Опубликовано: ГП 11-2008

Автобусы IAA: в тисках кризиса ( выставка IAA – 2008 (Internationale Automobil-Ausstellung) )

Александр Трохачёв, фото автора

Ответ на требования времени: экологически чистый трехдверный Mercedes-Benz Citaro FuelCell

Новая версия Mercedes-Benz Travego 6x2 оказалась в центре внимания специалистов и гостей IAA

Лучшим автобусом года-2009 в Европе признан пригородный лайнер Setra S 415 NF

Мировой дебютант Setra S 419 GT-HD (6x2) оснащен камерой второго выхода, 19-дюймовым монитром, адаптивным круиз-контролем ART и системой контроля разметки SPA

Новый игрок вышел на рынок пассажирского транспорта со своим индивидуальным «лицом» – VW Volksbus

Volvo 7700 Hybrid неспроста окрашен в салатовый цвет — он ассоциируется с высокими экологическими стандартами третьего тысячелетия

Новейший турецкий «стиляга» Avenue с затемненными стеклами выступал на улице в роли «зазывалы» на стенд TemSA

TemSA Metropol IC 4х2 имеет сдвижные форточки, что позволяет время от времени не пользоваться кондиционером

TemSA Safari HD со съемной матерчатой крышей создан для автобусных экскурсий по Вене

Magelys Grand Tourism впервые представлен на рынке Германии и, по мнению создателей, имеет неплохие шансы на коммерческий успех

Irisbus IVECO Hybrid EEV со всеми поворотными осями — двумя передними и одной задней

MAN Lion's City 4x2 с низким уровнем пола приглянулся десяткам европейских транпортных компаний

Lion's Regio с обновленным дизайном передней части

Двухпалубный Neoplan Skyliner (6х2) оснащен двигателем Euro 4. Такие моторы будут пользоваться спросом в ЕС до 1 октября 2009 года, когда в силу вступят нормы Euro 5

Пожалуй, самая экстравагантная на сегодняшний день «гармошка» – Phileas, ставшая для европейцев привычной

Белый цвет нынче в моде, и «туристу» VDL Bova (4x2) он очень идет

Яркие цвета тоже в моде: короткобазный VDL Bova в раскраске морковный «металлик»

Год назад, когда рынок коммерческого транспорта был на подъеме, многие сулили ему дальнейший рост. Но грянувший мировой финансовый кризис разразился как раз в то время, когда производители готовились к крупнейшей отраслевой выставке IAA (Internationale Automobil-Ausstellung) в Ганновере. C 25 сентября по 2 октября 2008 года она прошла в 62-й раз, теперь под лозунгом «Nutzfahrzeuge: für alle Unterwegs» – «Коммерческие автомобили: для любых дорог». Компании из 47 стран устроили здесь 152 мировые, 89 европейских и 64 немецких премьеры. Из них на долю автобусов пришлось 30: 21 мировая, 3 европейских и 6 немецких. Рассказ о IAA-2008 мы начнем с обзора новинок пассажирского транспорта.

Пир во время...
Очередная выставка автомобильных средств промышленного назначения прошла в классическом стиле. Наряду с демонстрацией огромного количества новейшей техники и оборудования здесь состоялись бесчисленные семинары и пресс-конференции. Не считая двух пресс-дней, в рамках форума прошли Дни России, Индии, Турции, логистики, фургона и опасных грузов. Ежедневно заслушивались доклады на темы качества в автомобильной промышленности. Состоялся семинар по пассажирским перевозкам. Были подняты проблемы специализации и стандартизации, профобразования и повышения квалификации кадров в Европе. Обсуждались вопросы финансирования сделок, применения AdBlue и защиты климата.
Буквально в каждой брошюре и проспекте присутствовала тема экологии. Например, в транспортном обзоре VDA (немецкая ассоциация производителей автомобилей) отмечено: на длинных дистанциях уровень выброса СО2 у всех видов автобусов составляет всего 32 грамма на пассажирокилометр, в то время как на рельсовом транспорте – 52. На коротких расстояниях разница тоже заметна: 75 граммов у автобусов против 95 у поездов. Городские и туристские лайнеры остаются наиболее популярным видом общественного транспорта, и тому есть подтверждение. Например, в Германии автобусное сообщение для поездок выбирают 46,1% граждан, тогда как услугами метро и трамваев пользуются 35%, а пригородными и региональными поездами железных дорог – 18,9%.
В рамках IAA состоялось награждение победителей европейского конкурса «Автобус года-2009». Прошла презентация машин-участниц 10-го Германского пробега исторических автомобилей «Hanse-Tour». Посетители увидели экспонаты Auwärter-Museum и частных коллекций, стали свидетелями демонстрации решений в области безопасности дорожного движения, смогли посидеть за симуляторами. В выходные дни была устроена Automania – биржа коллекционеров масштабных моделей автобусов и другой коммерческой техники. Все это напоминало крупномасштабный праздник. И только часто употребляемое слово «кризис» заставляло многих спускаться с небес на землю.
С трибун термин «кризис» тоже звучал неоднократно, хотя очень часто выступающие стремились его заретушировать. Оптимизм отдельных ораторов граничил с шапкозакидательским настроением: дескать, несмотря на трудности, мы все равно будем в плюсе. А между тем в кулуарах специалисты говорили о том, что объем заказов на новую технику в августе упал на 10%, а у некоторых фирм – почти на четверть. Фактом стала и возросшая проблематичность получения долгосрочных кредитов. О стоимости дизтоплива, догнавшей ценник бензина марки Super, и говорить нечего. Уменьшился объем предложений техники на вторичном рынке. Ставки фрахта остались на прежнем уровне. Дорожает металл и электроэнергия, растут цены на доставку комплектующих, падает покупательная способность транспортных операторов. Перевозчики говорят о том, что в силу обстоятельств продлят сроки эксплуатации подвижного состава и отложат обновление парка до лучших времен. Производители тоже не будут спешить делать дополнительные инвестиции в обновление моделей. Все это, вместе взятое, ставит отрасль пассажироперевозок в чрезвычайно сложное положение.Но не все так безнадежно.

