Опубликовано: ГП 06-2005
Самосвал Yarovit Gloros A3501D, тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»

На дорогах России «тяжеловес»!
Самосвала Yarovit Gloros A3501D

К. Ушанов, фото автора

Много ли мы знаем в России самосвалов-тяжеловесов, у которых полная масса 45...50 т при разрешенных габаритах по ширине 2,5 м? Volvo, Scania, Mercedes... Часто на дорогах Москвы можно встретить четырехосный самосвал Hyundai и самосвалы других автопроизводителей. Но эти машины имеют колесную формулу 8х4. У камских автостроителей есть подобная – КамАЗ-6540, в ближнем зарубежье – КрАЗ-7133С4-Д10 (Украина), МЗКТ-65151 (Белоруссия). И у этих автомобилей колесная формула 8х4.

Однако не всё так плохо в нашем Отечестве. С открытием в Санкт-Петербурге автозавода ЗАО «Яровит Моторс» положение дел с полноприводными самосвалами колесной формулы 8х8 должно улучшиться. Первым автомобилем из заявленного модельного ряда питерского автозавода как раз и стал четырехосный полноприводный самосвал Yarovit Gloros A3501D с габаритами по ширине 2,5 м и полной массой 46 т. Составит ли этот автомобиль конкуренцию перечисленным машинам? Сейчас сказать трудно. Как говорится, жизнь покажет.

Самосвал Yarovit Gloros A3501D, тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»

А пока Yarovit Gloros A3501D в руках редакционных испытателей. Первое, на что мы обратили внимание в экстерьере автомобиля, – это продуманная задняя полка самосвальной платформы. Она расположена так, что не мешает открыванию заднего борта. А зарешеченные передние блок-фары и задние фонари свидетельствуют о том, что конструкторы сделали акцент на работе самосвала на стройке, в карьере или тяжелых дорожных условиях. О назначении машины говорит и защита картера силового агрегата. Снаружи сделано все для работы Yarovit Gloros в экстремальных условиях. Единственное, о чем не позаботились конструкторы, – о защите ветрового стекла от камней. Но, думаем, и это доработают.

На презентации автозавода ЗАО «Яровит Моторс» президент группы компаний «Яровит» Андрей Бирюков сказал, что грузовики этой компании будут собираться из импортных агрегатов и комплектующих, отечественная только пластиковая кабина. По дизайну она смотрится современно, во всяком случае, не хуже импортных.

Самосвал Yarovit Gloros A3501D, тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»
Самосвал Yarovit Gloros A3501D, тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»

У нас возник спор с представителями завода по поводу аэродинамических свойств кабины. Нам кажется, что передок создает большое сопротивление встречному потоку воздуха. Наши оппоненты возразили, что для автомобилей, работающих на стройках, в карьерах и на труднопроходимых дорогах аэродинамические свойства автомобиля второстепенны. Учитывая наш опыт общения с эксплуатационниками, можем сказать, что это неправильное мнение. А вернее, ошибочное. Для строительных организаций, работающих в Москве или Питере, вопрос расхода ГСМ стоит на втором плане. Для них важнее, как говорят они – «кубики», т. е. объем перевозимого груза. Но для руководителей АТП, работающих в условиях вечной мерзлоты и за Полярным кругом, расход ГСМ архиважен. В этих предприятиях считается каждый грамм топлива и масла, поскольку в морозы –40…–60 °С двигатели автомобилей «молотят» и день, и ночь. Поэтому любые средства экономии расходных материалов ими приветствуются, в том числе и аэродинамика кабин. Меньше сопротивляемость встречному потоку воздуха – меньше расход ГСМ, даже на зимниках при скорости 40…50 км/ч. Так что вопрос обтекаемости кабины Yarovit Gloros весьма актуален.

