визуально следить за наполнением кузова из кабины. Для этого ему надо взбираться на 3-метровую высоту по специальной лесенке, расположенной со стороны левого борта автомобиля, что запрещено техникой безопасности. Но не это главное: машинист экскаватора из-за высоких бортов тоже ничего не видит. Следовательно, грузить он будет "под завязку". А это превышение полной массы как минимум на 5...8 т и ускоренный износ гидравлической системы. Проверено на собственном опыте.

Во-вторых, моторно-трансмиссионный блок (МТБ) с гидромагистралью не прикрыт настилом, а расстояние между кабиной и козырьком составляет едва ли не полметра. Сколько груза будет просыпано на раму и КП мимо кузова, зависит лишь от мастерства экскаваторщика или оператора погрузчика.

Разгрузка 20 т материала, роль которого выполнял песок плотностью 1400 кг/м3, не доставила никаких сюрпризов. Полное опорожнение кузова прямым сваливанием на заторможенной машине происходит в три приема (с поочередным отъездом на 1,5 м от фронта разгрузки). Запорный механизм заднего борта четко срабатывал при каждом подъеме-опускании груженого и опорожненного кузова. Время, затраченное на подъем пустого кузова и груженного 20 т грунта с двигателем, работающим на холостых оборотах (700 мин-1), по результатам замеров составило минуту.

Бачок гидросистемы кузова

Увеличение числа оборотов вращения до 1500 мин-1 при подъеме груженого кузова сократило разгрузочный цикл на 28 с. Опускание частично разгруженного или полностью опорожненного кузова занимает 65...68 с.

Злую шутку сыграла "запаска", которая фактически вывела из строя Вячеслава Вальданова – нашего испытателя, сопровождавшего тест. Отметим, что опускать запасное колесо удобнее со стороны моторного отсека. Когда мы попытались опустить запасное колесо для замены, оно зацепилось за рукоятку лебедки. Предохранительная "собачка", призванная не допустить самопроизвольного вращения лебедки, "по закону подлости" не сработала. При попытке освободить колесо от рукоятки неожиданно лебедка раскрутилась с бешеной скоростью и так огрела Вальданова по руке, что он сутки после этого не мог пошевелить распухшими пальцами. Сама рукоятка распалась на составные части. Осталось надеяться, что это была досадная случайность, а не хроническая "болезнь", свойственная всем автомобилям данного семейства.

В остальном же Renault Kerax оставил благоприятное впечатление. Подводя итоги, скажем, что по комфортабельности и поведению на дороге автомобиль почти вплотную приблизился к легковым моделям. А по части проходимости он не очень отстает от своих полноприводных собратьев. И наконец, имеет смысл упомянуть, что клиентам фирмы Renault Trucks предоставляет гарантию один год на грузовик, плюс один дополнительный год на ходовую часть. Для большей уверенности можно заключить договор на дополнительное продление гарантийного срока на 1, 2 или 3 года. Такой договор на обслуживание может значительно облегчить техническое обслуживание и эксплуатацию французского самосвала.


В. Вальданов, испытатель

Особое мнение

Внешность автомобиля завораживает своей монументальностью и одновременно производит впечатление некой компактности. Мое внимание сразу привлекли два момента: "прижатый" к арке переднего колеса бачок омывателя и рессоры задней подвески, состоящей всего из трех листов, но с довольно внушительным поперечным сечением. Листы соприкасаются между собой по концам и в месте крепления: этот вариант усиленной подвески на параболических рессорах используется на шасси Kerax, предназначенных для эксплуатации в российских условиях.

Балансирная подвеска задних мостов оснащена стабилизатором поперечной устойчивости. При полной загрузке подвеска самосвала ни стуком, ни толчком, ни малейшим скрипом не напоминает о себе, и только напряженная работа двигателя и более интенсивные манипуляции с переключением передач дают знать о 33 тоннах металла и песка, перемещающихся в пространстве. Эта идиллия несколько нарушается в незагруженном состоянии – жесткость подвески становится более ощутимой, но, вероятно, невозможно создать подвеску, идеально работающую при нагрузках с разностью в 20 т. Впрочем, пневмоподвеска водительского сиденья компенсирует жесткость порожнего самосвала.

Контроль погрузки

Техническое оснащение машины впечатляет: автономный отопитель, кондиционер, блокировки межколесного и межосевого дифференциалов и, конечно, АBS. Механическая 16-ступенчатая коробка передач интересна простотой организации своего управления: основных механических передач всего четыре, и для их привода как нельзя лучше подходит тросовый механизм включения благодаря его коммуникационным возможностям. Все остальное делает сжатый воздух, управление которым осуществляется двумя клавишами на ручке переключения передач. Одна отвечает за выбор повышенного или пониженного ряда, а посредством второй приводится в действие другой делитель в коробке передач, который каждую из полученных восьми передач может разбить на так называемые "половинки". Такая система побуждает творчески подходить к выбору передачи, и если самосвал долго работает на постоянном маршруте, то вполне можно методом проб выработать оптимальный алгоритм работы с КП.