«Коачи» и «горожане»
Daimler Buses. Mercedes-Benz. Одну из самых впечатляющих экспозиций подготовили сотрудники Daimler Buses. Бренды были сознательно разведены по разным залам. Автобусы Mercedes-Benz базировались в зале с грузовиками, микроавтобусами и мини-вэнами, носителями трехлучевой звезды. Setra стояла обособленно. Но, несмотря на это, компания подводила итоги и оглашала планы за все подопечные марки, включая специализирующийся на городских моделях американский Orion.
По утверждению главы Daimler Buses Харальда Ландманна, минувший год стал самым успешным за всю историю продаж: заказчикам отгружено 39 100 комплектных автобусов и шасси, что на 8% больше по отношению к итогам 2006 года. При этом отмечено, что в настоящее время имеет место переориентация с территории Евросоюза на Азию. Например, вкладываются инвестиции в Индию и, в частности, в компанию Sutlej Motors. Она будет выпускать туристские автобусы на шасси Mercedes-Benz для индийского рынка.
Главной интригой стал Mercedes-Benz Travego, имевший шанс стать обладателем титула «Coach of the Year 2009». И хотя победа досталась марке Setra, его не обделили вниманием. Машина и впрямь достойная. Чего только стоит система активного торможения Active Brake Assist или комплекс фронтальной защиты при столкновениях Front Collision Guard. А еще в активе 8-ступенчатая автоматизированная коробка передач Mercedes GO 240-8 PowerShift. Подробнее о новых системах безопасности мы расскажем в одном из ближайших номеров журнала.
EvoBus GmbH Setra Omnibusse. Люксовый бренд притягивал к себе как магнитом. Причин тому было много: и победа 12-метрового низкопольного Setra S 415 NF в конкурсе «Bus of the Year 2009», и три мировые премьеры. Дебютантами стали: Setra S 416 HDH с системой Active Brake Assist, 15-метровая Setra S 419 GT-HD, ComfortClass 400 с улучшенным кокпитом.
Пригородная серия MultiClass 400 с низким уровнем пола официально дебютировала в Ганновере два года назад. Она дополнила семейство MultiClass 400 UL с высоким уровнем пола. К моменту официального признания профессиональным жюри этого лайнера лучшим среди равных было продано более 570 таких машин. Весомым вкладом в победу стало и успешное участие Setra S 415 NF в «Bus Euro Test 2008», итоги которого подводились в Берлине.
При габаритной длине 11 950 мм Setra S 415 NF обладает относительно небольшой высотой 3049 мм, что позволяет автобусу легко проезжать даже под низкими мостами в сельской местности. Двигатель тоже подобран с умом: 6-цилиндровый рядный, Mercedes-Benz OM 457 hLA (EEV) с отдачей 220 кВТ/ 299 л.с., а больше для пригорода и не нужно. В паре с мотором силовой привод осуществляет КП ZF Ecomat HP592. В салоне установлены кресла Transit – 40 штук для пассажиров и одно для водителя.
Люксовый лайнер Setra S 416 HDH с Active Brake Assist (АВА) тоже стал объектом паломничества. Эту систему концерн тестировал на грузовиках с 2006 года. За это время техника клиентов, оборудованная АВА, суммарно накрутила более 350 млн. км. Но достоинства суперлайнера длиной 13,02 м этим не ограничиваются. К его изюминкам относится и прозрачная крыша, благодаря которой в салон попадает больше естественного света. Кстати, в 4-звездном исполнении Setra S 416 HDH предоставляет комфорт 50 пассажирам.
Достойный представитель ComfortClass 400, 15-метровый Setra S 419 GT-HD, в Ганновере был показан с мерседесовским двигателем ОМ 502 LA V8 уровня Euro 5. Его потенциал обозначен цифрами 350 кВт/ 476 л.с., что в сочетании с 12-ступенчатой автоматизированной трансмиссией ZF AS-Tronic AS 2300 наделяет водителя хорошими возможностями. Салон немецкого красавца рассчитан на 60 пассажиров, для которых создан максимум удобств. Например, мультимедийная система оснащена 19-дюймовым монитором. Бортовой кондиционер мощностью 39 кВт эффективно охлаждает и очищает поступающий воздух. Есть даже мини-кухня с 5-литровым бойлером. Но куда важнее наличие таких систем активной безопасности, как контроль за соблюдением дорожной разметки Lane Assistant и устройство поддержания заданной дистанции Distronic.
На стенде Setra оказалось и много других объектов, достойных внимания. Например, многих привлекал рестайлинговый двухпалубный флагман S 431 DT. Водители обсуждали достоинства системы освещения поворотов и фар, сделанных по LED-технологии, а транспортники устраивали неформальный «круглый стол» по поводу эффективности комплекса пассивной безопасности Front Collision Guard. О важности систем защиты транспортных средств говорят данные статистики.
