![FORD Model T Van, 1913 г., ERTL, США, прибыла с аукциона «зачумевшей»](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/00f.jpg)
Скрытый враг масштабных моделей
«Цинковая чума»
До этого материала в рубрике «Грузовичок» мы рассказывали о довольно позитивных вещах, связанных с изготовлением и коллекционированием масштабных моделей автомобилей. Вы узнавали о новинках, нюансах создания конкретного экземпляра или серии моделей, подробностях жизни людей и коллективов их создающих. Однако как и в любой деятельности человека, у коллекционирования масштабных моделей есть и обратная сторона медали – гораздо менее позитивная.
Я не имею в виду вандалов или неуклюжих гостей, которые могут повредить ваши масштабные модели на выставках, реальных встречах коллекционеров или у вас дома. Не подразумеваю и досадные просчёты изготовителей, чьими результатами со временем становятся искорёженные элементы масштабных моделей (колёсный диск, покрышка, приборная доска, подставка или помутневший бокс). Не касаюсь я и мошенников, непрерывно искушающих вас, пытающихся выманить ваши кровные деньги и не предоставить заветный раритет. Всё это досадно, но не смертельно. Повреждённую модель можно отреставрировать и восстановить, потерянные средства заработать вновь. Я же имею в виду «цинковую чуму» – страшное обидное и досадное микрофизическое явление, полностью или частично разрушающее желанные экземпляры наших коллекций иногда на протяжении многих лет, а иногда довольно быстро. Эффективных методов борьбы с ней, к сожалению, ещё не придумано.
![FORD Model T Van, 1913 г., ERTL, США, прибыла с аукциона «зачумевшей»](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/01f.jpg)
Цинковая революция
Если вы коллекционер масштабных моделей автомобилей, выполненных по технологии die-cast, и никогда не сталкивались с «цинковой чумой», то вы просто везунчик – баловень судьбы! По сути, «цинковая чума» – это непрофессиональный термин, придуманный коллекционерами или вообще потребителями изделий, созданных из сплавов цинка.
В чистом виде металл цинк в природе не встречается. Получить его полностью очищенный вариант удалось лишь в 1738 году в Великобритании. Хотя впервые о нём упомянул в своих трудах ещё Парацельс (1493–1541 гг.). Сплав цинка с медью или латунью применяли в Древней Греции, Индии, Древнем Египте, позднее в Китае. В наши дни цинковые сплавы называют «ZAMAK», в России – ЦАМ. Наименование сплавов представляет собой немецкую аббревиатуру, образованную из первых букв названий легирующих металлов сплава: Zink (цинк) + Aluminium (алюминий) + MAgnesium (магний) + Kupfer (медь). Русское название аналогичных материалов (ЦАМ) составлено из первых букв русских названий легирующих элементов: цинк + алюминий + медь. Далее я буду использовать аббревиатуру, принятую в России – ЦАМ.
![Fiat ZERO, 1912 г., М1:43, DUGU-RIO, Италия. Резиновые колёса и пластмассовые диски в идеальном состоянии, в то время как кузов машины почти полностью саморазрушился](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/02f.jpg)
Благодаря своим технологическим свойствам ЦАМ с 1930-х годов стал широко использоваться в литейных смесях, потому что его показатели текучести и усадки позволяют изготовлять из них отливки сложной формы с тонкими стенками. ЦАМ начали использовать во всем мире для эффективного изготовления галантерейных товаров, дверной фурнитуры, бытовой техники, в часовой индустрии, комплектующих велосипедов, мотоциклов и автомобилей и во многих других областях.
Конечно, обратили внимание на ЦАМ и изготовители сувенирной продукции и игрушек. Как сказано в книге Нобору Накаямы «Масштабные модели автомобилей мира» настоящий расцвет в производстве масштабных моделей начался именно в 30-х годах. Производители стали отходить от использования жести – ранее основного материала для производства технических игрушек. Компания Meccano в Великобритании начала лить из ЦАМа свою серию Dinky Toys, не отставала и Märklin из Германии, AR, CIJ и Solido из Франции. Пластик в производстве масштабных моделей начали использовать только в 1950-х годах, именно тогда появились масштабные die-cast копии автомобили в привычном нам, современном понимании, а в СССР, как многие из нас помнят, выполненные по технологии die-cast масштабные модели автомобилей начали изготовлять в 70-х годах.
