Опубликовано: ГП 01-2017
Тест-драйв IVECО-AMT 473920

Фургон для нефтегаза

Полноприводный Eurocargo IVECO-AMT 473920 с надстройкой-мастерской

Даниил Минаев, фото автора
Производитель: ООО «ИВЕКО-АМТ»
Модель: IVECО-AMT 473920

IVECО Eurocargo? Видели, знаем… Городской грузовик среднего тоннажа. В этот раз всё наоборот! Полноприводный «проходимец» с надстройкой-мастерской. Компактный и шустрый. Лёгкий и манёвренный. Сам проверял.

Немного предыстории

В 2016 году совместное российско-итальянское предприятие ООО «ИВЕКО-АМТ» из Миасса отметило 22-летие. В 1994 году всё начиналось с сотрудничества с заводом «Уралаз». Теперь с АЗ «Урал», входящим в «Группу ГАЗ», ивековцы-«амтэшники» делят только забор. Может быть, оно и к лучшему, пусть два предприятия развиваются самостоятельно, каждый завоюет именно своего потребителя. В «ИВЕКО-АМТ» сейчас ничего не производят на склад, уже несколько лет, как не было изготовлено и двух одинаковых машин, за исключением нескольких мелкосерийных заказов. Да, объёмы производства и сбыта, как и у других автомобилестроителей в эти годы невелики, но мощности предприятия могут позволить собирать до 5000 грузовиков в год (при работе в одну смену). По итогам 2016 года планируется реализовать 391 автомобиль, что на 34 % больше, чем в 2015-м. Средний объём выпуска грузовиков в последние месяцы составляет 50–60 штук. Преимущественно это автомобили тяжёлой гаммы Trakker с колёсной формулой 6х6 в исполнении самосвалов, тягачей, сортиментовозов, а также средней гаммы Eurocargo 4х4 в виде спецшасси. Сегодня здесь всё сконцентрировано на постройке необычных транспортных средств по индивидуальным заказам. Близость к ресурсодобывающим регионам определила основную направленность – выпуск грузовиков с учётом индивидуальных требований заказчиков, под различные технологии: нефтяные, лесные, строительные. Ещё в сборочном цехе я увидел несколько единиц пожарной техники, составляющей немалую долю заказов.

«ИВЕКО-АМТ» (г. Миасс, Челябинская область)

В модельный ряд южноуральских IVECО входят шасси мощностью от 279 до 500 л.с. c колёсными формулами 4x2, 4x4, 6x4, 6x6, 8x4 и 8x8 и даже 10х10, а также седельные тягачи мощностью от 360 до 500 л.с (в перспективе до 560 л.с.) с колёсными формулами 4x2, 4x4, 6x4, 6x6, 8x4 и 8x8. Модельный ряд расширен модификациями, подготовленными и адаптированными под выполнение специальных задач, включая перевозку леса, трубных конструкций, топлива и компонентов взрывчатых веществ, а также пожаротушения. Эти автомобили могут эксплуатироваться в субарктических зонах при температуре до –55 °C. Подготовка базового шасси под установку различных надстроек предусматривает унифицированные штатные выводы под дополнительное навесное и электрическое оборудование, а также большой выбор колёсных баз и межосевых расстояний. С 2014 г. освоен модельный ряд двигателей, работающих на метане. Сервисная сеть «ИВЕКО-АМТ» в 2016 г. насчитывает 40 дилерских станций.

Удивить и восхитить

Кабины изготовляют в Миассе по полному циклу (штамповка, сварка, в год до 5000 кабин) с применением катафорезного грунтования, в технологическом цикле задействовано 11 ванн

Основные задачи команды этого уральского предприятия не только удовлетворить потребителя, но и восхитить. Для автомобилей, собираемых в Миассе, рамы получают из Италии, но в их конструкцию вносится ряд изменений. В основном это усилители и вставки, обеспечивающие различные конфигурации осей и длины колёсных баз. Конструкторская документация разрабатывается на месте и позволяет сегодня предложить до 150 вариантов сочетания колёсных баз, формул осей и длины свесов.