Volkswagen. Самая неожиданная премьера салона – VW Volksbus 18-320 EOT. Лайнер, окрашенный в цвет «серый космос», сиротливо стоял напротив стенда Volkswagen рядом с выпускаемыми в Бразилии грузовиками Castellation. По внешнему виду автобус вроде самобытный, достаточно взглянуть на оригинальные двойные стойки наружных зеркал. Но передние фары очень уж напоминают оптику «Грузовика года-2008» MAN TGX. А внутри машина действительно не похожа на европейских одноклассников. Взять хотя бы герметичную перегородку между кокпитом водителя и пассажирским салоном, сделанную в целях безопасности и повышения комфорта.
Автобус оснащен двигателем Cummins ISC стандарта Euro 3, что говорит о позиционировании новинки для определенных рынков. В Западной Европе ему точно делать нечего. В качестве трансмиссии используется КП Eaton FSBO 9406AE. В стандартном оснащении резина на колесах размером 295/80 R22.5 посажена на полированные алюминиевые диски 8.25''х22.5''. За дополнительную плату можно получить стальную «штамповку» 7.25''х22.5'' и правый руль. Возможно, в силу своей молодости машина еще сыровата, но в любом случае мы о ней еще услышим. Как бы не пришлось ее брать на тест в России!
Volgabus. Немецкое представительство «Волжанина» оборудовало стенд довольно удачно – рядом с польским Solaris и недалеко от турецкой TemSA. И хотя в экспозиции было всего две модели, этого оказалось достаточно, чтобы заинтриговать визитеров. Правда, городской CityRitm 12 экспонировался и на прошлом «Ганновере», а вот туристский Delfin был показан впервые. Тем не менее в списке премьер его почему-то не оказалось. Это еще раз говорит о том, что даже официальная информация не всегда является полной и достоверной.
В отличие от одноименного лайнера, показанного на выставке «КомТранс» в Москве, привезенный в Германию Delfin имел другую окраску и модернизированный салон. Но кузовные панели остались прежними, и проблема с перегородкой на ветровом стекле не решена. Очевидно, завод так и не нашел поставщика, готового за разумные деньги отлить деталь большой площади и большой кривизны. А раз так, путь к сердцам европейских перевозчиков у компании будет сложным...
Minsk automobile plant. На европейский дебют сподобился автобусный филиал Минского автозавода. На суд публики был представлен МАЗ-203176 с новым кузовом. Свежий дизайн – это, конечно, хорошо. Но вот пугать европейцев шестизначными индексами не надо! В автобусной среде это уже атавизм, который чаще всего встречается на китайской технике. Почему бы не дать автобусу собственное имя, простое и хорошо запоминающееся?!
BMC Sanayi ve Ticaret A.S. На 44-м году своего существования крупнейший турецкий производитель коммерческой техники заявил о себе на IAA в полный голос. В активе компании две мировые автобусные премьеры: школьный Alyos и низкопольный городской Hawk длиной 9,8 м.
«Школьник» Alyos School Bus оснащен 300-сильным дизелем Cummins ISBe4+ и механической коробкой передач ZF S6 85. Он может быть не только городским, но и региональным транспортным средством для перевозки учащихся. Автобус окрашен в ярко-желтый цвет и не имеет в салоне острых углов и кромок, других травмоопасных элементов конструкции. По словам представителей компании, этот «школьник» рассчитан преимущественно на рынки Франции, Португалии и Италии.
Второй дебютант, Hawk Low Entry City Bus, рожден только для городской стихии. В него монтируется дизельный двигатель Cummins ISBe5 с «табуном» 285 «лошадей». Для обеспечения комфорта пассажирам и облегчения труда водителя конструкторы решили ставить автоматическую трансмиссию ZF 6НР504с. Но что удивительно: во время выставки транспортные операторы интересовались не только этими новинками, но и обычной 35-местной моделью Probus 850 и компактной 17-местной Megastar 400 MHE.
Solaris Bus & Coach S.A. Говоря о результатах коммерческой деятельности за 2007 год, многие производители употребляли прилагательное «рекордный», и польский Solaris не исключение. За отчетный период он продал 302 пассажирские машины на внутреннем рынке (299 автобусов и 3 троллейбуса), что позволило ему увеличить собственную долю до 23,18%. Объем экспортных поставок достиг 400 единиц. При этом на важнейшем для себя немецком рынке производитель упрочил позиции с долей 5,41% (225 поставленных автобусов). С этим результатом Solaris является третьим импортером пассажирских машин в Германии после EvoBus и NEOMAN. Общее количество проданных единиц пассажирского транспорта (702) на 20% больше, чем годом ранее. В целом продажи и доходы Solaris в последнее время выглядели так:
2004 г. – 489 ед./ 102 млн. евро
2005 г. – 610 ед./ 164 млн. евро
2006 г. – 579 ед./ 139 млн. евро
2007 г. – 702 ед./ 189 млн. евро
Важнейшими изделиями продуктовой линейки Solaris были низкопольные и пригородные Urbino: за минувший год их выпущено 656 единиц. В числе других моделей – 35 троллейбусов Trollino и 11 туристских лайнеров Vacanza, а также 4 автобуса, оборудованных по специальному заказу. В текущем году доминирующий спрос на Urbino сохранится, причем не только на польском рынке. По заявлению руководства компании, годовой итог-2008 должен превысить планку 1000 проданных автобусов. Уверенность в осуществимости таких планов придают крупные заказы – например, поставка 225 единиц Urbino для транспортного оператора Дубаи. А впереди – чемпионат Европы по футболу 2012 года, который пройдет на территории Польши и Украины. Solaris намерен использовать эту возможность себе во благо.
