Автомат на все случаи жизни
Автоматические коробки передач Allison Transmission
Маленький городок на западе Венгрии, на границе с Австрией, Сентготтхард (венг. Szentgotthárd) с населением около десяти тысяч человек, затерявшийся среди кукурузных полей до горизонта, перелесков и предгорий Альп, практически не имеет проблемы безработицы. Здесь давно и стабильно функционирует завод Opel американского концерна GM, а в 2011 году начало работу предприятие Allison Transmission, которое ранее входило в этот американский концерн и более десяти лет работало на предприятии в Сентготтхарде совместно с General Motors Opel Венгрия.
101 год
Именно столько существует компания Allison. За свою долгую историю продукция этой марки из США была известна и в автоспорте, и в авиации, но в нашем веке основное направление её деятельности – производство автоматических КП и гидроприводов. Трансмиссию с логотипом Allison Transmission можно увидеть на карьерном самосвале, пожарной машине, рейсовом автобусе, магистральном тягаче, и даже на полноприводном армейском грузовике, танке, самоходной строительной, дорожной и сельскохозяйственной технике.
Штаб-квартира фирмы находится в городе Индианаполис (США), а основные производственные мощности расположены, кроме Соединённых Штатов, в Бразилии, Индии, Китае, и с 2011 года заработал завод в Венгрии. В производственной гамме этой сборочной площадки автоматические КП серий 3000, 4000 и Torqmatic для клиентов компании, среди которых практически все известные в автомобильном мире бренды.
Ещё здесь занимаются штучным изготовлением тюнинговых, и, как здесь выражаются, «кастомных» КП для необычных транспортных решений. В мае 2016 года с конвейера завода Allison Transmission в Сентготтхарде сошла 200 000-я коробка передач.
Продукция и производство
Коробка передач серии 3000 для среднетоннажной коммерческой техники это классическая 6-ступенчатая гидромеханическая КП с программируемым электронным управлением, работающая с двигателями, мощностью до 336 кВт и крутящим моментом до 1695 Н∙м. Весит этот агрегат, в зависимости от комплектации от 243 до 297 кг. Серия 4000 для тяжёлой техники может иметь 6 или 7 ступеней и переваривает мощность уже до 597 кВт и крутящий момент до 2644 Н∙м, вес КП 4000-й серии – до 555 кг. Эти коробки передач могут быть совмещены с дополнительными опциями (ретардер, механизм отбора мощности), что позволяет расширить спектр использования. КП семейства Torqmatic предназначены для пассажирских автобусов, имеют 6 передач, интегрированный ретардер и работают с моторами, мощностью до 410 кВт и максимальным крутящим моментом 2550 Н∙м.
Производство в Венгрии чисто сборочное, во время экскурсии по заводу я не увидел ни инструментального производства, ни металлообработки, не обнаружил я там «литейки» и «термички». Вместо суровых и горячих цехов здесь в изобилии стеллажи с комплектующими, поступившими со смежных производств и отлаженная логистика комплектации. Зато было интересно наблюдать несколько этапов контроля качества и процесс подготовки к отправке потребителю готовой продукции.
Самое важное для долговечной работы трансмиссии – соосность картера и валов, иначе знакопеременные нагрузки и крутильные колебания будут не только вызывать повышенный износ «внутренностей» и карданных передач, но и будут способствовать появлению трещин и разрушать корпус не только КП, но и блок цилиндров двигателя. По моим подсчётам в процессе сборки координаты осей валов и точность взаимной обработки корпусных деталей проверяли не менее четырёх раз.
Клапанную плиту и управляющую электронику также «мучили» на различных стендах с завидной регулярностью. Наконец, уже собранную коробку заправили маслом и отправили на стенд, чтобы испытать уже «пожененных» между собой электронику и гидромеханику. После чего, слив масло и герметизировав, коробку передач погрузили в бассейн и опрессовывали под давлением ещё около получаса, но, так и не дождавшись «волшебных пузырьков» предательского воздуха, удовлетворённо отправили в сектор упаковки, где, обработав агрегат консервантом (марки Tectyl), водрузили на деревянный европоддон.
Тайные преимущества
Доля автоматических трансмиссий в автомобильном парке США составляет около 96 %, этой традиции примерно лет так 80, не менее, а компания Allison Transmission представила первую в мире полностью автоматическую коробку передач для коммерческого автотранспорта почти 70 лет назад. Чем же вызвана такая любовь к «автоматам», ладно ещё шикарные американские седаны и лимузины, но при чём здесь тяжёлые грузовики и автобусы, ведь, как известно, ГМП всегда прожорливее, медлительнее и дороже простой механической трансмиссии. Вот именно на эту тему обожают дискутировать специалисты Allison Transmission. Вот их доводы.
Первая и весьма всемирно актуальная проблема – квалификация водителя, но с автоматической трансмиссией гораздо проще обеспечить плавную работу узлов и агрегатов и тем самым продлить им жизнь, к тому же исключены ошибки в выборе передач, а это способствует экономии топлива. И ещё один нюансик. Трансмиссию Allison можно запрограммировать на ограничение скорости и мощности, чтобы не допустить нарушений ПДД и (или) повышенного износа. Говорят, что один российский перевозчик воспользовался этой функцией для парка маршрутных такси.
Второе – в принципе, автоматическая гидромеханическая трансмиссия, единственная, которая обеспечивает непрерывный поток мощности от двигателя к ведущим колёсам. А в арсенале компании Allison имеется плюс ко всему свой запатентованный гидротрансформатор со встроенным демпфером крутильных колебаний, и всё это позволяет использовать двигатели меньшей мощности, чем при традиционном конструктиве, вот, оказывается, как! Это называется технология Continuous Power Technology™, взгляните на диаграмму. Убедительно, но для ещё большей достоверности меня пригласили за руль.
45 %
Красавец – гигантский вездеход Mercedes-Benz Zetros со скромной для такого внедорожника колёсной формулой 4х4, зато с АКП марки Allison Transmission. Небольшой полигон, здесь же при заводике, и небольшой научно-исследовательский пул, именуемый Центром индивидуальной адаптации продукции, в самом сердце Европы, среди кукурузных полей.
Для начала простая сельская дорожка, потом колея, брод глубиной с полметра, по российским меркам никакого экстрима, но вот так любимая водителями-испытателями всего мира серия тарированных уклонов. Первую горку я взял сходу, благо высота небольшая, не то что у нас на Дмитровском полигоне, но всё равно на 45 % стало страшновато, и я сбросил газ. Всё, без вариантов, надо плавно вниз и повторить заново. Нет, не надо, – утверждает представитель Allison! Что ж, жалко мне ваши «аллисонские» фрикционы, но делаю, как сказали. Невероятно, но секунда-другая рёва мощного двигателя, и мы тронулись, тронулись с места и поехали на 45 %-ном уклоне. Убедительно, ничего не скажешь.
Вот так однодневный визит на небольшой сборочный завод автоматических коробок передач позволил взглянуть несколько иным взглядом на спецификации грузовиков, автобусов и танков, оснащённых классическими «автоматами».