Опубликовано: ГП 12-2010
International ProStar Premium (CUA-prefix)
Американские PRO

Канадский полстеллар International ProStar Premium

Павел Гаманьков, фото автора

Американские полстеллары во многом похожи, консервативны и однообразны. Держатся они на трех основных «китах» – капотная компоновка с огромным спальным отсеком, мощный двигатель с минимальной электронной «начинкой», а также простота конструкции и высокая ремонтопригодность. Эти «киты» уже так давно «в плавании», что даже самые продвинутые американские конструкторы не решаются предложить местным дальнобойщикам что-то по-настоящему новое. Отсюда и неподдельный интерес к седельным тягачам International ProStar, которые, по словам разработчиков, созданы с учетом новейших тенденций в грузовом автомобилестроении. Чем же эти машины способны удивить? Сегодня мы сможем самостоятельно ответить на этот вопрос, ведь с недавнего времени канадский International ProStar Premium продается и в России.

Одна из особенностей ProStar – откидывающийся вперед бампер

То, что International ProStar создавался «с претензией» – не просто слова. Во-первых, данная модификация разрабатывалась и готовилась к запуску в серийное производство более 5 лет. Во-вторых, компания International Truck & Engine Corporation потратила на создание модели почти $300 млн. Да и задачи ставились амбициозные. Ни больше ни меньше – создание грузовика «с лучшей среди одноклассников топливной экономичностью, беспрецедентной надежностью и максимально низкой стоимостью обслуживания и эксплуатации среди американских грузовиков тяжелого 8-го класса». Погоней за топливной экономичностью и объясняются замысловатые формы седельного тягача. Кабина «американца» практически лишена прямых линий. Облицовка радиатора в очередной раз выросла в размерах. Для уменьшения аэродинамического сопротивления фары головного света интегрированы в крылья грузовика и имеют непривычную для «американцев» продолговатую форму. Даже передний бампер ProStar совсем не прост. Если на «обычных» американских грузовиках эта деталь выглядит как сплошная массивная балка, то бампер «интера» имеет непривычно сложный рельеф и рисунок. Кроме этого он состоит из 4 элементов, что существенно снижает затраты на ремонт в случае ДТП. Ведь владелец сможет поменять только поцарапанные или деформированные части, а не всю деталь целиком. Благодаря специальному креплению он откидывается вперед (наподобие капота) для облегчения доступа к подкапотному пространству. Стоит ли после этого говорить, что на большинстве модификаций International ProStar бампер имеет хромированное покрытие и оснащен противотуманными фарами.

[b]Интерьер собран аккуратно, но особенными дизайнерскими решениями не блещет[/b], 1 - Мультируль оснащен даже клавишами ручного управления АКП, 2 - Для управления роботизированной КП предусмотрено всего 7 небольших клавиш, 3 - Информация о режимах работы автомобиля выводится на экран бортового компьютера

Итог такой работы над внешностью грузовика – существенное снижение аэродинамического сопротивления. Для примера: новый International ProStar имеет на 7,3% лучший коэффициент аэро­динамического сопротивления в сравнении с ближайшим конкурентом в тяжелом 8-м классе Freightliner Cascadia. Судя по расчетам специалистов International Truck&Engine Corporation, проехав на тягаче 120 тыс. миль, владелец ProStar может экономить на топливе до $5800. Не прикладывая никаких усилий, только благодаря улучшенным аэродинамическим формам. А если флитпарк будет состоять из 20 грузовиков, то экономия достигнет $116 тыс. И хотя это всего лишь теоретические расчеты, цифры выходят впечатляющие.

