![](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/00f.jpg)
Развозной электрофургон Morris JE
Зима на дворе. Самое время поговорить о мороженом. А вот и повод: в Великобритании возрождена знаменитая марка Morris-Commercial. Стартап с таким названием намерен с 2021 года начать производство электрического развозного фургона Morris JE, внешне стилизованного под Моррис J-Type 1950-х годов. Уже и цена объявлена – около 60 000 фунтов стерлингов
Премьеру электрофургона устроили 13 ноября в лондонском Музее дизайна. За рулём въехавшего в зал авто сидела сама доктор Цюй Ли, глава Morris-Commercial Ltd, одетая по случаю в платье и жакет под цвет кузова. За кокетливым нарядом и широкой улыбкой скрывалась настоящая хищница. Вряд ли кто-то из гостей церемонии знал, что предыдущие автомобильные проекты госпожи Цюй Ли привели к потере 6850 рабочих мест в Бирмингеме и Лонгбридже.
Осадок выпал
Её 450-страничная докторская диссертация в университете Лидса называлась «Влияние добавок ванадия и азота на характеристики укрупнения зёрен титановых сталей». А в 2009 году специалист по управлению проблемными активами с 25-летним опытом за плечами доктор Цюй Ли стала героиней крупного скандала с перепродажей знаменитой компании MG-Rover. Цюй Ли наняли консультантом в тяжёлый для фирмы период. В результате в 2006 году активы MG-Rover за подозрительную сумму 53 млн фунтов стерлингов стали собственностью китайского завода Nanjing Automotive, а производство перенеслось в Поднебесную. Собственностью автозавода в Нанкине стал также моторостроительный завод Powertrain Ltd. А вскоре после этого Nanjing Automotive была поглощена Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC), которая ранее проявляла живой интерес к старинной британской марке.
![Лаконичность в приборах и минимизация органов управления становятся нормой для развозных машин](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/01.jpg)
Детали правительственного расследования этого случая опубликовала 23 сентября 2009 года газета The Daily Mail. Британцы узнали, что Цюй Ли является дочерью одного из самых влиятельных менеджеров Nanjing Automotive и чуть ли не основателя этой фирмы – Ли Си Цзю. Также выяснилось, что за 15 месяцев консультаций Цюй Ли получила от MG-Rover баснословный гонорар 1,7 млн фунтов стерлингов. Причём во время работы она состояла в близких отношениях с топ-менеджером MG-Rover Ником Стивенсоном.
В кризисный период фирмой управляла «четвёрка из Феникса» (четверо старших менеджеров Phoenix Venture Holdings: Питер Биэл, Ник Стивенсон, Джон Тауэрс и Джон Эдвардс), прозванных так по аналогии с «Кембриджской пятёркой» шпионов, работавших на СССР. За пять лет «четвёрка» получила в общей сложности 36 млн фунтов стерлингов зарплаты, и это когда их компания едва сводила концы с концами и выпрашивала государственную субсидию.
![Благодаря электрической платформе внутри Morris JE будет очень просторно](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/02.jpg)
Алло! Это китайская разведка?
Если добавить к этому стоимость расследования, длившегося 4 года и обошедшегося британскому налогоплательщику в 16 млн фунтов стерлингов, то афера с продажей в Китай ливерпульского завода лёгких грузовиков LDV, к чему тоже приложила руку доктор Цюй Ли, покажется мелочью. Заводом владел Олег Дерипаска, а покровительствовал ему государственный секретарь по бизнесу, энергетике и промышленной стратегии лорд Мандельсон. Однако в 2008 году что-то пошло не так, и правительство Великобритании отказало LDV в финансовой поддержке в объёме 20–30 млн фунтов стерлингов. Дерипаска продал дело, и завод отправился куда? Понятно, на китайский SAIC!
![«Её контакты не имеют себе равных», – сказала одна западная бизнесвумен о докторе Цюй Ли, которая ранее помогала заключать сделки в Китае](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/03.jpg)
Немудрено, что всполошилась британская контрразведка МИ-5, заподозрив во всём случившемся работу китайских спецслужб. И, коли так, работу виртуозную. Стоит вспомнить, как консорциуму, состоящему из канадской Magna и российского «Сбербанка», так и не дали стать владельцем компании Adam Opel AG, хотя риск утечки в Россию новейших американских технологий был минимальным. Тут же всё прошло гладко, и доктор Цюй Ли как ни в чём не бывало улыбалась перед камерами в лондонском Музее дизайна, представляя свой новый продукт – Morris JE.
