Опубликовано: ГП 05-2019
Первоапрельская шутка Хуба ван Доорна (Часть 2)

Заводской музей DAF (DAF Museum)

Денис Орлов,
Фото Александра Еремцова,
DAF Museum, flickr.com, Wikipedia
[b]«Vuilinswagen» DAF G 1300 DA 475[/b] столь же памятен голландским старожилам, как и нам – контейнерный мусоровоз М-30 на базе ГАЗ-53. Низкие кабины на шасси типа G с 1952 года делала мастерская Van Dijk’s Carrosseriefabriek из города Люнтерен. Малая высота кабины и короткая база пригодились в старинных городах с низкими арками ворот и тесными улочками таких, как Вурден, в миниципалитете которого с 1964 года служил этот экземпляр. Кузов конструкции инженера Пэтера де Граафа строила компания Geesink из Вееспа. Когда мусоросборник наполнялся, кузов поднимался вертикально, и содержимое под собственным весом уплотнялось. Полезный объём кузова составляет 17 м[sup]3[/sup], что позволяло загрузить до 6 т отходов
В 1959 году DAF запустил в производство новую кабину с панорамным трёхсекционным лобовым стеклом. У водителя появилось сиденье с амортизацией, за доплату можно было установить отопитель. С 1957 года грузовики стали получать рядные шестицилиндровые дизели производства DAF по лицензии Leyland. А в 1964 году ещё раз улучшили интерьер. В экспозиции представлено несколько машин этого периода, в том числе [b]мусоровоз Faun на шасси DAF A 1900 DD с дизелем DAF DD 575 мощностью 120 л.с. выпуска 1968 года[/b]
[b]Бетономешалка De Jong на шасси DAF A 1906 DS.[/b] Объём – 4 кубометра. Похожую показывали на специализированной промышленной выставке «Строительные и дорожные машины и средства механизации строительно-монтажных работ» – «Стройдормаш-64», состоявшейся в августе 1964 года на стадионе «Лужники» в Москве
23 марта 1959 года в истории DAF произошло знаковое событие: с конвейера сошёл первый малолитражный легковой автомобиль DAF-600. [b]Хуб (слева) и Вим ван Доорны[/b] уже задумывались над грузовыми модификациями малолитражки. Первый «каблучок» появится в 1962 году – DAF-750 Bestelwagen
Из музейной противопожарной техники впору формировать полноценную пожарную часть. [b]39-метровая автолестница на шасси DAF A16 BB475[/b] с карбюраторным двигателем DAF BB 475 мощностью 155 л.с. служила в пожарной части города Гронинген с 1962 по 1979 год, а после списания использовалась компанией Siesling BV в городе Элде для обрезки крон деревьев и ремонтов фасадов.  В 2011-м машину передали в музей. Капотную серию DAF выпускал с 1957 года; эти модели отличались своеобразным внешним видом и напоминали голландские деревянные башмаки – кломпы. Водители прозвали машины торпедами
В 1957 году на автосалоне IAA во Франкфурте DAF впервые представил тяжёлую 2000-ю серию для магистральных перевозок, тоже весьма странного дизайна. Проблема крылась в другом: нагрузка на заднюю ось составляла 10 т при разрешённых в Голландии восьми. Так у серии появилась подкатная третья ось. В экспозиции музея – [b]DAF AS 2000 DO выпуска 1962 года[/b] с 11,1-литровым рядным шестицилиндровым дизелем DAF-Leyland 0.650 мощностью 165 л.с., на который DAF приобретёт у англичан лицензию. Полная масса экспоната достигает 21 400 кг, грузоподъёмность – 14,6 т