Блок приборов типичного «американца» с круглыми циферблатами. Есть даже датчик температуры масла в трансмиссии

Развернись, душа

Прежде чем рассказать об оснащении салона и спального отсека тестового автомобиля, снова обратимся к теории. Седельные тягачи марки International делятся на несколько модификаций в зависимости от «богатства» оснащения – ProStar Standard, ProStar Premium, ProStar Eagle и завершает диапазон линейка грузовиков ProStar Limited. На нашем тесте побывал грузовик ProStar Premium, что говорит о не самой обширной, но и не самой скромной комплектации «седельника». То есть перед нами обычная «рабочая лошадка» без излишеств. А теперь я предлагаю оценить оснащение. Ширина спального места – более 100 см, для обогрева спального отсека предусмотрен дополнительный отопитель, «запитанный» от системы охлаждения двигателя. Над одной из тумбочек расположена 12-вольтовая розетка для подключения телевизора, а рядом разъем для антенны. Вторая тумбочка за сиденьем водителя предусмотрена под монтаж холодильника. Автоматическая роботизированная коробка передач, мультируль с кнопками ручного управления АКП, круиз-контроль, бортовой компьютер с возможностью просмотра видео и фирменная CD-магнитола со штатным звуком. Мало? Тогда еще подогрев и электрорегулировка зеркал заднего вида, электростеклоподъемники и такая мелочь, как противомоскитные шторки на дополнительных окнах спального отсека, чтобы водитель действительно отдыхал ночью, а не гонялся за комарами. Что тут еще добавить? Остается только позавидовать американским дальнобойщикам и порадоваться, что такая «среднестатистическая» техника добралась и до наших широт.

Над «спальником» врезаны окна, затонированные снаружи. Рядом блок управления отопителем спального отсека и светом в салоне
Над «спальником» предусмотрен второй ярус боксов для мелочей
Над дверями размещена штатная акустика и точечные светильники
Вместо «бардачка» блок предохранителей

Но оставим лирику. Ведь если говорить о комфорте для водителя, спальный отсек International ProStar гораздо просторнее и удобнее любого бескапотного европейского седельного тягача. Огромное количество ящиков, «бардачков» и отсеков для мелочей не идет ни в какое сравнение с «европейцами». Но есть и другая сторона медали – рабочая зона «американца» не так идеальна и во многом даже уступает в комфорте европейским «королям дорог». В частности, качество материалов отделки американских тягачей традиционно проигрывает европейскому. И как ни старались создатели International ProStar подтянуть салон грузовика до мирового уровня, даже дизайн передней панели «американца» слишком уж прост для дальнобойного тягача 2008-го модельного года. Есть вопросы и к удобству управления автомобилем. Американские «седельники» не отличаются мягкостью подвески, даже несмотря на немалый собственный вес и большую колесную базу. Поэтому кабина тягача подвешена на четыре пневмоопоры, а сиденья водителя и пассажира имеют пневмоподвеску с регулятором жесткости. Такие кресла успешно «съедают» неровности дорожного полотна, но сидя за рулем порожнего грузовика несколько утомляешься. Аналогичная ситуация и с шумоизоляцией. International ProStar заметно тише североамериканских машин предыдущих поколений. Аэродинамические шумы уже не досаждают на постоянных скоростях. Но только «почти» – европейские и японские грузовики пока еще впереди планеты всей по качеству шумоизоляции салона.

Дополнительные зеркала заметно уменьшают «мертвую» зону

Впечатляет блок приборов. Нет, сам блок как раз типично американский, с лаконичными круглыми циферблатами. А вот количество снимаемых показаний – это что-то новенькое. Кроме стандартных приборов, показывающих уровень топлива или давление в тормозной системе, есть еще и датчик давления масла в двигателе, датчик температуры масла в двигателе в трансмиссии. Кстати, шкалы спидометра размечены как в милях, так и в километрах. Но в отличие от старых моделей на ProStar основными крупными цифрами обозначена скорость в км/ч (грузовик сделан для Канады, где скорость обозначается в км/ч, а не в милях, как в США).