![Пикап и микровэн пока существуют в компьютерных моделях](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/11.jpg)
![Пикап и микровэн пока существуют в компьютерных моделях](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/12.jpg)
Ностальгический развод
Об устройстве Morris JE пока сообщают немногое. Новинку характеризует модульное шасси и углепластиковый кузов. Нам сулят один из самых лёгких автомобилей в своём классе. Находясь в границах наилегчайшего сегмента коммерческих транспортных средств полной массой до 2,5 т, Morris JE будет способен принимать на борт до 1 тонны груза, что более свойственно транспортным средствам класса 3,5 т. Вместимость кузова составляет 5,5 м3, в него входят два стандартных европоддона. В семействе предусмотрены ещё пикап и микроавтобус. Эффективные литий-ионные аккумуляторы обеспечивают пробег до подзарядки 240 км. Гораздо больше говорится пока о внешности Morris JE, а она недвусмысленно намекает на культовый фургон Morris J-Type. Его разработала в 1949 году компания Morris-Commercial. После образования в 1952 году British Motor Corporation из названия фургона исчезло приложение Commercial. Всего до 1961 года выпущено 48 600 этих машин.
![Прямоугольный салон, использование дерева и фиброкартона вместо пластика придают сентиментальный прилив обаяния «Моррису», но щеколды на дверях электрофургона XXI века смотрятся как анахронизм](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/04f.jpg)
Очевидно, унаследовав марку Morris-Commercial через MG-Rover, создатели Morris JE задумали сделать «мимимишную» внешность фургончика одним из его конкурентных преимуществ. Решение спорное. Как известно, ностальгия – спутница тупика. Индивидуума она охватывает с приближением старости, целые социумы – в период духовных и экономических кризисов. На этом чувстве спекулируют все кому не лень: от производителей ширпотреба до государственных деятелей. Ностальгические проекты недолговечны: у каждого следующего поколения найдутся свои поводы всплакнуть об ушедшем. Несколько проектов «ностальгических» легковых автомобилей, попыток принудительно навязать культ не принесли желаемого результата: Chevrolet SSR, Chrysler Prowler, Chrysler PT Cruiser, Fiat 500, Ford Thunderbird, Nissan S-cargo, Volkswagen New Beetle. В прошлом нет будущего. Если, конечно, им не заинтересуются правоохранительные органы. Помнит ли об этом госпожа Цзинь Ли или просто зарабатывает свои очередные 1,7 млн фунтов?
![Конструкция дверных петель позволяет открыть каждую створку на 240º, распахнуть задние двери на 270º из-за выпуклых наружных панелей не получится](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/05.jpg)
Про мороженое
Джузеппе Делла Камера торгует мороженым в лондонском парке Wandsworth Common из фургончика Morris-Commercial J-Type. Приобрёл по случаю у одного фермера. У того он служил курятником. Заплатил 2000 фунтов стерлингов. Вложил в реставрацию 35 000.
Однажды по парку гулял Мик Джаггер с сыном. Купили пару порций мороженого, а потом сэр Мик решил впридачу приобрести и сам фургончик. Предложил 100 000 фунтов стерлингов. Джузеппе Делла Камера отказал.
![](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/06.jpg)
Мороженое в опасности
Расчёт, разумеется, существует. Прежде всего Цзинь Ли держит в уме вступивший в силу 8 апреля 2019 года в Лондоне закон о зонах со сверхнизкими выбросами вредных веществ – Ultra Low Emission Zone (ULEZ). Euro 4 для бензиновых и Euro 6 – для дизелей, минимум. Въехать на ином автомобиле в границы, очерченные ULEZ, конечно, можно, но обойдётся это для машины полной массой до 3,5 т в 12.50, а более тяжёлой – в 100 фунтов стерлингов. Пощады не будет даже местным жителям – с них начнут взимать экологический оброк с 24 октября 2021 года. Инвалидам сделана поблажка до 26 октября 2025 года. Ещё одна поблажка – лондонским таксомоторам. Про знаменитые автобусы-даблдеккеры и фургончики мороженого в законе ничего не сказано.