Не совсем DAF – [b]пикап Handywagon, построенный на узлах и агрегатах малолитражки DAF-750 Daffodil[/b] в 1963 году по заказу американской компании ARKLA (Arkansas – Louisiana Gas Co.). Конструктор – Эд Хэнди. Стеклопластиковый кузов на хребтовой коробчатой раме. Передняя подвеска – «Мак-Ферсон». Двигатель – двухцилиндровый, оппозитный, рабочим объёмом 746 cм[sup]3[/sup], 22 л.с. Несмотря на неказистый вид, на верфи Razorback Boats в Малверне выпустили 88 штук. А сохранилось всего пять. Этот экземпляр отреставрирован Томми Брэдфордом и подарен музею компанией ARKLA
[b]Транспортёр переднего края DAF YM 500[/b], в котором, как и у гражданских малолитражек, стояла бесступенчатая клиноременная трансмиссия Variomatic. Она на годы станет фирменным отличием DAF, будет применяться даже на гоночных болидах «Формулы-3». Транспортёр создавался по конкурсу на U.S. Military M274 Truck, Platform, Utility, 1/2 Ton, 4X4, объявленному Army Mobility Command в 1963 году. Из трёх претендентов только у YM 500 была автоматическая трансмиссия и подвеска. В 1964 году янки закупили 14 голландских транспортёров для испытаний, и ещё два эталонных YM 500 остались в Европе. Но DAF проиграл
Вся «механика» [b]DAF Type 1010 Pony[/b] – от малолитражки DAF-44. Два цилиндра, 850 «кубиков», 40 «лошадок». Дизайн кабины разработал небезызвестный Луи Люсьен Лепуа. Всего 700 таких «stads-vrachtwagen» («городских грузовозов») выпущено в 1967–1968 годах. Среди них и несколько седельных тягачей с полуприцепами DAF Type 1050 грузоподъёмностью 1,5 т. Это единственный в мире седельный тягач с бесступенчатой трансмиссией-вариатором!
[b]Амфибия YE 500 Porter 1964 года[/b] – один из самых спорных проектов в истории автомобиля. Привод колёс каждого борта осуществляется за счёт трения от находящегося между ними и вращающегося в противоположную сторону вспомогательного колеса. Сами ведущие колёса через короткие рычаги подвешены на торсионах, пропущенных под герметичным корпусом-ванной. Количество отверстий в корпусе максимально уменьшено. Поворот осуществляется притормаживанием колёс одного борта. Увы, когда протектор «засаливался», Porter терял способность не только поворачивать, но и ехать
[b]Терминальный тягач DAF T 1800 DF выпуска 1969 года[/b] первый в истории компании. Таким машинам важна круговая обзорность, чтобы водителю маневрировать по стеснённой портовой территории. Седельно-сцепное устройство с изменяемой высотой позволяет заводить тягач под опорную площадку полуприцепа, находящуюся на любом уровне. Это ускоряет работу в системе Roll-on/Roll-off (вкатил–выкатил), известной как Ro-Ro. Скромные 135 л.с. дизеля DAF DF 615 компенсируются «автоматом» Allison и ведущим мостом с редуктором. DAF T 1800 DF способен работать в составе автопоезда полной массой до 65 т, пусть даже скорость при этом не превысит 20 км/ч
[b]Проект BATU (Basic Automotive Transport Unit) – упрощённый развозной автомобиль[/b], 1972 г. В основе – пространственная рама из прямоугольных труб. Открытая кабина обшита алюминиевыми листами, плоское лобовое стекло, дощатая платформа. Ожидалось, в странах третьего мира – Египте, Индонезии, Китае, ЮАР – легко его освоят. Прототип с колёсной формулой 4х2 использовал агрегаты от легкового DAF 44: 844 «кубика», оппозитный, воздушного охлаждения, 40 л.с., вариатор. Вариант 6х4 получил рядный 4-цилиндровый мотор водяного охлаждения Renault (950 cм[sup]3[/sup]) и весьма изобретательную трансмиссию, где каждый из двух ремней вариатора приводил свою ось в задней тележке – своего рода отсыл к Trado. Воплощению проекта помешал энергетический кризис 1973 года
