Достоверные миниатюры Дмитрия Сергеева
Дмитрий Сергеев – мастер масштабных моделей из Санкт-Петербурга. Новая конкурентная среда почти выбила из моделирования автомобилей одиночек, но не всех. Нельзя сказать, что им легко создавать свои шедевры и выживать в условиях наводнения России дешёвой, массовой китайской продукцией, но, как оказалось, это возможно.
Под гнётом конкуренции
Первого февраля 2020 года множество осведомленных коллег из Санкт-Петербурга обнародовали новость об окончании деятельности «ЛОМО-АВМ» – подразделения «Ленинградского Оптико-механического Объединения» («ЛОМО»), специализирующегося несколько десятков лет на выпуске моделей в масштабе 1:43. Это печально, ведь по сути это был последний производитель масштабных моделей автомобилей, продолжавший изготовление в России более или менее промышленных партий различных копий в основном семейства грузовиков, автобусов и пожарных автомобилей ЗИС довоенного и военного (времен Великой Отечественной войны) периодов.
Но то, что произошло, ожидалось и предсказывалось многими. Создатели «ЛОМО-АВМ», видимо, уже потеряли должную мотивацию, отсутствовал необходимый объём инвестиций и обновление станочного парка; выросла конкуренция на рынке производства масштабных моделей; изменились технологии, более или менее творческие кадры давно покинули коллектив этого предприятия, а качество выпущенной «ЛОМО-АВМ» продукции последние годы вызывало множество нареканий среди коллекционеров. Увы «цинковая чума» сгубила большое количество довольно интересных и редких экземпляров этого производителя. Следовательно, упал сбыт – никто не хочет вкладывать свои средства в довольно рискованный хоть и интересный актив.
Тем не менее я по праву горжусь тем, что являлся современником «ЛОМО-АВМ» и имел возможность приобретать изготовленные её коллективом миниатюры, особенно в начале 1990-х годов, когда новинки, тогда ещё из Ленинграда, по-настоящему встряхнули отечественный рынок масштабных моделей автомобилей и произвели настоящий фурор среди коллекционеров всего мира!
Именно поэтому, когда в прошлом году коллеги из Великобритании попросили меня рассказать о современных моделях нашей страны, я кратко познакомил их именно с «ЛОМО-АВМ», потому что уверен это достойный пример того, как простые скромные люди вопреки множеству трудностей могут добиться очень многого. Надеюсь, руководство «ЛОМО-АВМ» найдёт возможность как-то сохранить музей всех выпущенных масштабных моделей, а если бы они смогли издать альбом – книгу с описанием каждой модели это было бы настоящим подвигом, за который ему многие были бы благодарны.
Случайностей не бывает
Это символично, что последней моделью, выпущенной «ЛОМО-АВМ», стала копия «Паровоза Черепановых». Литьё колёс этой модели осуществлял Дмитрий Сергеев, о чьём творчестве мне очень давно хотелось подробно разузнать. Так уж совпало, что мне удалось связаться с ним только через 15 лет, после того, как я впервые увидел копии автомобилей Дмитрия Сергеева, и в момент, когда судьба компании уже была предрешена. Я сердечно благодарен моему давнему другу Роману Фролову, это благодаря его связям состоялась эта беседа.
Дмитрий Сергеев – коренной житель Северной столицы – родился в 1967 году, когда город ещё носил имя Ленинград. В его семье любили технику, прадед возглавлял железнодорожную станцию ещё при царе Николае II, отец – выпускник железнодорожного техникума, поэтому не удивительно, что Дмитрий с ранних лет интересовался техническим творчеством. Читал журнал «Техника – молодежи», склеивал бумажные модели авиационной и танковой техники из польских журналов «Maly Modelarz».
Особо ему нравились танки Первой мировой, например, «Mark» из Великобритании. Они как бы сходили на стол Дмитрия из кинолент. Другие танки, опубликованные польской редакцией, ему не приглянулись, для их изготовления приходилось утомительно вырезать и склеивать множество шайб.
Далее его опыт расширился склеиванием моделей авиационной техники в масштабе 1:72, позже добавилось увлечение ракетным моделизмом. Действующая копия V-2 (с немецкого ФАУ-2), изготовленная Дмитрием Сергеевым на одном из соревнований практически идеально взмывала в воздух (пожалуй, даже лучше, чем оригинал), вызвав фурор как среди зрителей, так и судей.
В 1987 году он влился в состав «Ленинградского общества коллекционеров» (ЛОК), параллельно работая на научно-производственном предприятии «Северная Заря». В свободное время Дмитрий осваивал фотодело, снимал своих друзей, природу или экземпляры ретро-техники. А приобретя необходимый опыт, профессиональные навыки в контактной сварке и пайке, вооружившись теоретическими знаниями из журнала «Танко-Мастер», издаваемом в городе Пенза, решил пробовать создавать масштабные модели с нуля. Для этого он начал с 1995 года осваивать технологию изготовления мастер-моделей и литья из смолы.