Самосвал Yarovit Gloros A3501D, тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»

Садиться в кабину удобно благодаря большому проему двери, большому углу ее открытия, удачно установленным поручням и хорошо скомпонованным ступеням. Рабочее место водителя, по нашему мнению, не совсем удобно. В первую очередь, при всех регулировках водительского кресла и рулевой колонки педаль газа установлена слишком высоко. Соответственно при таком ее расположении затруднительно держать ногу постоянно в неудобном положении, да и педаль тормоза расположена относительно педали подачи топлива гораздо ниже. И расстояние между ними на 10 мм меньше, чем требует стандарт, т.е. 40 мм вместо 50 мм. Статистика показывает, что для автомобилей категории, подобной Yarovit Gloros, наиболее приемлемой формой площадки педали подачи топлива является напольная педаль с подпятником. Кроме того, есть еще несколько замечаний по эргономике (см. таблицу). А вообще кабина просторная, удобная, с хорошей обзорностью. Панель приборов – из травмобезопасного материала. Хорошо составлена комбинация приборов. Рулевое колесо дает возможность контролировать их, не загораживая. Понравился и сам руль – по диаметру и толщине обода.

Показатели рабочей позы водителя кабины самосвала Yarovit Gloros A3501D
Параметр Обозна-чение Уровень репрезента-тивности, % Значение размеров по ОСТ 37.001.413-86 Действительные значения размеров
Угол отклонения туловища от вертикали, град А1 10
95
10…25 15
15
Угол между туловищем и бедром, град А2 10
95
90…120 109
109
Угол между бедром и голенью, град А3 10
95
90…135 106
106
Угол между голенью и стопой правой ноги в рабочем (среднем) положении, град А4 10
95
Не менее 90 71
71
Угол наклона бедра к горизонтали, град А8 10
95
Не менее 4 –3
Самосвал Yarovit Gloros A3501D, тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»

Что касается разгонных характеристик и расхода топлива, то (по индивидуальным ощущениям) дизельного двигателя DEUTZ BF GM 1015C CODE 300G/2 1104L01 мощностью 408 л.с. для полной массы 46 т явно не хватало. Ощущения подтвердили и соответствующие испытания. Для сравнения можно привести такие примеры. Самосвал МЗКТ-65151 8х4 в городском цикле «съедает» топлива 63,0 л/100 км, самосвал Scania P114CB 8х4 HZ380 – 53,4 л/100 км, а Yarovit Gloros – 81,5 л. Необходимо учитывать и тот факт, что самосвалы МЗКТ и Scania имеют колесную формулу 8х4, а самосвал Yarovit Gloros – 8х8. Необходимо помнить о погрешности расхода топлива и невысокой динамики на усилия передних ведущих мостов. Тем не менее и наши испытатели, и представители питерского автозавода согласились с тем, что на полноприводный самосвал необходимо устанавливать более мощные моторы, приблизительно мощностью 450…480 л.с. А двигатели мощностью 408 л.с. надо ставить на автомобили с колесной формулой 6х6 или 6х4 и со значительно меньшей полной массой. Тем более что в проекте ЗАО «Яровит Моторс» такой сегмент существует.

Габариты сиденья водителя и его возможные регулировки
Параметр Обозначе-ние Размеры по ОСТ 37.001.413-86 Действительные размеры
Ширина подушки сиденья, мм А Не менее 450 520
Глубина подушки сиденья, мм В Не менее 400 510
Высота спинки сиденья, мм   Не менее 495 585
Диапазон регулировки угла наклона подушки сиденья, град. Не менее 6   –11…+9
Минимальный диапазон регулировки угла наклона спинки сиденья, град.   14 17
Диапазон горизонтальной (продольной) регулировки сиденья, мм X Не менее 100 230
Диапазон вертикальной регулировки сиденья, мм Y Не менее 60* 57

*Величина размера «Y» для полноприводных автомобилей может быть уменьшена до 30 мм, если это обосновывается конструкцией автомобиля.

Взаимное расположение педалей управления
Параметр Обозна-чение Размеры по ОСТ 37.001.413-86 Действительные размеры
Расстояние между краями педалей тормоза и сцепления, мм F* Не менее 100 185
Расстояние между краями педалей тормоза и акселератора, мм Е* Не менее 50 40
Расстояние от левого края педали сцепления до левой боковой стенки кабины, мм G* Не менее 50 102 (до поручня)
Расстояние от правого края педали тормоза до правой боковой стенки кабины, мм К* Не менее 150 157
Расстояние от правого края педали акселератора до правой боковой стенки кабины, мм S* Не менее 25 52
Осевое смещение левого края педали тормоза от продольной плоскости симметрии сиденья водителя, мм i* Не более 75 60
Расстояние между валом руля или его защитным кожухом и краем педали тормоза, мм   Не менее 30 40
Расстояние от вала руля или его защитного кожуха до края педали сцепления, мм   Не менее 50 30

*Размеры должны измеряться на расстоянии 2/3 длины стопы манекена от точки пятки.