В Ганновере Solaris устроил сразу три мировые премьеры: Urbino 18 Hybrid второго поколения, новой модели Alpino 8,9 LE и Urbino 12 с полностью измененным интерьером.
Гибридный «горожанин» настолько хорош, что его версия первого поколения (кстати, дебютировавшая на IAA-2006) с декабря 2006 года поставляется в Дрезден, с июля 2007 года в Ленцбург (Швейцария), с января 2008 года в Бохум (Германия) и с сентября 2008 года в Лейпциг. С мая текущего года автобус второго поколения работает в Бремене, с июля – в Ганновере, с августа – в Мюнхене, с сентября – в Глонн-Шлахте (Германия), а с октября – в Познани. Гибрид хорош тем, что в сравнении с обычным дизельным автобусом экономичнее на 22–24%, у него уменьшенный на 78% выброс вредных веществ. Автобус Urbino 18 Hybrid первого поколения оснащали двигателем Cummins рабочим объемом 8,9 л и мощностью 243 кВт/ 330 л.с. У представителя второго поколения 6,7-литровый мотор с отдачей 178 кВт/ 242 л.с. развивает максимальный крутящий момент 1005 Н.м при 1500 мин–1. Кроме того, на борту есть две батареи по 75 кВт, срок службы которых составляет 6 лет. Топливный бак рассчитан на 450 л дизтоплива, бак с AdBlue – на 40 л реагента. Салон Urbino 18 Hybrid располагает 44 креслами, а максимально может иметь 53.
Формула Alpino 8,9 LE – максимум объема при минимальных размерах. Автобус среднего класса длиной всего 8,9 м и шириной 2,4 м предоставляет 27 пассажирских мест. В его моторном отсеке в базовой комплектации стоит двигатель Cummins с потенциалом 178 кВт/ 242 л.с. Тем, для кого важна мощность, можно обратить внимание на опциональные силовые агрегаты. Все они стандарта Euro 5, который вступит в силу с 1 октября 2009 года.
Третий новичок рынка, улучшенный Urbino 12, предстал с новой приборной панелью и дружелюбным интерьером. «Горб» в центральной части крыши выдавал систему питания – природный газ, и потому догадаться об экологичности автобуса можно было не только по приставке CNG в индексе.
Volvo Bus Corporation. Шведам, имеющим титул «Автобус года-2008» за модель 9700, козырнуть мировой премьерой не довелось. Но немецкий дебют Volvo 7700 Hybrid не остался незамеченным. Его главный козырь – экологичность – пришелся многим европейцам по душе. Трехдверный кузов рассчитан на перевозку 95 пассажиров. Высота входа при этом совсем небольшая: 25, 27 и 27 см в переднем, среднем и заднем дверных проемах. Тормоза на всех колесах дисковые с электронным управлением. Искусственный интеллект управляет и работой пневматической подвески. Для облегчения посадки и высадки пассажиров есть функция книлинга.
В сравнении с аналогами, работающими на дизтопливе, уровень выброса углекислого газа Volvo 7700 на 30% меньше, а объем других вредных примесей сокращен наполовину. Работает гибридный «швед» от обычного дизельного двигателя и параллельного привода Volvo I-SAM. Когда скорость автобуса не превышает 15–20 км/ч, в дело вступают аккумуляторные батареи, а в остальных случаях задействован дизель. В общем, все как обычно, но руководителю проекта Перу Фэйду есть чем гордиться: вместе с коллегами он создал востребованный рынком продукт.
TemSA Europe NV. Лишь незадолго до окончания пресс-конференции сотрудники компании открыли занавес, за которым скрывалась главная новинка сезона – 12-метровый Avenue для пригородного сообщения. Его габаритная высота составляет 3 м, а с кондиционером на крыше 3,2 м. Лайнер призван доставлять пассажиров из центра города на рабочие окраины и в жилой пригород. Его экстерьер разработан в стиле городского автобуса с низким уровнем пола, хотя салон в корме поднят как в хорошо знакомой россиянам модели Scania OmniLink.
В моторном отсеке может быть установлен двигатель DAF PR228S3 стандарта EEV мощностью 228 кВт/ 310 л.с. при 2200 мин–1. С ним агрегатируют 6-ступенчатую автоматическую коробку передач ZF 6 HP 594 с ретардером 6+1S. В качестве альтернативы предлагается дизель Cummins ISBe4 250 уровня Euro 4. А трансмиссией служит «автомат» Voith D0854-5 с ретардером 4+1S. Число мест зависит от конструкции: в низкопольной версии оно составляет 32, а в полунизкопольной – 38.
Otokar. Празднующий в этом году свое 45-летие турецкий производитель автобусов показал новинки годом ранее на профильной выставке Busworld в Кортрийке. На ганноверскую ярмарку коммерческих машин он приготовил две новые версии моделей Vectio и Navigo.