Кабины изготовляют в Миассе по полному циклу (штамповка, сварка, в год до 5000 кабин) с применением катафорезного грунтования. Окраска возможна по желанию заказчика не только в любой цвет, но и разными материалами: от недорогих отечественных автоэмалей до материалов премиум-класса, поставляемых компанией Sikkens. Так что предмет сегодняшнего теста пока существует в единственном экземпляре – мастерская на шасси Eurocargo с односкатной ошиновкой, колёсной формулой 4х4, с межосевой и межколёсной блокировкой. Место действия – песчаный карьер в окрестностях озера Тургояк, время действия – русская зима. Поехали!

Не падайте духом!

Забираюсь, карабкаясь в высоко расположенную кабину, опираюсь на жиденькую дополнительную подножку, под ногами скользкий преднулевой ледок, замаскированный лёгкой позёмкой. Метеоусловия вполне подходят для испытаний не только техники, но и самообладания водителей.

Насос привода кронштейна запасного колеса
Гидроцилиндр привода кронштейна запасного колеса

Эти мысли пришли в голову, когда я философски наблюдал за безуспешными попытками седельного тягача с могучим односкатом и колёсной формулой 8х8 штурмовать, в общем, и не очень крутой, но обледенелый подъём длиной метров 25. После примерно семи попыток водитель этого монстра успокоился, признав, что седлу положена нагрузка, однозначно бы изменившая сцепной вес. Ха, но у меня же не «седельник», а полноприводный коротышка-«карго», сейчас вы будете созерцать меня на высоком красивом холме.

Не получилось. Сначала, предварительно подготовив все блокировки, на первой передаче с разгоном из-за поворота (по прямой разогнаться негде: насыпь заканчивается, далее кустарник и рыхлый грунт). Затем плавно на первой и без пробуксовки – взято 50 % подъёма.

Ладно, максимально по прямой откатываюсь назад в снег и кустарник, трогаюсь со второй, пытаюсь ювелирно балансировать лёгким недостатком тяги, чтобы не вызвать пробуксовку, взлетаю – взято 75 % подъёма. Всё, с меня хватит. Самое неприятное – это вернуться назад, к точке старта. Коэффициент сцепления стремится к нулю, грузовик, так и не добравшийся до вершины вообще не держится за лёд, не остаётся на месте. Он как детская ледянка сразу же валится назад, ужасно хочется давить на тормоза (хотя в глубине сознания чётко понимаю, что бесполезно), но тогда вместо того, чтобы замедлиться, машина становится боком и стремительно метит в окружающую холм молодую поросль.

Выдвижная лестница для подъёма в «будку»

Отпускаю педаль, вновь возвращается управление. Выравниваю автомобиль, применяю прерывистое торможение, но лететь с горы на грузовике задним ходом – удовольствие ниже среднего, поверьте… Законы физики сильнее нас, и даже самого совершенного автомобиля, поэтому попробуем поездить в более человеческих условиях.

По дорогам общего пользования и технологическим дорогам

Разбор полётов с заместителем главного конструктора ООО «ИВЕКО-АМТ» меня реабилитировал. Во-первых, «песчаные» шины Michelin Off Road размерностью 14.00R20, установленные на моей «вахтовке», и по составу смеси, и по рисунку протектора преимущественно летние. Во-вторых, развесовка лёгкого фургона тоже не в мою пользу – даже при полной массе будет всего около 8 т на заднюю ось, а в моём случае до полной массы как до луны. Полностью укомплектованная мастерская с инструментами и газовыми баллонами добавит в весе от силы тонну, что ситуацию принципиально не изменит.

