Опубликовано: ГП 12-2014

Повестка изменилась, SUFфикс остался (Gas Supply & Use Fair)

Юрий Петров,
Фото автора и Александра Еремцова

С момента основания закрытый вернисаж GasSUF позиционировался как Международная газовая выставка технологий переработки и использования газа (Gas Supply & Use Fair). Патронаж ГАЗПРОМа позволил кулуарные встречи перевести в ранг экспертного сэйшна, но выставке явно не хватала драйва. Драйв появился пару лет назад. Стоило в 2012 году автозаводам проявить любопытство к событию, как у вполне заурядной выставки появился вполне конкретный и лаконичный слоган: «Газ на транспорте»! На суффиксе SUF это не отразилось...

Двенадцатую экспозицию GasSUF сейчас позиционируют как единственную в России и ближнем зарубежье выставку оборудования и технологий для транспорта на газомоторном топливе, газобаллонного и газозаправочного оборудования.

Но это не единственная выставка, где делится газовый пирог 1 / 6 части суши. Достаточно вспомнить недавний «АВТОТРАНС-2014» («ГП» № 11, 2014 г.). Обилие иностранных участников (уже порядка 40 %) из 17 стран, включая Аргентину, Германию, Италию, Китай, Корею, Литву, Польшу, США и Украину, лишь указывает на недооценённый потенциал российского рынка собственными производителями. Интерес американских компаний не случаен: США уже догнали Россию по объёмам добычи газа. При этом Штаты готовятся сменить Россию в 2015 году по объёмам добычи нефти. Технологии переработки углеводородов за океаном уже поставлены на поток. Кому нужны ещё аргументы в полезности такой выставки?

Фактически отечественных производителей здесь было крайне мало. Так, на стенде «Ленпромавтоматика» было представлено оборудование для АГНКС блочного типа на базе компрессорных модулей GASVECTOR итальянской компании Fornovo Gas. Газовая промышленная компания «Рев и Партнёры» представляет системы G-Stor PRO и баллоны DYNECELL для КПГ и водорода, установленные на крыше междугородных автобусов.

О недоразвитости рынка свидетельствует и процентная доля экспонентов. Половина участников – сервис и переоборудование транспорта на газ или оборудование автогазозаправочных станций (АГЗС) и лишь 14 % – сами автопроизводители. Остальные 36 % экспозиций посвящены инжинирингу, проектированию, перевозкам и логистике. В инжиниринг можно включить и небольшие фирмы, которые пытаются найти себе нишу в перспективном рынке.

Mercedes-Benz Actros 2544 6х2 с оборудованием компании «Мир газа»

Компания «Мир газа», экспериментируя с различными системами автомобилей, уже сейчас начала проводить тренинги и курсы по установке газового оборудования Lovato и BRC. Необходимость в паблисити заставила компанию пойти на эксперимент. На V-образный турбодизель грузовика Mercedes-Benz Actros 2544 6х2 была установлена битопливная система. После переоборудования потребление дизельного топлива, по словам представителей компании, снизилось с 35 до 7 л на 100 км пробега, при расходе СПГ – 27 м3 на ту же «сотню». При фиксированной цене литра солярки в 30 руб. и метана в 9 руб. за метр кубический автомобиль окупит себя уже за 4,5 года при пробеге 1500 км в год.

Интерес к газовому топливу на транспорте, по идее, должны подогревать три фактора: газ дёшев, он снижает остроту экологического вопроса и в государственном масштабе позволяет поднять его потребление внутри страны и снизить удар при топливных кризисах. Но выгоды отрасли всегда будут разбиваться о коммерческий интерес потребителей, которым для перехода на газ нужна хотя бы удобная инфраструктура. А она более всего развита в Москве и Подмосковье. Так что не удивительно, что 60 % посетителей были из столичного региона, а вторыми по количеству ходоков стали Санкт-Петербург и Ленинградская область – 4 %. И лишь треть посетителей представляла остальные регионы и весь «замкадный» мир.