В сложные 1990-е годы Д. Сергеев, чтобы выжить, брался за всё, что мог сделать, был сборщиком мебели, грузчиком, занимался продажей товаров в мелкую розницу, изготовлял представительские макеты различной техники для государственной компании «Росвооружение». Но своего увлечения не забросил. Он делился своими знаниями с детьми, вёл кружок стендового моделизма в масштабе 1:35. Это занятие помогло ему самостоятельно реализовать полный цикл изготовления модели от мастер-модели до товарных экземпляров для коллекционеров.
В 2000 году он создал копию грузовика Я-3. Было изготовлено несколько модификаций, разной степени проработки, последняя для «ЛОМО-АВМ». Так Дмитрий все глубже погружался в масштаб 1:43. На данный момент он автор более сотни масштабных моделей: автомобилей, железнодорожной техники (в том числе и узкоколейной), бронетехники, танков, подводных лодок, фигурок и гужевого транспорта.
Незаменимый
Впервые его работу я увидел в 2006 году. Это очень интересные, с точки зрения прототипов, конверсии копии автомобиля АМО Ф-15, выпускаемые научно-производственным объединением «Элекон» из города Казань. Тогда Дмитрий Сергеев представил на суд коллекционеров паровой насос, несколько видов оригинальных цистерн, автомобиль для поливания улиц, снегоочиститель, компрессорную станцию, авиационный пускач. Подобной разнообразной техники на шасси АМО Ф-15 не предлагал на тот момент ни один конверсионщик.
На этом Сергеев не остановился. Через некоторое время увидели свет копии моделей, сделанных абсолютно с нуля, методом литья из смолы: военный грузовик «White-AМO»; бронеавтомобиль Ostin Ижорского завода; БА-27 на базе АМО, такая модель отливалась позже и из сплава белого металла; копия локомобиля. Согласитесь, серьёзная заявка от нового производителя масштабных моделей. Как деятельный участник ЛОК, Дмитрий познакомился с коллегами, в то время работавшими как на себя, так и сотрудничавшие с «ЛОМО-АВМ». Запомнилась ему встреча с Николаем Тиуновым. Интересной для него была встреча с Игорем Богомоловым. Он поставлял копии автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, являлся автором и идейным вдохновителем проекта «ИИИ», в рамках которого в масштабе 1:43 выпускались отлитые из металла копии Т-34, СУ-85, СУ-100. К сожалению, этот мастер скоропостижно скончался в 2018 году.
В период с 2001 по 2005 год как внештатный сотрудник, а с 2005 по 2009 как полноправный член коллектива «ЛОМО-АВМ» Сергеев участвовал в изготовлении множества копий военных автомобилей и конверсий. Несколько таких работ вышло на базе продукции ПО «Двигатель» (ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-60) были созданы СУ-12, БА-6, БА-10, броневик ижорского завода на базе ГАЗ-АА, «Бронтозавр», парогенераторы, авиационные пускатели (АС-1), Ford-Timken, БА-30, ГАЗ-ААА «Полицай Ваген», ГАЗ-55 и другие.
Делались конверсии на базе ЗИС-5 и ЗИС-6 от «ЛОМО-АВМ» или ижорский бронеавтомобиль на базе ЗИС-6, ЗИС-33, ЗИС-5 с Nebelwerfer 41, а также самосвал. На базе саратовской модели ГАЗ-А выпускали ижорский Ford-А, ФАМ-М, Д-8, Д-12. В единственном экземпляре был сделан автозак (конверсия на базе элеконовской модели АМО Ф-15). Создавались модели различной техники, выполненные с нуля: танкетка Т-27, артиллерийский тягач «Пионер», танки Renault UE разных армий и модификаций, тачанка с пулемётом «Максим», паровой пожарный насос на конной тяге, бронеавтомобиль «Гарфорд-Путилов» и другие. Как раз в этот период работы Дмитрия Сергеева получили награду на выставке миниатюрных автомобилей, проходившей в Музее железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга.
Вечное совершенствование
Создавая как конверсии, так и свои масштабные модели с нуля Дмитрий всегда ищет новые подходы в улучшении их качества и технологичности изготовления. Например, создавая первую модель гужевого транспорта он в качестве лошади вначале использовал переработанную им модель мула, которую выпускала компания Tamia. Позднее он уже сам вручную скрупулёзно вырезал из пластика мастер-модель необходимого тяжеловоза. В наши дни всё проще, для копирования лошадей мастер использует компьютерное моделирование, а для создания мастер-модели будущей миниатюры – 3D-принтер.