Управляется ProStar легко и приятно. Большой диапазон регулировок водительского кресла и рулевой колонки позволяет комфортно устроиться на месте водителя. Автоматическая коробка передач и мощный ГУР превращают езду на этом гиганте в легкую игру. Поэтому если говорить об управлении «американцем», стоит обратить внимание лишь на несколько аспектов, характерных для капотных грузовиков. И в первую очередь это касается маневренности. Здесь ничего нового. Точных данных о радиусе разворота именно тестовой модели у нас нет, но изобрести велосипед разработчики не смогли. А значит, при движении по тесным складским площадкам водителям «американцев» придется нелегко.

Второй аспект – обзорность с места водителя. Здесь ситуация обстоит несколько лучше. Благодаря покатой, как бы слизанной к передку форме капота конструкторам удалось не только снизить аэродинамическое сопротивление, но и существенно улучшить обзорность вперед. С места водителя капота практически не видно. Проблему прячущихся в «мертвой зоне» легковушек удалось решить с помощью дополнительных зеркал на передних крыльях тягача.

Бортовое напряжение тягача – 12 В. Четыре АКБ подключены параллельно

Выбирай на вкус

На машины линейки ProStar возможна установка различных силовых агрегатов мощностью от 435 до 540 л.с., а также механических и автоматических коробок передач. В нашем случае тестовый грузовик был оснащен одним из самых слабых в линейке Cummins inc. моторов тяжелого класса и роботизированной КП Eaton Fuller. Характеристики турбодизеля Cummins ISX 435ST не так уж и впечатляют. С другой стороны, почти 440 «лошадей» это не мало, и далеко не каждый европейский, а уж тем более отечественный тягач с мотором экостандарта Euro 4 сможет похвастаться такими показателями. Особенно если учесть, что двигатель Cummins ISX 435ST достигает максимального крутящего момента уже при 1200 об/мин. Низкооборотистые силовые агрегаты имеют еще несколько положительных моментов. Во-первых, такие моторы работают достаточно тихо и ровно, не создавая ощутимых вибронагрузок. Во-вторых, дизели, рассчитанные на работу в диапазонах от 1000 до 2200 об/мин имеют хорошие ресурсные показатели. Тяговитые двигатели не приходится «крутить». А если низкооборотистый дизель, как в нашем случае, агрегатирован с автоматической коробкой передач, то «убить» мотор крайне сложно. Ведь АКП включает повышенную передачу уже при 1500 об/мин.

Традиционное для американских тягачей расположение реактивной тяги

Скорость срабатывания автоматической трансмиссии оставляет желать лучшего. Задумчивость «автомата» располагает к неспешной и размеренной езде. Может быть, при такой мощности мотора это и к лучшему. Но ведь машина далеко не всегда двигается груженой, и при езде на порожнем грузовике разгон мог быть и порезвее. При снижении скорости «автомат» резко подключает пониженные передачи, что неизбежно приводит к кратковременным взлетам оборотов и ощутимым толчкам. По сути, это нормальный режим работы грузовой АКП, но каждый раз, когда в рекламных проспектах говорят об увеличении скорости реакций «автомата», хочется ощутить результат «невооруженным взглядом». Но чаще всего уловить улучшения получается едва-едва, и приходится довольствоваться сухими цифрами тех процентов, на которые увеличилась скорость работы коробки передач. В заключение стоит отметить, что на International ProStar установлен по сути не «автомат», а роботизированная механика, где электронике доверено только управлять приводом сцепления. В остальном это достаточно простая механическая КП, поэтому бояться дорогого ремонта «автомата» не стоит.

Для достижения экостандартов уровня Euro 4 на тягаче применен дополнительный сажевый фильтр

Если говорить об особенностях обслуживания, ремонта и диагностики американского тягача, то главным «прорывом» нового грузовика стало применение электронных систем диагностики Diamond Logic International ProStar и Driver Vehicle Information Display. Теперь информация о любых неполадках в работе автомобиля выводится на специальный дисплей справа от водителя. Установку подобных систем в базовую комплектацию тягача можно считать своеобразным переломным моментом, ведь американцы до последнего отказывались от электронной начинки своих грузовиков ради простоты конструкции.