Деклирируемый поворот экономических интересов России в сторону Китая сколько ни начинался, но так и не может закончиться полным разворотом. Прежде всего специалисты указывают на вторичность технологий КНР, которые имеют в своих исходниках европейские, американские и советские разработки.

King Long XMQ6120C CNG

Микроавтобусы «Кинг Лонг» (King Long) впервые в России появились 22 года назад, но официально были представлены лишь 10 лет назад. Представленный на стенде пригородный рапид King Long XMQ6120C CNG с 340-сильным газовым двигателем Yuchai YC6MK343N-40 уровня Euro 4 рассчитан для работы на метане. Пассажировместимость в зависимости от класса составляет 49, 53 или 55 мест. Газовые баллоны расположены как на крыше, так и в подпольном пространстве, отчего объём багажных отсеков уменьшился до 2,3 м3. В принципе это условие уже и предопределяет пригородное или экскурсионное назначение машины.

Сейчас представительство ООО «ТД «КИНГ ЛОНГ» является единственным официальным дилером автобусного завода King Long в России и намерено развивать продажи автобусов в России. В настоящее время в Астрахань и в Новый Уренгой отгружено две дюжины газовых автобусов. Специально для российских условий салоны автобусов снабжаются дополнительным утеплением, двойными стеклами, обогревателями увеличенной мощности.

Интерес эмиссаров из КНР к российскому рынку ощущался на многих стендах. Визитёры из Поднебесной бесхитростно опрашивали всех участников, чем китайские компании могут помочь в освоении этого рынка. За этим даже читался бесхитростный расчёт: мы готовы вас снабжать всем! Учитывая, что некоторые эмиссары в Москву прибыли на поездах с собственными переводчиками через узловые города Транссибирской магистрали, то не стоило удивляться, откуда у них такие познания в деле перевода нашего автотранспорта на газ. Особую зависть у китайцев вызывают чадящие на улицах Екатеринбурга, Омска, Томска и Хабаровска дизельные грузовики! РФ, наверное, очень богатая страна!

НЕФАЗ-4208-10-41

В этом году газификации транспорта в СССР исполнилось бы 30 лет, и более трети подвижного состава должно было перейти на него. И вот в этом разрезе уже стоит подойти к рассмотрению новинок домашнего автопрома. Тут сразу нужно оставить за скобками наивный стенд российского завода GT7. Он был представлен лишь проспектами и лазерными принтами. Это был пример, как нельзя представлять продукцию предприятия. Преступно упускать возможности на выставке, где задача каждого экспонента не ударить «фэйсом в грязь» и приобрести как можно больше партнёров.

Пример нужно брать с концернов КАМАЗ и «Группы ГАЗ». В Набережных Челнах разработки по газомоторным двигателям ведут с середины 1980-х. Одно из первых предложений на рынке СССР касалось мусоровозов на шасси КамАЗ-53213, когда впервые были постулированы задачи по применению газа на крупнотоннажных автомобилях. Затем последовали эксперименты в «Главмосавтотрансе» по оснащению газовыми баллонами седельных тягачей и автомобилей по перевозке птиц и животных. Газпромовские выставки в Сургуте, Тюмени, Екатеринбурге и Москве в 2000-х годах лишь подстёгивали интерес КАМАЗа к потенциальным тендерам на поставку автомобилей, работающих на газе. Но все потуги пролетали мимо. Газовые грузовики грозили стать диковинкой. Помогло несчастье. Двигатели КАМАЗ-740 с трудом поддаются укрощению под нормы Euro 4. В мире уже практически не осталось крупнолитражных дизелей с 40-летней историей. Это и заставило пойти на компромисс и представить уже в 2004 году газовые варианты. С этого всё и началось.