В 2009 году, покинув «ЛОМО-АВМ», Дмитрий Сергеев, чтобы не конкурировать со стремительно набиравшими популярность в среде коллекционеров так называемыми «журнальными сериями», сосредоточился на выпуске эксклюзивных моделей, кардинально расширив линейку своего ассортимента в масштабе 1:43. Так увидели свет танки КВ-220 («Клим Ворошилов»), КВ-3, КВ-4, КВ-5, СМК (Сергей Миронович Киров), T-34-76 c громкоговорителями, Т-29, Т-54, ПТ-76 (плавающий танк); различные типы БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина); артиллерийские орудия и тягачи; броне- и автомобильные железнодорожные дрезины; трактора ХТЗ, ТДТ, КТ, «Сталинец», ДТ, Одесский танк-трактор НИ (на испуг), СХТЗ-НАТИ; множество модификаций советских автомобилей на базе ЯГ-6, ЯГ-10, ЯС-3 , Я-3, польского грузовика Ursus (его ещё называли «мамка», так как он перевозил танкетки ТК-3, TKS).
Дмитрий всегда стремился улучшить качество своих масштабных моделей, с одной стороны берясь за разработку разного типа техники, с другой применяя для её создания новые технологии и решения. Например, когда он взялся изготовить копию подводной лодки «Форель» (её прототип был подарен правительству России немецкой компанией Круппа за заключение крупного контракта в 1903 году), осваивал компьютерное 3D-моделирование для дальнейшего создания на 3D-принтере будущей мастер-модели. Благодаря этой работе в дальнейшем перерабатывались некоторые детали танкеток Т-27 или польского грузовика Ursus, чтобы ещё больше приблизить копию к оригиналу (в последних версиях модели Ursus используется кусок рамы от ПЭЛ-30, остальное распечатано на 3D-принтере, кабина и колёса грузовика – литьё из металла).
Улучшалась проработка моделей и путём добавления фототравленных деталей, их Дмитрий изготовлял самостоятельно и никому не заказывал. Как результат, например, у копии танка КВ две сотни траков, пальцы, колёс штук тридцать-сорок, балансиры, отбойники, оси, мелочёвка, травлёные сетки, итого более 500 различных деталей!
Другим примером эволюции технологии изготовления деталей для масштабных моделей может послужить изготовление резиновых покрышек для копий автомобилей. В начальный период мастер использовал резину от других моделей саратовского производства или от копий «ЛОМО-АВМ», затем непродолжительное время изготовлял их цельно-металлическими литыми, позже для этой цели использовал резиновые фитинги, затем пользовался услугами мастера, изготовляющего покрышки по технологии литья из ПВХ, что будет в будущем, увидим.
То же самое можно увидеть и в эволюции фар копий автомобилей Дмитрия Сергеева. Встречаются цельнолитые из металла, копируют фары со светомаскировкой, затем их Дмитрий изготовлял из пластика с помощью рычажного пресса, в будущем скорее всего он будет изготовлять эту мелочёвку на 3D-принтере. Не зацикливается Дмитрий и на выбранном масштабе, например, танкетки Т-27 готовил в масштабе 1:87 (две копии помещалось в один коробок), а для друзей «вирпилов» (виртуальные пилоты – люди, увлечённые игрой на компьютерных авиационных симуляторах) сделал копию в масштабе 1:1 немецкой авиационной пушки МК-108.
Работая в выбранной им области, Дмитрий Сергеев уже достиг определённых успехов и узнаваемости. Его модели выходят различными тиражами, от одного экземпляра до нескольких сотен. Все зависит от заказов частных коллекционеров и запросов от магазинов, реализующих масштабные модели. Работы отправляются как покупателям в нашей стране, так и за рубеж (страны СНГ, США, Индонезия, Европа и др.) Жаль, что он как и многие мастера в нашей стране хоть и делает фотографии собственных готовых новинок, однако не ведёт строгий учёт (год выпуска, тираж, какие изменения в этой версии по сравнению с предыдущей, куда отправлена и т.п.) и до сих пор никак не маркирует свою продукцию. Поэтому коллекционерам, поставившим своей целью собрать все варианты выпущенных им моделей, придётся трудно. Будет крайне сложно атрибутировать работы Д. Сергеева или отличить их от продукции других мастеров, особенно очень ранние.
Надеюсь, Дмитрий пересмотрит свою позицию в этом вопросе и придумает оригинальный отличительный знак, тем более первый шаг в этом направлении он уже делал, разработав дизайн упаковки собственной продукции, которую, возможно, будет использовать в будущем. Нам же, увлечённым коллекционерам, уверен, будет приятно следить за его успехами и радоваться удаче, когда желанный экземпляр, мастерски воссозданный в масштабе Дмитрием Сергеевым, попадёт к нам на полку, расширив как исторические знания о любимой технике, так и предоставив должное эстетическое удовольствие от его созерцания и сравнения с работой других мастеров!