Опубликовано: ГП 12-2006

Затруднённое дыхание улучшает понимание

К. Закурдаев, фото автора

Видимо, чрезмерная загрязненность воздуха стала ощущаться даже в кондиционированных лимузинах городского руководства, в результате чего оно пришло к пониманию, что проблему нужно решать, и решать в пожарном порядке! Один из шагов в поисках такого решения – проведение в Москве международной конференции «Альтернативные источники энергии для больших городов».

Прибывший на ее открытие Юрий Лужков признал первостепенную значимость вопроса улучшения экологических характеристик эксплуатируемых в городе автомобилей и даже прокатился за рулем одного из них. Правда, это была импортная Honda Civic IMA, поставки которой в Россию начнутся осенью следующего года, а не оснащенные нетрадиционной топливной системой «Бычок», КамАЗ, «ГАЗель» или «Нива», экспонировавшиеся на специально отведенной площадке. Естественно, рулить автомобилем, в создание которого вложено денег больше, чем во всю присутствующую на выставке российскую технику вместе взятую, доставляет огромное удовольствие!

Хотя по большому счету, отечественные машины на альтернативном топливе окажутся на улицах Москвы или зарубежные – принципиальной роли не сыграет. На фоне трехмиллионного столичного автопарка они окажутся даже не каплей – молекулой в море и не окажут сколько-нибудь заметного влияния на улучшение городской экологии.



«ГАЗель» на водороде

У «ГАЗели», работающей на водородном топливе, нет ни топливных элементов, ни электромотора – главных атрибутов создаваемых во всем мире водородных машин. Под капотом оставлен обычный серийный ДВС, из-за чего от использования бензина полностью отказаться не удалось – если на малых оборотах (приблизительно до 1800 мин-1) силовой агрегат способен устойчиво работать на чистом водороде, то с их увеличением без добавления бензина уже не обойтись. Разработчиков это не смущает – сейчас в Москве автомобили больше простаивают в пробках, чем едут, поэтому двигатели большую часть времени работают на холостых, весьма низких оборотах. Именно в проблемной, с точки зрения экологии, городской черте «ГАЗель» значительную часть времени будет потреблять исключительно водород, выбрасывая в атмосферу лишь пар. А за городом, где средняя скорость выше и в цилиндры двигателя вместе с водородом постоянно будет подаваться бензин, ухудшение экологических характеристик не столь критично, как в мегаполисах, задыхающихся от выхлопных газов.

Одна беда – по сегодняшним меркам водородное топливо слишком дорого (цена килограмма порядка 10 евро), и без хороших материальных стимулов в качестве альтернативы бензину ни один перевозчик его использовать не станет. Поэтому, хотя экспериментальная водородная «ГАЗель» уже бегает по столичным улицам, вряд ли стоит ожидать, что в обозримом будущем такие автомобили появятся в большом количестве.

КамАЗ на диметиле

Диметиловый эфир очень едкий, поэтому заправлять им автомобиль – дело непростое. Зато по чистоте выхлопа это топливо лишь немного уступает водороду, да и в получении обходится гораздо дешевле. Чтобы исследовать возможность применения диметилового эфира, в компании «Мосавтохолод» приступили к эксплуатации КамАЗа-рефрижератора с топливным оборудованием и двигателем, доработанными для его использования. Заправляют грузовик на временной заправочной станции, а постоянно функционирующая заправка появится только в следующем году.

Конечно, то, что она будет построена в единственном числе, серьезно ограничит радиус применения рефрижератора, хотя его 380-литрового бака с диметил-эфиром хватает для пробега 600 км. Если этого окажется недостаточно или же от экспериментов с диметиловым эфиром будет решено отказаться, двигатель грузовика можно переключить на питание привычной соляркой.

Газ и впрыск – понятия совместимые!

Для перевода на газ карбюраторных двигателей выпускают немало специальной аппаратуры, как отечественной, так и зарубежной. А вот с газификацией инжекторных двигателей дело обстоит сложнее.

