Седельный тягач КАМАЗ-549010 К М1845
Модель: | КАМАЗ-549010 К |
---|---|
Производитель: | ПАО «КАМАЗ» |
Начало продаж в России: | 2019 г. |
Цена: | от 6 436 000 руб. |
Знакомство с новым поколением камских грузовиков К5 в лице первого предсерийного представителя магистрального тягача КАМАЗ-54901, лично презентованного на выставке «Комтранс-2017» генеральным директором ПАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным, мы продолжили на автодроме в подмосковном Мячково.
По новой классификации модель получила индекс М1845, но этот индекс вряд ли закрепится в шофёрском сленге. Если отбросить все за и против и взглянуть на КАМАЗ-54901 немного свыше, то сам факт того, что в производственной гамме отечественного автозавода есть продукт, технологический уровень которого абсолютно сопоставим с текущим модельным рядом европейской «семёрки», не может не вызывать позитива и сдержанной патриотической гордости. Однако в правилах нашего издания – разбираться во всём детально…
Психологический портрет
Некоторое время назад, во время работы выставки СТТ-2019, у меня состоялся кулуарный разговор с командой инженеров предприятия «ДК РУС» – российского представительства грузового и автобусного подразделений концерна Daimler AG. Мы осматривали продукцию камского автогиганта. Мой вопрос о сотрудничестве Mercedes-Benz и КАМАЗ они по секрету прокомментировали так. Если смотреть на этот процесс глазами сотрудника представительства Daimler AG, то обидно наблюдать, как уплывают в Россию наработки, которые головному предприятию стоили немалых трудов. Но, если смотреть на итоги совместной работы глазами патриота своей страны, то отрадно наблюдать, как новые технологии постепенно преображают грузовики из Набережных Челнов. Когда я детально рассматривал КАМАЗ-54901, а затем оказался за рулём, всё время мысленно возвращался к этой любопытной позиции.
На шумную новинку возлагают большие надежды. До декабря 2019 года машины будут проходить испытания, а продажи стартуют только после завершения тестов. Поэтому тот тягач, который оказался у меня в руках на мячковском автодроме, образец «детский», предсерийный, и в определённые моменты заслуживает снисходительного отношения. Но другую чашу весов тянут грозные конкуренты – семь крупнейших марок из Европы, Ford и китайцы, у которых временами проявляется всплеск интереса к российскому рынку.
Призрак четвёртого поколения МР4 – пятое поколение К5
Новая кабина – важнейшая деталь имиджа грузовика – плод совместной работы завода КАМАЗ и Daimler AG. Индекс каркаса – SFTP (как у четвёртого поколения Actros). Его изготовляют на специально отстроенном новом заводе на территории ПАО «КАМАЗ». После сварки и окраски основа кабины будущего грузовика обретает комплект наружных панелей и интерьер, определяющий облик или КАМАЗа новейшего поколения К5, или Mercedes-Benz Actros MP4. Семейство кабин для автомобилей поколения К5 включает 7 вариантов: короткая F1A с высоким тоннелем и F1S с низким тоннелем, длинная F1D с высоким тоннелем и F1T с низким тоннелем; высокая F1E с высоким тоннелем и F1I с низким тоннелем и, наконец, премиальная сверхвысокая F1H с низким тоннелем для магистральных тягачей.
Экстерьер, на мой взгляд, стилистам Torino Design удался: стильно и узнаваемо. Преодолев четыре высоких ступеньки, оказываюсь на рабочем месте. Карие тона обивки и местами узнаваемые нотки, но лишь нотки мерседесовского интерьера. Всё остальное индивидуальное, но, конечно, местами слегка «подсмотрено» у лучших образцов «семёрки».