Девятиметровый Vectio – стопроцентный представитель пассажирских машин среднего класса. Впервые показав эту модель два года назад, на IAA-2008 завод прикатил сразу четыре ее модификации: S, LE, U и T. Версия Vectio S предоставляет купившим билеты туристам 35 мест плюс место водителя и гида или сменного шофера. Объем багажных отделений невелик – 3,5 куб.м, но предполагается, что возить челноков с их баулами а-ля «смерть носильщика» он не будет. Машину приводит в движение мотор MAN D 0836 LOH56 уровня Euro 4. Благодаря высокому крутящему моменту с пиком в 925 Н·м при 1200–1800 мин–1 автобус для междугородных перевозок отлично справляется с нагрузкой.
Точно таким же силовым агрегатом оснащен Vectio U, нацеленный на пригородные перевозки. Его основными пассажирами рассматриваются рабочие и служащие загородных и пригородных учреждений. Места для их багажа на борту не так уж много – всего-то два кубометра грузового отделения. Зато вариантов компоновки сидений завод предлагает на выбор три. Можно заказать 29 посадочных мест + 12 для стоящих + 1 водительское + 1 кондукторское. Если пренебречь «плацкартой» билетерши, число стоящих пассажиров увеличится до 14 человек. Наконец, можно поставить 33 сиденья и тогда для стоящих пассажиров останется 8 условных мест.
Vectio серии LE с передней и средней дверью и низким уровнем пола создан исключительно для городских перевозок. Не считая кресла водителя, он оборудован 25 сиденьями и рассчитан еще на перевозку 40 пассажиров стоя. В его моторном отсеке установлен двигатель Deutz TCD 2013 LO4 4V стандарта Euro 5. Максимальный крутящий момент этого мотора чуть скромнее данных предшественника, но в городе и его потенциала достаточно: 800 Н·м при 1200–1700 мин–1.
Самые большие багажные отсеки объемом 4,6 куб.м у модификации Vectio Т. Автобус рассчитан на 35 пассажиров, плюс места водителя и сменщика. Двигатель у него точно такой же, как на Vectio LE. Этот автобус наверняка приглянется транспортным операторам для перевозки туристов в городах с плотной застройкой и комфортабельного путешествия на небольшие расстояния.
Семиметровая модель Otokar Navigo была презентована в двух версиях: 185 LX и 185 SH. Обе оснащены дизельным двигателем Cummins ISBe4 185, отвечающим нормам Euro 4 с помощью AdBlue. Мотор развивает максимальный крутящий момент 700 Н·м при 1500 мин–1. Салон модификации LX вмещает 17 сидящих пассажиров, а в случае использования автобуса для корпоративных целей в коридоре могут быть дополнительно установлены 1+2 сиденья (максимально возможное число мест 27+1). Версия SH пригодна и для регионального туризма, но все-таки основное назначение – пригородные перевозки. Она может предоставить перевозчику 29 или 33 посадочных места, плюс 6 для стоящих пассажиров. На выставке была модификация с салоном 31+1.
Sitcar S.p.A. Впервые на рынке Германии фирма «засветила» свой хит сезона – модель Marlin. Это не «вариация на тему», а полностью свежая разработка. Автобус получил новый кузов, который монтируется на новое шасси.
Omnibus-Trading B.V. Любопытная новинка немецкого рынка – компактный Sunset XL. Его кузов выполнен из усиленного стеклопластика, за счет чего удалось снизить массу и расход топлива. Салон рассчитан на 22 пассажира плюс места водителя и его сменщика (или экскурсовода). К услугам путешественников есть багажное отделение объемом 3 куб.м.
IVECO Magirus AG. Люксовый туристский лайнер топ-класса Irisbus Magelys уже катался по разным выставкам и презентациям, и потому в Ганновере был маркирован немецким дебютом. И хотя папарацци не спешили тратить на нее пиксели своих фотокамер, представителей фирмы это не очень беспокоило.
Fabryka Autobusow SOLBUS Sp. z o.o. Польский производитель пассажирских транспортных средств открыл миру элегантный SM12 LNG. Это совершенно новая модель с инновационным двигателем, работающем на газе. Некоторые специалисты рассматривают SM12 LNG как альтернативу новоявленным «гибридам», хотя и у того и у другого решения есть свои горячие сторонники и ярые противники.
Kutsenits. Еще один мировой дебютант – Hydra-Hybrid-Citybus, первый городской автобус с гидравлическим приводом и тормозной системой, позволяющей накапливать энергию торможения в аккумуляторных батареях. Это дает возможность экономить на дизтопливе, поскольку старт с места осуществляется с использованием только электрической энергии. Разумеется, и степень загрязнения окружающей среды у этого автобуса гораздо ниже, чем у одноклассника с дизельным двигателем.
NEOMAN Bus GmbH. MAN. В перечне автобусных премьер брендов MAN и Neoplan почему-то не оказалось, хотя достойных внимания объектов было предостаточно. Прежде всего это касается серийной модели MAN Lion’s City Hybrid. О ней мы уже рассказывали в обзоре «Царская охота» (см. «ГП» № 9, 2008, с. 31). Но 30%-ная экономия топлива и массовое производство с 2010 года заслуживают того, чтобы ознакомиться с ней до мельчайших деталей.