![Bianchi Landaulette, 1909 г., М1:43, DUGU-RIO, Италия](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/03f.jpg)
Разборки с ЦАМом
Классическое соотношение металлов в этом сплаве: 95% цинка, 4% алюминия, 1% меди. Цинк придаёт сплаву низкую температуру плавления, алюминий улучшает его механические характеристики, уменьшая размер «зёрен» в структуре сплава, а медь с одной стороны увеличивает его прочность, с другой несколько ухудшает его пластичность и устойчивость к влиянию коррозии. Увеличить устойчивость ЦАМа к коррозии можно добавляя в сплав магний (примерно 0,06%). В ЦАМе можно встретить вкрапления других металлов, которые негативно влияют на его характеристики. К ним относится железо, олово, кадмий и свинец. Если этих материалов в сплаве содержится слишком много, он становится менее устойчивым к механическому воздействию, повышается склонность к образованию трещин! Процесс производства сплавов ЦАМ в России определён в государственных документах: «ГОСТ 19424–97 Сплавы цинковые литейные в чушках. Технические условия» и «ГОСТ 25140–93 Сплавы цинковые литейные. Марки».
![Magirus S6500, SCHUCO, Германия, купленный по каталогу](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/04.jpg)
![Magirus S6500, SCHUCO, Германия, купленный по каталогу](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/05f.jpg)
Именно из этого сплава создано великое множество масштабных моделей, изготовляемых по технологии die-cast. В связи с тем, что рецептура изготовления сплава может различаться, могут быть разными и прочностные характеристики масштабной модели. Кстати, окрашивая свою продукцию различными эмалями, производители масштабных моделей не только приближают её внешний вид к копируемому прототипу, но и дополнительно защищают ЦАМ от действия влаги, ультрафиолета и других факторов внешней среды. А если перед покраской модель ещё и загрунтовали, как это делали на фабрике Corgi в Великобритании, то деталь её кузова можно считать защищённой вдвойне!
![Начальная стадия чумы](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/06.jpg)
Резонно можно заметить, а зачем коллекционеру нужна вся эта информация? Для него главное – копийность, а с помощью каких материалов это достигается, многим не так уж и важно. Я вам отвечу. Коллекционеру необходимо знать материал, из которого созданы масштабные модели, чтобы как минимум определить правильную методику их хранения и транспортировки. Для кого-то пластик или смола вообще являются неприемлемыми в составе масштабной модели, ведь в основных деталях прототипа, которые она копирует, они также отсутствуют.
Ну, хорошо, скажете вы, буду хранить модели в сухом месте, при комнатной температуре, оберегая от прямых солнечных лучей и всё будет хорошо! Однако нет, в один прекрасный день вы замечаете, что ваша любимая машина, с трудом заполученная die-cast модель, начинает разваливаться на части сама собой. Вы потратили время на поиски, общение с разными людьми, уйму средств на покупку, хранили её в идеальных условиях, а она тем не менее разрушается!
![Fiat ZERO Spider, 1912 г., М1:43, DUGU-RIO, Италия. Эту трещину породило изменение габаритов машины – всему виной «цинковая чума»](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/07f.jpg)
Кто нажал кнопку самоликвидации?
Версий по этому поводу множество, порой даже очень невероятных. Споры не утихают до сих пор. Это одна из самых тяжелейших и обсуждаемых тем в среде коллекционеров масштабных моделей. Именно они придумали термин «цинковая чума», скорее всего по аналогии с «оловянной чумой», которую изучали в конце XIX века многие химики. Дело в том, что «белое олово» – серебристо-белый, мягкий, пластичный металл при низких температурах (от –14 до –33 °C) превращается в «серое олово», по сути, кристаллический порошок. Соприкосновение «серого» олова с «белым» заражает последнее.