Основные компоновочные показатели
Параметр Обозна-чение Размеры по ОСТ 37.001.413-86 Действительные размеры
Расстояние от нижнего края нерегулируемого рулевого колеса до ненагруженной поверхности подушки сиденья при верхнем положении сиденья на всем диапазоне продольной регулировки, мм е Не менее 1801 Рулевое колесо регулируемое
Расстояние от точки L до внутренней обивки крыши, мм (Измерения проводились из крайнего заднего / нижнего положения сиденья) h Не менее 11002 1130 – с подрессориванием сид., 1175 – без подрессоривания сид.
Ширина рабочего места водителя, мм b Не менее 750 Не ограничено
Расстояние от левой внутренней стенки кабины до оси симметрии сиденья, мм b1 Не менее 350 330
Осевое смещение центра рулевого колеса от продольной плоскости симметрии сиденья водителя, мм t Не более ±30 38 (влево)
Расстояние от любой точки рулевого колеса до других деталей, панелей и стекол автомобиля, за исключением переключателей, включаемых без снятия рук с рулевого колеса, не мешающих управлению автомобилем, мм   Не менее 80 120 min (до панели приборов, при нижнем переднем положении руля)
Угол наклона плоскости рулевого колеса от горизонтали в вертикальной плоскости, параллельной вертикальной плоскости симметрии автомобиля, для нерегулируемого колеса, град. φ Не менее 15 23,5…35
Вертикальное расстояние от точки R до рукоятки рычага КП, мм   Не более 175 172
Расстояние от точки R до рукоятки рычага КП в плановой проекции, мм

Примечание. При полной массе автомобиля более 13 т допускается увеличение радиуса, мм

  Не более 600
До 750

620
Расстояние от рукоятки рычага КП в любом ее рабочем положении до остальных жестких деталей кабины и сиденья, мм   Не менее 70 90 (до панели приборов)
Внутренняя ширина двухместной кабины грузового автомобиля в зоне расположения плеч водителя на высоте 490 мм от точки R(H), мм:   Не менее 1250 2080
Длина спального места, мм   Не менее 1900
Ширина спального места, мм   Не менее 500
Расстояние от поверхности основания спального места до внутренней обивки (покрытия) крыши (по оси автомобиля), мм   Не менее 600
Ширина прохода двери на уровне плеч водителя, мм   Не менее 650 895
Ширина прохода двери на уровне пола, мм   Не менее 2503 425 (от колесной ниши)

Примечания: 1. Величина размера «е» может быть уменьшена до 140 мм, если конструкция руля и сиденья обеспечивают удобство посадки на сиденье водителя.

2. Величина размера «h» для полноприводных автомобилей молжет быть уменьшена до 1000 м, если это обосновывается конструкцией автомобиля.

3. Размер должен измеряться от колесной ниши, а при ее отсутствии – от подставки сиденья.

Самосвал Yarovit Gloros A3501D, тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»
Передние блок-фары и задние фонари защищены съемными решетками
Передние блок-фары и задние фонари защищены съемными решетками
Передние блок-фары и задние фонари защищены съемными решетками
Испытания на подъеме
Самосвал Yarovit Gloros A3501D, тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»

В автомобиле Yarovit Gloros используется оригинальная двухконтурная система рулевого управления, обеспечивающая управляемость машины при выходе из строя отдельных элементов рулевого управления (насосов, клапанов и др.), разгерметизации одного из гидравлических контуров системы, остановки двигателя во время движения, а также при буксировке автомобиля с неработающим двигателем.

В системе рулевого управления питерского самосвала устанавливаются двухконтурные рулевые механизмы немецкой фирмы ZF Lenksysteme, что позволяет управлять тяжелым грузовиком, как легковым автомобилем. Это подтверждают и данные проведенных испытаний. Например, усилие при повороте руля вправо-влево на неподвижном автомобиле составляет 6,8 и 6,5 единиц соответственно, хотя по нормативным требованиям оно не должно превышать 25,0 единиц. Естественно, остальные показатели при движении в повороте радиусом 12 м со скоростью 10 км/ч с исправным рулевым управлением и при «неисправном» усилителе во время входа в поворот радиусом 20 м с той же скоростью, усилие на руль гораздо меньше нормативных.