Самые известные транспортные средства Koninklijke Landmacht – [b]4-тонный полноприводный грузовик серии YA-4440[/b] (с 1976 по 1982 год войска получили 7255 единиц) и бронетранспортёр YP-408. Разработан БТР по техзаданию, выданному ещё в 1956 году. Бортовая трансмиссия с единственным дифференциалом унифицирована с трансмиссиями армейских грузовиков 4х4 и 6х6. Бронекорпус с толщиной брони до 16 мм вмещал водителя, командира и 10 солдат. В целом очень удачный YP 408 имел некоторые эргономические проблемы. Выпуск начался 31 июля 1964 года, всего сделали 750 БТР. Они состояли на вооружении Нидерландов до 1988 года
[b]Легендарный DAF FAV 3600 DKZ «Turbo-twin-II».[/b] На нём Ян де Рой принёс DAF абсолютную победу в 9-м ралли-марафоне Париж–Алжир–Дакар, в 1987 году: грузовоз оказался быстрее легковых автомобилей и мотоциклов! В середине пространственной алюминиевой фермы «солдатиком» установлены два 11,6-литровых двигателя DAF DKZ мощностью 495 л.с. каждый, с турбонагнетателями. Каждый приводит свою ось – обе 8-ступенчатые коробки передач синхронизированы пневматическим приводом. Алюминиевый топливный бак рассчитан на 750 л. Останавливают монстра дисковые вентилируемые тормоза. Кабину от серийного F 241 дополняют наружные стеклопластиковые панели кузова
В 1973 году DAF первым среди производителей грузовиков применил промежуточное охлаждение наддувочного воздуха (интеркулером). У двигателя DKS 1160 с 11,6 л снимали 310 л.с. Первым такой мотор получила модель 2800 с необычно просторной кабиной, которая почти на 20 см была шире прежней (241 мм). Что хорошо для дальних перевозок, не очень нужно в строительстве и городских поездках, и в 1976 году [b]семейство 2300[/b] получило кабину поуже. Эти грузовики оснащали 8,25-литровыми DHU 825, также весьма мощными, благодаря интеркулеру – 230 л.с. Кроме того, впервые DAF начал устанавливать на серию 2300 заднюю пневмоподвеску
[b]Автобус Den Oudsten королевского двора Нидерландов на шасси DAF SB 220 LT-575[/b] с горизонтальным дизелем DAF LT 168 мощностью 228 л.с. Отличается парадной окраской и роскошным интерьером. Поставлен в Koninklijke Staldepartement (королевские конюшни) в 1991 году и использовался Её Величеством королевой Беатрикс для поездок по стране, в частности на ежегодный «День Королевы». За 15 лет намотал 50 000 км и в феврале 2007 года был передан в музей. Внутри содержит настоящий королевский штандарт, чем объясняется, почему автобус никогда не участвует в выездных мероприятиях музея, и внутрь не пускают посетителей

Координаты:

51° 26′ 15″ N, 5° 29′ 26.16″ E

Адрес:

Tongelresestraat 27 5613 DA Eindhoven

Как добраться:

Музей находится в центре города, в 15 минутах ходьбы от вокзала.

Оттуда до музея ходит автобус № 5.

Телефон: +31 40 244 43 64

Факс: +31 40 214 43 70

e-mail: info@daf-museum.nl

Стоимость билетов:

взрослый – € 9,00,
студенческий, для групп и ветеранов – € 7,00,
детский от 5 до 15 лет – € 4,00,
дети младше 5 лет – бесплатно

Время работы:

Музей работает со вторника по воскресенье включительно, с 10:00 до 17:00.

Закрыт по понедельникам за исключением католического Светлого понедельника, Киберпонедельника и понедельников, выпадающих на школьные каникулы. Закрыт 25, 26, 31 декабря и 1 января, на католическую Пасху, День Короля, католическое Вознесение Господне, католический День сошествия святого духа (Пятидесятница).

Комментировать ... >>