![Первый британский электрофургон мороженщика Nissan e-NV200 в настоящее время испытывается в Саутгемптоне](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/07f.jpg)
С последними в Великобритании ведётся настоящая война. Глава городского совета Шеффилда в начале июня 2019 года запретил передвижные киоски мороженого Mr. Whippy’s по причине того, что фургончики работают на дизелях. В Кэмдене и Вентсминстере власти определили зоны, где нельзя торговать мороженым из фургончиков. Видя такой расклад, компания Nissan договорилась с мороженщиком Mackie’s of Scotland (кстати, использующим на своей семейной ферме энергию ветра и солнца) и выпустила прототип электрического фургона-киоска e-NV200. Первый электрофургон-мороженое в Великобритании! В отличие от Morris JE, существующего пока лишь в демонстрационном макете и анимации, здесь всё предметно: базовая модель e-NV200 выпускается и включена в список моделей, полностью отвечающих условиям ULEZ (т.е. выброс CO2 у них менее 50 г/км, и они могут проехать не меньше 112 км вообще без выбросов). Благодаря литий-ионным батареям с энергоотдачей 40 кВт.ч запаса хода Nissan e-NV200 хватает на 200 км. Оборудование фургона приводится в действие батареями Nissan Energy Roam, отслужившими своё в роли тяговых батарей на электромобилях. Крыша фургона покрыта солнечными батареями для подзарядки оборудования. Для пущей «экологичности» предусмотрена бесконтактная форма оплаты карточкой.
![Декоративная облицовка сдвигается, открывая доступ к разъёму зарядного устройства. Мэрия Лондона обещает субсидировать желающих установить у дома электроколонку в сумме 500 фунтов стерлингов](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/09.jpg)
![Декоративная облицовка сдвигается, открывая доступ к разъёму зарядного устройства. Мэрия Лондона обещает субсидировать желающих установить у дома электроколонку в сумме 500 фунтов стерлингов](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/10.jpg)
Управляющий британским отделением Nissan Motor господин Кальяна Сиваньянан заявил по этому поводу: «Устраняя вредные выбросы из выхлопной трубы и расширяя использование возобновляемой энергии, в особенности на этапе «последней мили», мы можем помочь сделать этот мир лучше для всех».
![Вблизи явно просматриваются новые технологии](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/13.jpg)
Несколько поколений британцев с детства помнят эти смешные разноцветные фургончики. Ice-cream van – это мощный социально-культурный образ, близкий и понятный широким слоям общества, столь же яркий, как красные телефонные будки и чёрные таксомоторы. Все эти образы живы, поскольку им на замену так и не было предложено ничего более достойного. В 1960-е по всей Великобритании насчитывалось около 20 000 фургончиков мороженого. Сегодня осталось чуть больше 5000, хотя население городов давно уже обгоняет по численности сельское. Наверное, ice-cream van можно расценивать как индикатор традиционной экономики. Но как впишутся в эту картину волны возмущения против мороженого как такового, как вредного продукта? Происходящее вокруг нас лучше понимают люди вроде госпожи Цзинь Ли.
![Скоро так будут выглядеть 60 000 фунтов стерлингов. Дорого? Правительство даёт гранты на приобретение подобной техники: до 20% от стоимости автомобиля, но не выше 8000 фунтов](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/14f.jpg)
Про фургончик
Morris J-type – один из знаковых коммерческих автомобилей в британской истории. Созданный с нуля по бескапотной схеме, он выгодно отличался от фургонов, спроектированных на основе легковых и лёгких грузовых автомобилей. В основе J-type (и его близнеца Austin 101) лежала простая лонжеронная рама. Поперечины были приварены сверху, выходили далеко за лонжероны и таким образом служили консолями для поддержки будущего кузова. В наиболее распространённом кузове фургона боковые двери сдвигались, что было очень удобно в стеснённых городских условиях. Концепция в целом была подсмотрена у американских довоенных фургонов для развозки почты и молока. Выгоду Morris J-Type оценили многие известные марки: Cadbury, Carlsberg, Dunlop, John Lewis, OXO, Pickfords, Royal Mail и Walls.
![](/article/24658-razvoznoy-elektrofurgon-morris-je-pro-morris-i-furgonchiki-morojenogo/Images/08.jpg)