С 2009 года MAN запускает производство двигателей D26 LOH мощностью 505 л.с. с двойным турбонаддувом. Такой внушительный потенциал нужен для уверенного движения в горной местности. А первым носителем топового мотора станет Neoplan Starliner. Между прочим, это будет самый мощный двигатель на рынке пассажирских машин. Еще одна «моторная» новость касается того, что с 2009 года, после внедрения системы бортовой диагностики OBD2, мощность двигателей городских и междугородных автобусов по предложению Second-Line будет увеличена с 280 до 290 л.с.
Новинки MAN – это еще и троллейбусы с новым дизайном и измененным логотипом. У дилеров MAN теперь можно заказать автобус Lion’s City LE со светодиодными задними фонарями. Впрочем, ни это, ни тот факт, что в передних фарах появились серийные секции освещения для движения в дневное время, наших перевозчиков не волнует: продажи этих моделей в России идут ни шатко ни валко.
Традиционно MAN показал свои автобусные шасси, на этот раз принципиально обновленные. По уверению сотрудников компании, этому предшествовал детальный анализ рынка и опросы клиентов. В результате MAN предложил модель двухосника с повышенной до 19 т допустимой полной массой. Новая версия Lion’s Shassis подразделяется на 5 модулей. Фронтальный модуль может располагать водительским местом как с правым, так и с левым расположением рулевого управления. Есть также надежная неподвижная ось для городских автобусов с высоким полом и низкорамная – для машин с низким уровнем входа. Для туристских лайнеров предусмотрены модули с независимой подвеской колес. Для привода имеются модули с поддерживающей осью и без нее, в которых передачу усилия обеспечивает гипоидная ось. На комплектные шасси устанавливают двигатели мощностью 250–480 л.с. и кузова длиной до 14,7 м.
NEOMAN Bus GmbH. Neoplan. Широкая публика увидела междугородные лайнеры Neoplan Starliner, Cityliner L и Tourliner С длиной 13,26 м с современной технологией MAN Pure Diesel, позволяющей выполнять высочайший на сегодняшний день добровольный экологический стандарт EEV. Кстати, в новых вертикальных двигателях D20 и D26 с системой впрыска Common Rail для туристских автобусов MAN применяет запатентованную технологию PM-KAT. Именно она позволяет выполнять нормативы EEV без дополнительных эксплуатационных материалов. Мановский фильтр не требует обслуживания и хорошо задерживает мелкие частицы.
У туристского лайнера среднего класса Tourliner С длиной 13,26 м короче колесная база по сравнению с Tourliner L. Но при 4-звездной классификации он способен перевозить такое же количество пассажиров. При этом он маневреннее и экономичнее, а значит, выгоднее в плане эксплуатационных затрат. Выставочный экземпляр был оборудован 400-сильным двигателем D20 с технологией AGR, не требующей присадок и соответствовал стандарту EEV.
Одной из самых ярких презентаций на IAA стал показ нового туристского лайнера Neoplan Cityliner L. При длине 13,99 м у него внушительные багажные отсеки суммарным объемом 11,4 куб.м и до 59 посадочных мест по уровню классификации «3 звезды». В дополнение к серийно устанавливаемой системе курсовой устойчивости ESP, адаптивному круиз-контролю ACC и системе слежения за дорожной разметкой LGS производитель предлагает электронную систему управления амортизаторами CDS. Ею уже оснащены 40% трехосных автобусов. Водитель может выбрать одну из двух степеней жесткости подвески, адаптируя ее к определенному состоянию дорожного полотна и конкретному варианту загрузки.
Еще любопытнее неоплановская линия продукции Individual. Она позволит делать туристские лайнеры действительно индивидуальными, используя собственное производство или сотрудничество с сертифицированными специалистами по монтажу и демонтажу оборудования. Наглядно это было продемонстрировано на версии Neoplan Starliner с деревянным полом и эксклюзивной кабиной с тремя сиденьями.
VDL Bus&Coach B.V. Мировая премьера модели Citea CLE 120-310 не осталась незамеченной. Это уже вторая модель нового поколения пригородных пассажирских машин с низким уровнем пола. Ставка на пригород наглядно отражает тенденции увеличения рыночного спроса именно на такие автобусы.
TS Fahrzeugtechnik GmbH. В последнее время нечасто нас балуют концептуальными автобусами, и вот случилось! Немецкая компания нашла точку приложения усилий и запустила пробный шар в виде полностью низкопольного мини-автобуса TS Liner. Возможно, за такими машинами и нет глобального будущего, но перспективы, безусловно, имеются.
King Long Deutschland GmbH. Представитель китайского автобусостроителя устроил три премьеры: одну европейскую (XMQ 6121 G) и две немецкие (XMQ 6900 и XMQ 6127). На прошлом «Ганновере» King Long тоже выставлялся, и если вы думаете, что китайская техника была обделена вниманием перевозчиков, то вы очень заблуждаетесь – на стенде был аншлаг!