Все органы управления – рулевое колесо, педали, кнопки и рычажки настроены по принципу «легко-чутко-остро», усилия минимальные, требуют точной дозировки, таким автомобилем неприятно управлять в плохой грубой обуви и в верхней одежде. Это решение спорно, но имеет много поклонников, как и противников: просто такая конструкторская школа, которая особенно характерна для итальянских автомобилей. Почему был сделан такой выбор настройки, камазовцы не комментируют, а жаль, всегда интересно услышать аргументы из первых уст создателей новинки…
Вопреки ожиданиям и официальной справочной информации о наборе вариантов каркаса кабин поколения К5, у тестового тягача ровный пол, который, по ощущениям, немного украл суммарной внутренней высоты кабины. Оно и понятно: компоновка систем нейтрализации и возросшие габариты компонентов системы охлаждения для двигателей стандарта Euro 6 отнимают многовато места. Хоть предмет теста и относится к пятому экологическому классу, задел под стремительно бегущее время необходим, или так получилось само собой, ведь Actros IV поколения изначально строился только под шестой экологический класс.
Тем не менее никто не в обиде: расстояние в кабине от пола до потолка – 1980 мм, а внутренняя ширина – 2270 мм. Широкие «спальники», полочки и ниши, плафоны с дублированным управлением, выдвижные секции для вещей, бортовая информационная система с 10-дюймовым сенсорным экраном – всё поставлено и обустроено именно во флагманском, премиальном исполнении.
Несколько смутило только то, что холодильник предлагается в виде опции. Но к теме опций для КАМАЗ-54901 мы ещё вернёмся, а сейчас стоит рассказать о силовой линии и ходовой части.
Силовая линия и шасси
Длинноходный турбодизель КАМАЗ-910.12-450 – плод сотрудничества автогиганта с германо-швейцарской концерном Liebherr. За основу был взят двигатель Liebherr 946, выпускаемый с 2012 года. Конструкция двигателя во многом схожа с решениями других производителей. Компоновка – 6 цилиндров в ряд, раздельные ГБЦ с 4 клапанами на цилиндр, привод ГРМ – шестернями со стороны маховика. Размерность ЦПГ – 130х150 мм, рабочий объём – 11 946 cм3. У двигателя чугунный блок цилиндров, «мокрые» гильзы, система питания с топливной рампой Common Rail.
Диапазон настроек мощности от 380 до 550 л. с., показатели максимального крутящего момента 1700–2540 Н.м. Протестированный КАМАЗ-54901 имел настройку мощности 450 л. с. (331 кВт) при 1900 об/мин и максимальные 2060 Н.м крутящего момента при 1300 об/мин.
Сухие цифры показателей мощности и крутящего момента усредняют и обобщают данные, ставя этот двигатель в некий условный общий строй. Посему от себя рекомендую взглянуть на график внешней скоростной характеристики двигателя. Как видно, после 1300 об/мин кривая максимального момента катится под откос. Наиболее благоприятный режим по крутящему моменту у двигателя КАМАЗ-910.12-450, это зона 1050–1250 об/мин. Низковато для магистрального тягача, больше подходит неспешной и тяговитой спецтехнике, которой как раз славится марка Liebherr. Тестовый заезд подтвердил низовой характер двигателя, но отчасти эту особенность компенсируют возможности автоматизированной КП ZF Traxon, которой оснащают КАМАЗ-54901, а также высокое передаточное отношение главной пары – 2,278.
Немного о дополнительных функциях АКП ZF Traxon, применённых на КАМАЗ-549010 К. Важно, что данная коробка передач применительно к моделям семейства КАМАЗ-54901 имеет солидный запас прочности, так как она способна работать с крутящим моментом до 2800 Н.м на прямой передаче и до 3500 Н.м на ускоряющей.
Для маневрирования в узких проездах предусмотрена функция ограничения минимальной скорости, на подъёме автопоезду не позволит скатиться назад HSA Hill Start Assist, в определённых случаях КП разрешит двигаться накатом с целью уменьшения сопротивления качения и экономии топлива, преодолеть застревание и выскочить из ямки поможет режим раскачки, а ползущий режим Greeping mode даёт возможность начинать движение при отпускании педали тормоза без задействия акселератора, что удобно в заторах.