Двигатель IVECO Tector 6E28 – уже не новичок

Тогда поедем по равнинному бездорожью, глубокому снегу и колее. Мощный 279-сильный двигатель Tector 6E28 эластичен и в дуэте с простенькой механической «шестиступкой» поёт свою песню залихватски и бодро, весело отзывается на педаль акселератора и не чахнет при раннем переходе на передачу вверх, хотя, безусловно, помогает силовому агрегату и тяговитая главная пара c передаточным отношением 6,95.

Трансмиссионная перспектива спереди Трансмиссионная перспектива сзади

Трансмиссия тоже знает своё дело: излазив весь карьер вдоль и поперёк, я понял, что блокировки мне больше нужны для самоуспокоения, во всяком случае в снежной глубокой колее и на мёрзлой пашне «вахтовка» уверенно прёт так, что не остановишь. Другое дело весной или осенью в раскисшем вязком месиве, тогда уж без блокировок точно никуда.

А что на шоссе? Полный разрыв шаблона. Стереотип готовит внедорожному грузовику, оказавшемуся на трассе, роль вечного предводителя колонны. Тут у моей тестовой «Ивеки» внезапно раскрылись иные свойства мишленовских шин и передаточных чисел трансмиссии. Спокойно катим на 90 км / ч – ни шума, ни гула, ни вибрации, а курсовая устойчивость на твёрдую четвёрку, да и разогнаться, грешным делом, можно и побыстрее, не ждал я такого от сурового «односката».

Раздаточная коробка производства IVECO

Теперь немного теоретизируем. Что есть функционал данного транспортного средства? Мобильная мастерская должна прибыть к месту работ среди снегов, колеи, пней и бурелома, по лесу или полю, по технологической дороге, но, вполне вероятно, иногда захватив и участок автотрассы. Компактные размеры, клиренс 392 мм, маленькие свесы и, напротив, большие углы съезда и въезда, мощная плита защиты картера и полный привод это обеспечат. И хоть скромных размеров, но полноценное спальное место поможет водителю восстановить силы в нелёгком пути.

Отдельно акцентирую внимание на приличном внутреннем объёме надстройки под 30 м3 при скромных внешних габаритах автомобиля и небольших радиусах поворота. Все внедорожные тесты, в которых мне удалось участвовать ранее, подтверждают, что дефицит пространства на лесной дороге, среди деревьев, валежника, зарослей и болот часто становится непреодолимым препятствием для автомобиля определённых габаритов.

Тест-драйв IVECО-AMT 473920

Немного матчасти

После столь эмоциональной «рулёжки» следует остыть и спокойно осмотреть конструктив будущего прыткого помощника нефтяников и газовиков. Начнём с двигателя IVECO Tector 6E28 – рядной «шестёрки» рабочим объёмом 6,7 л и мощностью 279 л.с. При детальном рассмотрении это не что иное, как очередная модификация Cummins ISB6.7, но частично со своим итальянским навесным оборудованием.

Панель приборов

Моторы этой серии снабжены электронным блоком управления, позволяющим программировать параметры соответственно необходимым требованиям, поэтому могут располагать несколькими настройками мощности, не имея при этом существенных механических различий. Блок цилиндров двигателей серии ISB не имеет гильз и разработан специально для снижения расхода масла на угар и снижения уровня шума. Эти моторы снабжены турбокомпрессором марки Holset, улучшающим характеристики крутящего момента на низких частотах вращения.

Наличие спального места всегда радует водителя, даже если оно не просторное
Рабочее место выглядит по сегодняшним меркам аскетично, внутри минимум отличий от городских и магистральных собратьев, лишь панель управления блокировками напоминает о функционале автомобиля
Забираться в кабину внедорожника высоко
Для бездорожья и стройки защита внешних световых приборов – обязательная опция

Топливная система – Common Rail. Головка цилиндров единая, 24-клапанная. Привод вспомогательных агрегатов и распредвала выполнен со стороны маховика. Схема трансмиссии нашей внедорожной передвижной мастерской – традиционная для полноприводного грузовика 4х4: двигатель–КП–РК–ведущие мосты на рессорах, межколёсная и межосевая блокировка. КП – механическая, шестиступенчатая ZF 6S1000TO.