Новое оборудование
В разделе автобусных премьер оказалось немало изделий, не являющихся собственно транспортом, – кондиционеров, кресел, бортовых холодильников и т.п.
Компания Ege Sogutmacilik A.S. устроила мировую премьеру кондиционера ES384 и холодильника Р485Е. Особенность первого – малый вес, небольшое энергопотребление, компактная длина. Производитель Konvekta AG порадовал сверхлегкой климатической установкой. Ее масса на 30% меньше аналогов других брендов. У нее небольшой выброс углекислого газа, а использованные в ее производстве материалы могут подвергаться вторичной переработке. Наконец, у изделия низкая стоимость.
Дуплетом мировых новинок выстрелила фирма Farhym Farplas Gebze Kocaeli Turkey. Она показала потолочный блок системы кондиционирования воздуха Klimadecke и новое сервисное сиденье C-Class для автобусов. Но что это такое в сравнении с продукцией Mobil Elektrobik! Участник выставки блеснул первым в мире рулевым управлением EHLA, предназначенным для сочлененного автобуса APTS Phileas. Электронно-гидравлическая система устройства уже заслужила доверие заказчиков. И не исключено, что потребителями новинки станут и менее экзотические пассажирские машины.
В категории мировых премьер компания Voith Turbo GmbH Co. KG представила электрическую трансмиссию, работающую параллельно с гибридным приводом. Немецкая фирма Kirschbaum Verlag GmbH Bonn впервые в Европе презентовала обучающую программу EU professional motorist KOM для совершенствования подготовки водителей коммерческого транспорта. Конечно, это еще не все новинки. Но у нас будет возможность донести недостающую информацию в новостях и статьях. Как говорится, за нами не заржавеет.