Несмотря на капотную компоновку подобраться к двигателю достаточно сложно

Еще одной «фишкой» International ProStar стал список из 60 ремонтных работ и операций, которые можно выполнить буквально руками, без применения специального инструмента. Теперь большинство мелких работ (наподобие замены лампочек в фонарях и фарах или демонтажа стеклоочистителей) водитель сможет выполнить без какого-либо инструмента. Продумали конструкторы и другие возможности снижения затрат на обслуживание и ремонт автомобиля. Например, замена роботизированной коробки передач на International ProStar теперь займет всего 90 минут. Значительно снижена трудоемкость и других сложных ремонтных работ.

На машины 8-го класса по американской классификации устанавливаются мосты повышенной прочности. Допустимая нагрузка на седло тягача составляет 18 с небольшим тонн, передний мост рассчитан на нагрузки более 5 тонн. В базовой комплектации тягачи оснащаются передней рессорной и задней пневматической подвеской, хотя под заказ возможны и другие варианты. В отличие от европейцев американцы не спешат экспериментировать с тормозной системой своих тягачей. На всех мостах, включая и мосты рефрижераторного полуприцепа Witzco Challenger Trailers Inc., традиционно установлены тормоза барабанного типа.

Капот фиксируется привычными американскими застежками
В сквозных ящиках для инструмента «спряталась» дополнительная «печка», но даже несмотря на это места там предостаточно
В сквозных ящиках для инструмента «спряталась» дополнительная «печка», но даже несмотря на это места там предостаточно
В сквозных ящиках для инструмента «спряталась» дополнительная «печка», но даже несмотря на это места там предостаточно
Техническая характеристика International ProStar Premium (CUA-prefix)
Колесная формула 6х4
Полная масса, кг 24 500
Снаряженная масса, кг 7000
Допустимая нагрузка в составе автопоезда на 1-ю/ 2-ю/ 3-ю оси, кг 5443/ 9072/ 9071
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н.м
Cummins ISX 435ST, I-6, турбодизель
14 948
435 при 1800 мин-1
1650 при 1200 мин-1
Коробка передач
  • количество ступеней вперед/ назад
Eaton Fuller Ultrashift, механическая автоматизированая 13/ 1+1 пониженная
Мосты Meritor или Dana Spicer
Подвеска 1-й/ 2-й и 3-й осей Рессорная, зависимая/ пневматическая, зависимая
Тормозная система Пневматическая
Шины 295/75 R22,5G
Вместимость топливных баков, л 473+473
International ProStar Premium (CUA-prefix)

В лучших традициях

Нельзя сказать, что седельный тягач International ProStar Premium 6х4 удивил нас какими-либо невиданными конструктивными находками. Американский тягач – это, как и прежде, сборный конструктор. Машину можно агрегатировать различными двигателями, коробками передач, мостами и др. Даже пластиковые детали облицовки и некоторые элементы спального отсека компания International Truck & Engine Corporation заказывает у нескольких подрядчиков. То есть сама концепция создания американского грузовика осталась без изменений. Это по-прежнему грузный и неповоротливый длиннобазный «капотник» с огромным спальным отсеком, предоставляющий высокий уровень комфорта во время стоянки.

С другой стороны, конструкторы существенно подтянули традиционно слабые места «американцев». Показатели аэродинамического сопротивления и расхода топлива стали более приемлемыми, шумоизоляция салона существенно приблизилась к европейскому уровню. Благодаря применению сажевого фильтра машины ProStar полностью соответствуют экологическому стандарту Euro 4. В конце концов автоматическая коробка передач стала «соображать» значительно быстрее, а в базовой комплектации тягача появилась современная электронная система диагностики.

International ProStar Premium (CUA-prefix)
Комментировать ... >>