Усилие на рулевом управлении
Условия измерений Нормативные требования ОСТ 37.001.487-89, не более Результаты измерений
Поворот влево Поворот вправо
Усилие, Н Время поворота, с Усилие, Н Время поворота, с Усилие, Н Время поворота, с
Неподвижный автомобиль 250 65 68
Исправное рулевое управление: вход в поворот радиусом 12 м со скоростью 10 км/ч 200 4,0 36 3,8 38 3,7
Неисправный усилитель: вход в поворот радиусом 20 м со скоростью 10 км/ч 450 6,0 120 5,9 130 5,8

Вывод. Усилие на рулевом колесе соответствует нормативным требованиям ОСТ 37.001.487-89.

Очень хорошую управляемость и устойчивость показал Yarovit Gloros в условиях ограничения максимальной скорости, обеспечивающей требуемый уровень безопасности, т.е. на скорости до 60 км/ч. К сожалению, экстремальное вождение питерскому самосвалу противопоказано, поскольку скорость на испытаниях «поворот» и «переставка» на 3,5% и 3,0% ниже нормативных требований. Но при испытаниях «переставка» у самосвала курсовых колебаний не возникало благодаря двум стабилизаторам поперечной устойчивости на переднем и заднем мостах.

Что касается других экспертиз, то полноприводный Yarovit Gloros прошел их без нареканий. Отлично работает тормозная система ABS с модулятором. Нет претензий по шуму, а «брод» в полметра самосвал проходит без напряжения.

Так выглядит двигатель DEUTZ на автомобиле
Раздаточная коробка ZF
Энергонакопители тормозов убраны вверх, что очень важно для безаварийной работы тормозной системы в условиях стройки и бездорожья
Энергонакопители тормозов убраны вверх, что очень важно для безаварийной работы тормозной системы в условиях стройки и бездорожья
Результаты испытаний по топливной экономичности
Параметр Результаты измерений
Масса автомобиля, кг 46 000
Расход топлива при заданных скоростях движения, л/100 км:  
40 36,0
50 37,9
60 41,0
70 45,8
80 51,1
90 56,4
Vmax 60,3
Расход топлива в режиме ИГД*, л/100 км, при средней скорости (км/ч) 81,5
(36,2)
Максимальная скорость, км/ч 97,9
Время разгона с места на пути, с
  • 44,4
  • 76,6

400 м
1000 м
Выбег со скорости 50 км/ч, м 1095

*ИГД – режим имитации городского движения.

Атмосферные условия проведения испытаний
Температура, °С 11…14
Скорость ветра, м/с 1…3
Давление, ГПа 992…997
Относительная влажность, % 75…80

Испытания проводились на динамометрической дороге ФГУП НИЦИАМТ в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306–90 и ГОСТ 22576–90.

Очень хорошо ведет себя грузовик на грунтовых дорогах – как на твердом грунте, так и на тяжелом. На тяжелом грунте благодаря целой системе блокировок автомобиль с полной массой 46 т шел как настоящий колесный вездеход, хотя колеса были «обуты» в обыкновенную дорожную резину.

При всех недостатках и отклонениях от нормативных показателей, причем не очень больших, такой автомобиль, как полноприводный самосвал Yarovit Gloros, будет весьма востребован у потребителей. Недостатки можно исправить, и специалисты ЗАО «Яровит Моторс» работают над их устранением. Редакционная тест-группа находится в постоянном контакте с ними и помогает своими предложениями и экспертными оценками. От эксплуатации импортной техники отказаться невозможно. Но появление на рынке нашего отечественного грузовика категории Yarovit Gloros – это большое событие для российского автопрома.