У нашего автомобиля удлиненная на 400 мм кабина, интерьер которой можно дооборудовать на собственное усмотрение любым образцом бытовой техники, так как есть 12-вольтовая розетка. Места будет достаточно даже для холодильника.

Двигатель мощностью 370 л. с. имеет по четыре клапана на цилиндр, топливную систему Common Rail с электронным дозированием впрыска и обеспечивает экологический уровень Euro 3.

Металлическая защита светотехники

Кстати, "РусПромАвто" и компания "Renault Trucks" подписали соглашение о лицензионной сборке подобных двигателей мощностью до 420 л. с. на мощностях ЯМЗ. Сборка должна начаться с середины 2007 г., т. е. как бы приурочена к моменту внедрения в России экологического стандарта Euro 3. Запланированный объем производства должен составить 20 тыс. двигателей в год, в перспективе после доработки двигатель сможет соответствовать нормам Euro 4.

Хочется отметить очень четкую работу крана управления подъемом платформы. В кузнечном производстве есть своеобразный показатель мастерства, когда кузнец, управляя огромным молотом, может закрыть спичечный коробок. Мы не стали проводить такой эксперимент на автомобиле, но если при определенном стечении обстоятельств такая необходимость когда-нибудь возникнет, с таким органом управления это можно будет сделать легко. Сам рычаг расположен в нижней части дверного проема со стороны водителя так, что им можно управлять, стоя рядом с автомобилем, и при этом визуально контролировать процесс подъема и опускания платформы. И уже после окончания работы с автомобилем мы вспомнили, что все это время выхлопная труба находилась у нас прямо перед лицом, а мы на это не обратили внимания. Таким образом и оценили уровень требований Euro 3.

Коварная лебедка

В итоге редакционного теста самосвала Kerax стало понятно, что это добротный профессиональный инструмент для перевозки сыпучих грузов. Только осталось несколько вопросов к механизму укрытия груза. Сложилось впечатление, что для обеспечения его нормальной работы некоторых конструкционных элементов просто не хватает или их не успели поставить в данном варианте...

Конкуренты

МАЗ-5516

Трехосные самосвалы МАЗ-5516 выпускаются с 1996 года. В них широко использованы узлы и агрегаты других моделей минского автозавода с колесной формулой 6х4. Кабина короткая "дневная" или удлиненная со спальным отсеком. По желанию заказчика на автомобили вместо дизелей Ярославского моторного завода могут устанавливать двигатели Deutz, отвечающие экологическим требованиям Euro 3.

Подвеска впереди – рессорная, сзади – рессорно-балансирная. Тормозные механизмы всех колес барабанного типа без ABS. В качестве дополнительного оборудования автомобили комплектуются автономными отопителями Webasto и сиденьями водителя и пассажира на пневмоподвеске. Автомобили МАЗ выгодно отличают низкая стоимость, простота конструкции и неплохая надежность. А запасные части для грузовиков с избытком есть практически на любой автобазе.

Mercedes-Benz Actros

Трехосные самосвалы с задней и трехсторонней разгрузкой выпускаются концерном DaimlerChrysler AG на базе грузовиков в задне- и полноприводном варианте. В отличие от дорожных моделей для магистральных перевозок самосвальные шасси значительно усилены и повышена их коррозионная стойкость. Автомобили оснащаются короткой "дневной" или средней кабиной со спальным отсеком. Передняя подвеска – рессорная, задняя – рессорная или пневматическая.

Специально для семейства Actros разработано семейство 16-ступенчатых коробок передач с понижающим рядом G211 16 с пневматическим приводом, который был усовершенствован в 2004 году. Теперь КП стала фактически автоматической, так как полностью устранена педаль сцепления, используемая ранее для трогания с места.

Все новые Actros оснащены электронной системой Telligent, объединяющей все бортовые компьютеры в единую сеть посредством шины обмена данных CAN. Эта система контролирует и оптимизирует работу всех основных систем автомобиля, а также диагностирует их неисправности и самостоятельно определяет оптимальный межсервисный пробег.

MAN 33.363 FDK-WW

В России особой популярностью пользуется адаптированный к нашим условиям самосвал TGA 33.363DFK-WW грузоподъемностью 21 т с 13-кубовым кузовом производства отечественной компании "Бецема" и кабиной типа М2000 с подрессоренным водительским сиденьем. Литеры WW (world wide) в индексе модели обозначают, что он относится к "всемирной" серии, т. е. способен работать в любых странах мира и самых сложных климатических условиях.

В базовом варианте автомобиль комплектуется короткой "дневной" кабиной, унифицированной с кабинами других грузовиков и седельных тягачей. Турбодизель D2866 оснащен системой топливоподачи Common Rail и удовлетворяет экологическим требованиям Euro 3. 16-ступенчатая КП ZF ComfortShift с гидроприводом и пневмоусилителем. Подвеска всех колес рессорная.

Редакция благодарит московское представительство Renault Trucks за предоставленный автомобиль.

Комментировать ... >>