![БЕЛАЗ из Минского дома литераторов](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/08f.jpg)
Возможно, именно поэтому, как только коллекционеры столкнулись с непонятным для них явлением – саморазрушением моделей, одним из симптомов развития «цинковой чумы» стали считать низкие температуры. Поговаривают даже, что в Саратове на производстве масштабных моделей проводили над ними испытания при низких температурах. Увы, их методика и результаты, мне не доступны. Однако из рассказов коллег, я слышал о подобных испытаниях, проводимых в частном порядке. И большая часть из них, говорит о том, что после заморозки кузовов моделей, выполненных из ЦАМа в морозилке обычного холодильника и последующем на них механическом воздействии (удар молотка или падение с высоты 1,5–2 метра) их прочность уменьшается в разы. Однако никто не смог доказать, что в структуре сплава из-за низких температур происходят изменения, приводящие к его саморазрушению.
Другой версией возникновения «цинковой чумы» высказывалось нарушение режима остывания отливок деталей. Некоторые коллеги, имеющие опыт работы с «белым металлом» (white metal – общий термин, охватывающий группу сплавов с относительной низкими температурами плавления на базе олова или свинца), чьи сплавы на данный момент не замечены в повреждении «оловянной» или «цинковой» чумой, утверждали, что изделие, которое после выплавки остудили принудительно, а не естественным образом, в дальнейшем обязательно рассыплется. Однако это тоже не доказано.
![Renault Estafette Kub, М1:43, Norev, Франция. Из-за перепада температур размер кузова из ЦАМа стал меняться, в результате деформировалось шасси из пластика](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/09f.jpg)
![Renault Estafette Kub, М1:43, Norev, Франция. Из-за перепада температур размер кузова из ЦАМа стал меняться, в результате деформировалось шасси из пластика](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/10f.jpg)
Чумовой диагноз
Первоначальными признаками «цинковой чумы» являются незначительные вздутия краски на модели с продолжающимся дальнейшим разрушением металла. Поэтому одной из версий её возникновения стало не наличие примесей в сплаве, а наличие в нём газов (углерод и кислород). С течением времени молекулы газов вырываются наружу и разрушают сплав, ускоряя коррозию металла, причем не снаружи, а изнутри. Возможно, это так и есть, вот только пока это всего лишь версия. Как и не доказано возникновение «цинковой чумы» от механических воздействий: сверление, распил или обработка напильником. Такие воздействия происходят при конверсии моделей, и довольно часто следом идёт «цинковая чума», а вот нетронутые доноры продолжают жить).
Коллеги в нашей стране предположили, что самопроизвольное разрушение масштабных моделей – происходит только у нас, и только с продукцией, выпущенной в Саратове со второй трети 90-х годов до начала 2000-х, связывая это с тем, что в СССР в 1985–1986 годах изменилась в худшую сторону технология выплавки ЦАМа. Специалисты литейных производств, стали очень вольно вести себя в вопросе его очистки от различных примесей при плавке руды.
![Isotta Fraschini 8a Spider, 1924 г., студия SOLIDO Франция, М1:43](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/11.jpg)
![Isotta Fraschini 8a Spider, 1924 г., студия SOLIDO Франция, М1:43](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/12.jpg)
![ГАЗ-66, М1:43, студия «Агат», с аукциона, все признаки «чумы» налицо](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/13.jpg)
![УАЗ-452В «Фермер», М1:43, Саратов](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/14f.jpg)
Похоже эту версию можно считать наиболее правдоподобной. Только вот по информации, поступающей из разных сторон, оказалось, что «цинковой чуме» подвержены не только копии автомобилей саратовского производства, но и отдельная продукция, ранее выпускавшаяся в Москве («Прогресс»), Казани («Элекон»), Каменец-Подольске (знаменитые ЗИЛы), Запорожье (ремейки), Костроме (МАЗы), Екатеринбурге («Русская Миниатюра»), Санкт-Петербурге (ЛОМО). От неё пострадали в Германии – Schuco, Minichmps; в Италии – Burago, RIO, Old Cars, Politoys; во Франции – Norev, Solido; в Испании – Guisval; в Нидерландах – AHC-Pilen; в США – Road Champs, ERTL, Motor Art; в Китае – Welly, Cararama, New Ray, Atlas.