Бортовая лестница не вызывает нареканий
Садиться в кабину Gloros удобно
Замеры параметров самосвала
Узел ступицы управляемого колеса
Техническая характеристика самосвала Yarovit Gloros A3501D
Колесная формула 8х8
Полная масса, кг 44 000 (48 000*)
Распределение полной массы, кг:
  • на переднюю ось
  • на заднюю тележку

18 000 (20 000*)
26 000 (28 000*)
Снаряженная масса, кг 12 400
Распределение снаряженной массы, кг:
  • на переднюю ось
  • на заднюю тележку

7700
4700
Грузоподъемность, кг 31 600 (35 600*)
Полная масса автопоезда, кг 72 000
Двигатель Deutz BF6M1015C
Мощность, кВт (л.с.)/мин–1 300(408)/1900
Крутящий момент, Н·м/мин–1 1960/1200…1300
Коробка передач ZF 16 S 2520TO
Число передач 16
Раздаточная коробка:
  • основной вариант
  • альтернативный вариант

Steyr VG2000M
Yarovit
Шины:
  • для передних колес
  • для задних колес

385/65 R22,5 (160J)
315/80 R22,5 (156K)
Максимальная скорость, км/ч 100
Объем топливного бака, л 400
Кабина Полуторная
Габариты по ширине, мм 2550

*При ограничении скорости до 60 км/ч.

Самосвал Yarovit Gloros A3501D, тест-драйв журналом «Грузовик Пресс»
Поперечная статическая устойчивость АТС
Показатели при опрокидывании АТС на стенде Нормативные требования РД 37.001.005-86 Результаты испытаний
Высота центра масс h, мм 1960
Коэффициент поперечной устойчивости qу 0,549
Угол опрокидывания ε, град. Не менее 2 ГОСТ 23°25'
Угол крена подрессоренных масс λ, град. Не более 8°26' 7°42'

Вывод. Поперечная статическая устойчивость соответствует требованиям РД 37.001.005-86.

Управляемость и устойчивость в критических режимах.
Испытания «Поворот» Rп = 35 м
Параметр Нормативные требования РД 37.001.005-86, не ниже* Результаты испытаний
Скорость начала снижения траекторной управляемости Vт, км/ч 43,5 Нет снижения
Скорость начала снижения курсовой устойчивости Vк, км/ч 43,5 Нет снижения
Предельная скорость выполнения маневра Vпр, км/ч 43,5 42,0

Предельная скорость выполнения маневра «Поворот» ниже уровня нормативных требований РД 37.001.005-86 на 3,5% и ограничена опасностью опрокидывания.

Vт, Vк определяются в диапазоне скоростей до Vпр.

*Нормативные требования РД 37.001.005-86 с учетом 5%-ного снижения нормируемых величин для специализированных АТС.

Управляемость и устойчивость в критических режимах.
Испытания «Переставка» Sп = 20 м
Параметр Нормативные требования РД 37.001.005-86, не ниже* Результаты испытаний
Скорость начала снижения курсовой устойчивости Vк, км/ч 49,5 47,0
Скорость начала появления курсовых колебаний Vкк, км/ч 50,5 Колебания не возникают
Предельная скорость выполнения маневра Vпр, км/ч 51,5 50,0

Предельная скорость выполнения маневра «Переставка» ниже уровня нормативных требований РД 37.001.00586 на 3,0% и ограничена заносом и опасностью опрокидывания автомобиля.

Vк, Vкк определяются в диапазоне скоростей до Vпр.

*Нормативные требования РД 37.001.005-86 с учетом 5%-ного снижения нормируемых величин для специализированных АТС.

Вывод. В критических режимах движения показатели управляемости и устойчивости транспортного средства GLOROS A3501D ниже уровня нормативных требований РД 37.001.005-86. Предельная скорость выполнения маневра «Поворот» на 3,5%, при выполнении маневра «Переставка» на 3,0% ниже нормативных требований.

Управляемость и устойчивость в эксплуатационных режимах движения.
Параметр Требования РД 37.001.005-86, не ниже Оценки показателей в баллах при скоростях движения до 60 км/ч
Траекторная управляемость 3,5 3,5
Траекторная устойчивость 3,5 3,5
Курсовая устойчивость 4,0 4,0
Устойчивость против опрокидывания 4,0 4,0
Управление скоростью 3,5 4,0
Управление замедлением 3,5 3,5
Траекторная устойчивость при торможении 3,5 3,5
Курсовая устойчивость при торможении 3,5 3,5

Вывод. Показатели управляемости и устойчивости в эксплуатационных режимах движения транспортного средства GLOROS A3501D соответствуют рекомендованным РД 37.001.005-86 значениям до скорости движения 60 км/ч.

Комментировать ... >>