Ярославский моторный завод (ЯМЗ) празднует 100-летие
Ярославский моторный завод празднует 100-летие. Как и положено юбиляру, все засыпают его поздравлениями, вспоминают его историю и говорят, как он хорош нынче! Что же ЯМЗ, действительно, достоин тёплых слов, и наши статьи об этом предприятии тому подтверждение. Но жив только тот, кто движется вперёд, так что сегодня мы говорим о том, каким видят будущее завода.
Скажем прямо, серьёзным толчком для развития ЯМЗ стало не только вынужденное изменение приоритетов в плане поставщиков силовых установок нашими заводами, но и продуманная политика «Группы ГАЗ» в целом. Ещё вчера под капотами продукции «своих» заводов красовались моторы любых марок, кроме ЯМЗ, а сегодня озвучиваются планы сделать ярославские двигатели основными как в автобусном, так и в грузовом модельном ряду. Кстати, из личных бесед мне показалось, что уже при конструировании новой техники, при прочих равных моторный отсек затачивается именно под линейку ЯМЗ. «Ярославцы» стали настолько хороши?
Во главе стола
В настоящий момент в состав Дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» в Ярославской области входит два предприятия: ПАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), производящий двигатели и АО «ЯЗДА», занимающееся производством топливоподающих систем и компонентов к ним.
Нас, разумеется, больше интересует первый. «Автодизель» объединяет три завода: по производству V-образных двигателей ЯМЗ (г. Ярославль), по производству тяжёлых рядных двигателей ЯМЗ-650 и дизель-генераторных установок (г. Тутаев) и по производству средних рядных двигателей ЯМЗ-530 (г. Ярославль).
Производственные мощности ярославских заводов примерно равны – до 50 000 двигателей в год. А вот количество сотрудников на них, мягко говоря, различается: на сборке V-образников задействовано 3800 сотрудников, а на ЯМЗ-530 всего 444 работника. О чём это говорит? О том, что современное производство, а открытый в 2013 году завод является именно таким, не требует высоких затрат человеческих ресурсов при сохранении высокого качества продукции. К тому же произвести переналадку оборудования под изготовление новых моторов проще, чем переобучить рабочего. Кстати, 72 % персонала имеет высшее образование, навыками и методами международной системы ISO / TS 16949 владеют 100 % сотрудников.
Положительно на экономике предприятия сказывается и процесс локализации и импортозамещения: если в 2015 году доля импортных комплектующих в моторах ЯМЗ-530 составляла 32 %, то к 2017-му её планируется снизить до 20 %. Для примера: 2015 год – блок цилиндров 4-цилиндровый (ПАО «ГАЗ»), распредвал (АО «ЯЗДА»), коленвал (ПАО «КАМАЗ»); 2016 год – поршень (ЗАО «КЗА»), ТНВД (АО «ЯЗДА»), головка цилиндров и блок цилиндров 6-цилиндровый (ПАО «ГАЗ»); 2017 год – генератор (ООО «Прамо электро»), толкатель (АО «ЯЗДА»), шестерни (ООО «Нижегородские моторы»).
Сила в агрегатах
Двигатели ЯМЗ используются практически во всех транспортных сферах – автомобили, сельскохозяйственная техника, железнодорожный и даже водный транспорт. Казалось бы, сиди и почивай на лаврах! Но нет пределов совершенству.
Завод активно ищет новых покупателей. Начаты поставки ЯМЗ-534 / ЯМЗ-536 для техники TEREX, белорусский «Гомсельмаш» стал устанавливать на своё семейство комбайнов «Полесье» моторы ЯМЗ-6565 / ЯМЗ-6568. «Амкодор» – приверженец продукции Минского моторного завода, обратил своё внимание на ЯМЗ-536. А в планах на 2018 год начало поставок 1100-сильных моторов V12 для 90-тонных БелАЗов. Кстати, рост поставок в соседнюю Белоруссию достиг 20 % – весомо!
Впрочем, в победах этих не только текущее положение вещей, но и перспективы дальнейшего сотрудничества. Уже в 2017 году появится 530-сильная V-образная восьмёрка, ЯМЗ-658 и 5-ступенчатые МКП, ЯМЗ-1205. В 2018-м выйдет 750-сильный ЯМЗ-780 для с / х техники и водного транспорта. В 2019-м – линейка ЯМЗ-534 / 536, включая газовые моторы, отвечающая экологическим нормам Euro 6, 9-ступенчатые МКП ЯМЗ-1309 и уникальная для России топливная аппаратура для дизелей мощностью до 2000 бар. И в 2020 году стоит ожидать новую линейку рядных 12,4-литровых двигателей ЯМЗ-770 (Euro 6) мощностью 370–550 л.с.
В заключение скажу, что за 2016 год двигателей было выпущено 41 900 шт. Из них ЯМЗ-530 – 15 500 ед., ЯМЗ-650 – 2000 ед., OM646 – 6000 ед. (выпускаются только для Mercedes Sprinter Classic) а остальное приходится на V-образные моторы, именуемые на заводе «традиционные продукты».
План по выпуску двигателей на 2017-й – 45 900 шт., а на 2018-й – 59 600 шт., причём доля «традиционного продукта» будет неуклонно снижаться, а весь прирост придётся на рядные моторы – «новые продукты».
Кризис автомобильной отрасли? Нет, не слышали…