Объем и доля Daimler Buses на рынке автобусов полной массой более 8 т

Страна, регион 2006   2007  
  Число, ед. Доля рынка, % Число, ед. Доля рынка, %
Европа 42010 21 42520 21,5
Западная Европа 26490 25,4 26600 26
В том числе Германия 4920 52,2 4770 55,4
Восточная Европа (без Турции) 13740 7,1 14320 9,8
Турция 1780 62,5 1600 52,1
Северная Америка 8200 11,3 9300 8,5
Мексика 9960 54,4 8850 60,1
Южная и Центральная Америка 34100 48,9 42050 47,3

Объемы продаж Daimler Buses на рынке автобусов полной массой более 3,5 т

Страна, регион 2006 2007
Европа (без Турции) 8670 9140
Западная Европа 6540 6950
В том числе Германия 2630 2790
Восточная Европа (без Турции) 2130 2190
Турция 1120 810
Северная Америка 920 790
Мексика 5420 5320
Южная и Центральная Америка 17120 20070
Азия 1110 1320
Африка 2660 2120
Австралия и Тихоокеанский регион 290 290
Всего 36190 39050

Число ДТП с участием коммерческого транспорта на 1 млн км (источник: Federal Office of Statistics)

Год Грузовики Автобусы
1970 1,9 3
1980 0,9 2,1
1990 0,8 1,6
2000 0,6 1,6
2006 0,4 1,5

Структура экспорта Solaris Bus & Coach в 2007 году

Поставки Urbino Trollino Vacanza
Экспорт 366 32 2
Польша 290 3 9
Всего 656 35 11

Рынок новых автобусов Польши в 2007 году

Производитель Торговая марка Число, ед. Доля рынка, %
Solaris Bus & Coach Solaris 299* 23,18
Polskie Autobusy Autosan 250 19,38
Kapena S.A. Kapena-Irisbus 136 10,54
Polkie Autobusy Jelcz 134 10,39
FA Solbus Solbus 105 8,14
Scania Polska Scania 98 7,6
MAN-Star Trucks MAN 82 6,36
EvoBus Polska Mercedes-Benz 69 5,35
Volvo Polska Autobusy Volvo 35 2,71
VDL Bova Polska VDL Bova 30 2,33
AMZ Kutno AMZ** 27 2,09
EvoBus Polska Setra 15 1,16
SOR Libchavy SOR 5 0,39
Wowo Bialystok Isuzu 4 0,31
MAN-Star Trucks Neoplan 1 0,08
Всего:   1290 100
*Без учета 3 единиц троллейбусов Solaris Trollino. **AMZ – Municipal Bus Company, Варшава.      

Новая модельная программа MAN Lion’s Chassis

Модель Применение шасси Мощность двигателя, кВт/ л.с. Длина кузова, м Допустимая полная масса, кг
LC 19.xxx LE Городской автобус, низкий вход, 2 оси 184/250–235/320 11–13 19000
LC 25.xxx LE Городской автобус, низкий вход, 3 оси 235/320–265/360 13,4–14,7 25700
LC 19.xxx IC Междугородный, городской автобус, высокий пол, 2 оси 213/290–265/360 11–13 19000
LC 19.xxxСО Туристский автобус, 2 оси 294/400–353/480 11–13 19000
LC 26.xxxСО Туристский автобус, 3 оси 323/440–353/480 13,4–14,7 26000
Примечание. Как читать обозначение LC 19.xxx LE: LC – Lion’s Chassis, 19 – технически допустимый вес в тоннах, ххх – мощность двигателя в л.с., LE – Low Entry (низкий вход). Другие сокращения: IC – Intercity (междугородный), CO – Coach (туристский).        



Комментировать ... >>