Вот теперь мне искренне непонятно, почему при столь богатом наборе премиальных ассистентов даже простенький моторный тормоз в базовой комплектации не предусмотрен? Пока отнесу это к «детским болезням» новой модели…
Остальной основной конструктив
Рама новейшего КАМАЗ-54901 автомобиля – из лёгких высокопрочных сталей, передняя ось, грузоподъёмностью 9 т получила необслуживаемые ступицы. Ведущий мост – одноступенчатый Daimler HL6, с гипоидной главной передачей. Возможны варианты передаточных отношений от 2,2 до 3,07 в зависимости от модификации. Повторюсь, на тестовой модели 549010 К стоял мост с передаточным числом 2,278.
Соединения карданных валов имеют торцевые шлицы для снижения нагрузки на крепёж. Тормозные механизмы на всех осях дисковые, тормозная система включает систему динамической стабилизации. В базовой комплектации автомобиля предусмотрены система поддержания курсовой устойчивости и противобуксовочная система. Размерность шин 315/70 R22,5. Стабилизаторы поперечной устойчивости присутствуют на передней и задних осях.
Для комфортной магистральной работы увеличена ёмкость топливных баков: один бак на 700 л либо два бака суммарно на 1200 л, в зависимости от исполнения. На тестовой машине был именно такой вариант.
Электронное богатство
По мере роста и освоения конвейерного выпуска новой модели, в виде наследия стратегического немецкого партнёра, предлагается огромное количество электронных систем и мобильных приложений: система мониторинга состояния водителя, ассистент поворота и движения в заторах, система удалённого мониторинга местонахождения и контроля параметров транспортного средства «ИТИС-KAMAZ». Всё это будет, но немного позднее на последующих модификациях.
Колёсная формула | 4х2 |
Нагрузка на ССУ, кг | 11 300 |
Снаряжённая масса автомобиля, кг | 8400 |
Полная масса автомобиля (технически допустимая), кг | 19 700 (20 500) |
Распределение нагрузки по осям, кг | 9000/ 11 500 |
Технически допустимая полная масса автопоезда, кг | 44 000 |
Двигатель:
|
КАМАЗ-910.12-450, турбодизель, I-6, Еurо 5 11 946 450 при 1900 мин-1 2060 Н.м при 1300 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF 12ТХ2210TD Traxon, автоматизированная 12/2 |
Тормозная система | Пневматическая |
Размер шин | 315/70 R22,5 |
Подвеска передняя/задняя | Рессорная/пневматическая |
Габаритный радиус поворота, м | 8,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 89 |
Ожидание рынка
В серийное производство новый премиальный отечественный тягач будет запущен в конце 2019 года, затем примерно через три года КАМАЗ-54901 полностью сменит своего предшественника КАМАЗ-5490. Стартовый ценник новинки – 6 436 000 рублей. В стоимость принудительно входит 3-летний сервисный контракт, покрывающий гарантийный период. Это лишь немного дешевле немецких, шведских, французских, голландских и итальянских флагманских седельных тягачей. Но разрыв катастрофически мал, поэтому КАМАЗ-54901 не может себе позволить «долгое становление личности», все огрехи «детских болезней» конструкции и ошибки маркетинга придётся устранять оперативно, возможно, в авральном темпе. В общем, с этой моделью КАМАЗ переживает очередную эпоху – эпоху перемен, жить в которую всегда непросто. Но если в Набережных Челнах сумеют преодолеть этот путь, то получат принципиально новый, современный, а не отсталый и при этом очень толковый грузовик, причём надолго…
КАМАЗ-54901 в некоторых цифрах
Заявленный ресурс грузовика – не менее 1,2 млн км, двигателя – 1,5 млн км, межсервисный интервал – 120 тыс. км. Двигатель в перспективе получит несколько мощностных настоек – от 380 до 750 л.с. Вместимость топливных баков: один бак на 700 л или два бака суммарно на 1200 л. Размерность шин 315/70 R22,5. Полезный объём кабины водителя – 9 м3 (5 м3 в 1976 году, для сравнения). В серийном производстве предполагаются модификации с колёсными формулами 4х2, 6х4, 6х2. Обслуживать машину будут 164 дилерских центра в РФ и 39 сервисных центров в СНГ.