КАВЗ-4270 CNG КАВЗ-4270 CNG

Специальный (вахтовый) автобус НефАЗ-4208-10-41 на 20 мест с 260-сильным газовым двигателем КАМАЗ-820.60-260, по словам создателей, обещает уменьшение затрат на топливо в 2,5 раза и снижение вредных выбросов в 2–5 раз в зависимости от сезонности и условий эксплуатации. Представление газовой вахтовки обусловлено одним фактором: старые двигатели, соответствующие нормам Euro 3, далее совершенствовать уже затруднительно, и они годятся только для полноприводных машин (мораторий введения норм Euro 4 делает допущение для полноприводников на Euro 3). Но исполнение законодательства стандарта Euro 4 и Euro 5 старым двигателям оставляет единственную лазейку: перевести их на газ или битопливную систему. В масштабах одного автопарка это существенная экономия (снижение до 25 % расходов на содержание и обслуживание).

КАМАЗ уже выпускает газифицированные шасси КАМАЗ-4308, –43114, –43118, –65115, –65116 для мусоровозов, автокранов, автогидроподъёмников, рефрижераторов и седельных тягачей. Тут следует упомянуть и городские автобусы НефАЗ-52994-40-51 общей вместимостью до 116 человек, которые при работе на компримированном газе уже сейчас соответствуют нормам Euro 5. Но вот проблема. Камский автогигант относится к своему нефтекамскому филиалу, выпускающему автобусы, как к нелюбимому пасынку.

В противовес КАМАЗу «Группа ГАЗ» выступает более последовательно и логично, развивая модельные ряды параллельно. Подразделение «Русские автобусы» представило сразу три городских автобуса, работающих на газе. Новый городской автобус КАВЗ-4270 CNG, работающий на компримированном природном газе, соответствует 5 экологическому классу. В запасе у Курганских автобусостроителей есть ещё и междугородный 10-метровый КАВЗ-4238-72 CNG, который выпускают в школьном и пригородном вариантах.

ПАЗ-320412

Малый 8,56-метровый автобус ПАЗ-320412, выполненный по классической схеме, адресован для городских (21 или 24 места) и пригородных (29 мест) автоперевозчиков. Помимо дизельных рядных «чётверок» ЯМЗ-5341 и Cummins ISF 3.8e4 168 предусмотрен и газовый 6-цилиндровый двигатель Cummins BGe5 195.

Большой городской автобус ЛиАЗ-529271 CNG вызвал бо’льший интерес у китайских поставщиков газового оборудования. Его комплектуют газовым двигателем MAN D0836LOH65 экостандарта Euro 5, автоматической КП и мостами ZF.

Предложение подразделения «Русские автобусы» выгодно прежде всего крупным автохозяйствам, зацикленным на вертикально интегрированные газозаправочные станции.

ЛиАЗ-529271 CNG и КАВЗ-4270 CNG

Но, безусловно, фаворит – среднетоннажник «ГАЗон Next CNG» ГАЗ С41R16 (см. «ГП» № 11, 2014 г.) с двигателем ЯМЗ-5344 CNG мощностью 148,8 л.с. с крутящим моментом 490 Н∙м в дорожном варианте. Семь газовых 52-литровых баллонов при рабочем давлении 200 атм обеспечивает запас хода 370 км. Газового «ГАЗона» никто не ожидал, и от любопытства посетителей на всём протяжении выставки капот закрывался лишь в конце дня. Но всегда вставал вопрос: а где и как его заправлять в регионах, где АГЗС нет в принципе. Например, их нет во многих крупных городах Поволжья.

На его фоне серийная почтовая «ГАЗель Бизнес» ГАЗ-330262-0244 выглядела как инструмент для рацпредложений. Газовые «Газели» работают на одном плече. И тут случилось: пришли китайские специалисты и, указывая пальцами, объявили, что топливную аппаратуру нужно в «ГАЗелях» прокладывать не так, а вот эдак! Они ещё потыкали пальцами и объявили… что газовые «ГАЗели» не пойдут на рынок, пока не будут готовы моноблоковые сплиты, а для этого их нужно продавать в магазинах. В Китае уже готовы поработать с ГАЗом. Почему-то верилось. Газовые автобусы там культивировали в конце 1960-х, когда в СССР усердно объявляли дизелизацию автопрома…

ГАЗ-330262-0244 «ГАЗель Бизнес» и ГАЗ С41R16 «ГАЗон Next CNG»
Комментировать ... >>