В нашей стране промышленный выпуск подобной аппаратуры организовала московская компания «Славгаз». На выставке она представила «Соболь», под капотом которого размещена топливная система «Фаворит», позволяющая перевести на потребление метана или пропана любой двигатель, оборудованный системой впрыска топлива. Главная особенность системы – оригинальные форсунки, которые монтируются на блоке цилиндров рядом со штатными. По словам разработчиков, широкому внедрению созданной ими системы препятствует лишь высокая цена.

Не сжимать, а сжижать

Сжиженный метан отвоевывает свое место под столичным солнцем довольно давно. И отвоевывает его главным образом у того же метана, но потребляемого в сжатом виде. Сжижение этого газа позволяет значительно, до 450...500 км, увеличить запас хода автомобилей, при этом отказавшись от оборудования их громоздкими, занимающими много места баллонами. Одно «но» – в сжиженном состоянии метан можно хранить при температуре не выше –160 °С! Поэтому два демонстрируемых на выставке ЗИЛа пришлось оснастить особыми криогенными баками, по сути представляющими собой термосы. Казалось бы, в случае простоя подобного автомобиля сжиженный газ скоро охладится, а значит, придет в негодность. Но, по словам разработчиков, созданные ими баки держат заданную температуру топлива около трех недель! А может, и дольше – просто никто никогда не пробовал хранить сжиженный метан в установленных на грузовиках криогенных баках продолжительное время.

Цена бензина больше не волнует!

«Цена бензина меня не волнует» – такой лозунг был написан на стеклах темно-синего симпатяги Volkswagen Caddy. Газотопливная система этого автомобиля установлена самим производителем. Для москвичей он стал настоящим открытием – до выставки мало кто знал о существовании фирменной газобалонной модификации популярного грузопассажирского фургончика! При этом в Европе Volkswagen уже несколько лет продает всю гамму своих малотоннажников со штатно установленным оборудованием для работы на сжатом метане. Теперь их поставки начинаются и в нашу страну.

Бензин плюс электричество

Одним из главных сюрпризов выставки стала демонстрация отечественного автомобиля-гибрида – старой, местами проржавевшей «Нивы», гордо вставшей в одну шеренгу с шикарными новенькими бензино-электрическими Lexus RX400h, Lexus GS450h и Honda Civic IMA. Гибридизацией отечественного внедорожника занимался Московский государственный автомобильный университет. Его специалисты вместо штатного двигателя установили в моторный отсек «Нивы» скромный моторчик от «Оки», приводящий в движение только передние колеса. В высвободившемся подкапотном пространстве разместили суперконденсаторы, питающие энергией электродвигатель мощностью 25 кВт, привод от которого осуществляется на задние колеса. Интересно, что в отличие от иностранных гибридов смонтированный на «Ниве» генератор приводится во вращение не от двигателя, а от... колес задней оси.

Многие из тех, кто слышал это от разработчиков, входили в ступор, пытаясь осмыслить логику столь необычного технического решения. Но даже в таком виде гибридная установка позволила снизить расход топлива автомобиля более чем на треть! То ли еще будет, когда создатели отечественного гибрида выбьют деньги для приобретения новой машины!..

В битве за газификацию

У единственного представленного на выставке автобуса, чешского газобаллонного Karosa Citelis 12М, как и у большинства современных 12-метровых аналогов баллоны со сжатым метаном размещены на крыше под окрашенным в цвет кузова массивным обтекателем. В моторном отсеке установлен 7,8-литровый газовый двигатель Cursor 8 CNG EEV мощностью 272 л.с. Актуальность появления этого автобуса в экспозиции стала понятна после того, как один из московских чиновников в ходе проводимого параллельно с выставкой форума заявил, что в ближайшее время два городских автобусных парка будут полностью переориентированы на использование газа. Это, естественно, потребует приобретения множества новых автобусов. Учитывая, что свои газобаллонные модели в российской столице за последнее время успели показать и отечественные, и зарубежные автопроизводители, спор за городской заказ обещает быть жарким. Поэтому Karosa старается заручиться дополнительной поддержкой столичных властей, проводя с ними переговоры об организации сборки своих автобусов на находящемся в Москве Тушинском машиностроительном заводе.

Комментировать ... >>