Кабина тестового автомобиля типа МLL – длинная, со спальным местом, с учётом суровых условий эксплуатации предусмотрен предпусковой подогреватель «WEBASTO Termo 50 PRO», а топливозаборник в баке имеет подогрев.

Техническая характеристика автомобиля Eurocargo IVECO-AMT 473920
Параметр Значение
Колёсная формула 4х4
Полная масса, кг 15 000
Допустимая нагрузка на 1-/2-ю оси, кг 5700/10 000
Двигатель:
  • тип
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Нм
IVECO Tector 6E28
Турбодизель (Euro 4), 6 цилиндров в ряд
279 при 2500 мин-1
950 при 1500 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
ZF 6S1000TO
Механическая
6/1
Передаточное число моста 6,95
Подвеска Рессорная на всех осях
Тормозная система Пневматическая
Дорожный просвет, мм 392
Шины 14.00R20 Michelin
Вместимость топливного бака, л 285
Тест-драйв IVECО-AMT 473920

Примеры продукции ООО «ИВЕКО-АМТ»

IVECO-AMT 653900 (6х6)

Самосвал IVECO-AMT 653900 (6х6) – это представитель партии самосвалов из 30 штук, которые будут работать на строительстве нефтепроводов в Восточной Сибири. Особенность этой машины – усиленный передний мост грузоподъёмностью 10 т, раздаточная коробка с отключаемым передним мостом, двускатная ошиновка 12R24. Самосвальный кузов «ИВЕКО-АМТ» имеет объём 16 м3 и усиленную систему обогрева для северных широт.

IVECO-AMT 493920

Экскаватор-планировщик IVECO-AMT 493920 выполнен на шасси IVECО Eurocargo с колёсной формулой 6х6 в газодизельным исполнении. Трёхосные шасси IVECО Eurocargo полной массой 21 т изготовляются только на «ИВЕКО-АМТ», что значительно расширяет его монтажные возможности. Установка комбинированной системы питания двигателя позволяет замещать до 40 % дизельное топливо метаном, тем самым увеличивая пробег автомобиля без дозаправки и значительно сократить расход ГСМ. Впервые на шасси установлена экскаваторная надстройка «Святовит EW-25M1» (Беларусь) – это современная модель экскаватора с объёмом ковша 0,63 м3 и глубиной копания до 6,8 м.

IVECO-AMT 733910 (8х8)

Тягач IVECO-AMT 733910 (8х8) c колёсной формулой 8х8 предназначен для работы в составе автопоезда полной массой до 130 т. На нём установлен двигатель мощностью 450 л.с., односкатная ошиновка 16R20, седельно-сцепное устройство фирмы JOST 38 G. По заказу клиента, крупной российской нефтегазовой компании, на машине установлена АКП, кабина со спальным местом и другие опции северного исполнения для работы в Якутии.

IVECO-AMT 693911 АЦ 6,0-100

Пожарная автоцистерна АЦ 6,0-100 изготовлена на шасси автомобиля TRAKKER 6х6.

IVECO-AMT 633911 (6х4) CNG

Седельный тягач IVECO-AMT 633911 (6х4) CNG с двигателем, работающим на метане. Двигатель Cursor13 был переведён на газовое топливо компанией ООО «Технологии 1604» (г. Екатеринбург). Работу двигателя обеспечивают 10 баллонов, объём заправляемого газа составляет 287,5 м3. Расход КПГ на 100 км 35–53 м3. Мощность двигателя 412 л.с., крутящий момент при 1100–1500 об / мин – 2025 Нм. Двигатель прошёл испытания на стенде, теперь тягач должен пройти эксплуатационные испытания в Сибири.

Комментировать ... >>