![ВАЗ-2105, ГАИ, М1:43, Саратов. С признаками «чумы»](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/16.jpg)
![ГАЗ-24 «Волга», М1:43, мастерская «Тантал», Саратов](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/15.jpg)
В принципе, это можно тоже объяснить: в нашей стране во время Перестройки начались изменения и не всегда к лучшему. В Европе также. Если до 1997 года применительно к сплавам ЦАМ в каждом государстве Европейского союза действовали национальные стандарты. Так, в Германии в отношении них силу имел стандарт DIN1743 (часть 1: «Цинковые сплавы», часть 2: «Цинковые отливки, получаемые методом литья под давлением»). После вступления в силу европейских стандартов EN1774 («Цинковые сплавы») и EN12844 («Цинковые отливки, получаемые методом литья под давлением») различия в маркировке цинковых сплавов и их химических составах были упрощены и унифицированы. А переместив производство в Китай, многие производители могли поддаться и на уловки китайских промышленников, не всегда следивших за необходимым уровнем качества, стремясь минимизировать собственные издержки.
Однако у противников этой версии появились контраргументы и довольно весомые. Есть сведения о том, что «чуме» подвержены и масштабные модели, выпущенные в Саратове и в 1970-х годах, к ним добавились некоторые экземпляры старого Norev из Франции, из Германии GAMA, Märklin 1940-х годов прошлого века.
![Renault Kangoo Norev Jet Car, М1:43, Norev, Франция. Деформировалась крыша фургона, видимо, после солнечных ванн](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/17.jpg)
Рецепты благоразумия
По сути, в СССР масштабные модели из ЦАМа начали производить в 1970-х годов, т. е. с самим сплавом могли ещё экспериментировать и только к 80-м годам определить его оптимальную рецептуру. Замечено, что именно масштабные модели 80-х годов пока самые живучие.
То, что в кругах коллекционеров принято называть «цинковой чумой» – это просто химическая коррозия. Когда её проявления (вспучивание металла, увеличение отливок в размерах, выгибание, растрескивание) становится явной – спасти модель уже невозможно. В отличие от настоящей чумы, в медицинском смысле, она не заразна, не опасна ни человеку, ни другим масштабным моделям. Лекарств от неё нет. Но всё же старайтесь хранить ваши коллекции в сухом месте, без резких перепадов температур. Конечно, есть «кулибины», которые не сдаются, пытаются спасти «зачумевшие» масштабные модели с помощью разных шпатлёвок и смол, однако я не берусь оценивать результат их ухищрений и аутентичность того, что появляется в результате их деятельности. Каждый должен решить сам, стоит ему вкладывать силы и средства в уже заболевший раритет или нет.
![Модель МАЗ-503, М1:43, Кострома](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/18f.jpg)
Я не преследовал цель напугать коллекционеров, и надеюсь, что не уменьшил их тягу к нашему общему хобби. Я также не делал попытки очернить репутацию ни одного из перечисленных мной производителей масштабных моделей. И я не буду призывать вас к пониманию всеобщей бренности окружающих нас вещей, и любви к тому, что имеем, ведь любая потеря, и естественно потеря иногда лучшей части коллекции – это большой стресс. Поэтому по крайней мере будьте осторожны при выборе новых экземпляров для своих собраний и не покупайте, как бы вам ни хотелось иметь раритет, если что-то вызывает у вас малейшие подозрения. А случаев сбыть «зачумевшую» модель в наши дни очень много.
Удачного коллекционирования, не смотря на любые трудности и «цинковую чуму!».
![Медицинский фургон из комикса о Тинтине, 1930 г., М1:43, Китай](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/19.jpg)
![Медицинский фургон из комикса о Тинтине, 1930 г., М1:43, Китай](/article/24411-skrytiy-vrag-masshtabnyh-modeley-tsinkovaya-chuma/Images/20.jpg)