Молниеносный немец
Opel Blitz, история немецкой трехтонки
1930 году, ровно 80 лет назад, в Германии компания Adam Opel AG начала производство знаменитого грузового автомобиля Blitz, что значит молния. Выпуск этой машины в разных модификациях продолжался до 1975 года. В самом начале с конвейера сходили две модели: грузоподъемностью 1,5 и 2 тонны. Но уже в следующем году серия Blitz пополнилась 2,5-тонной модификацией. К 1937 году в производство была запущена обновленная гамма автомобилей Blitz N грузоподъемностью от 1,2 до 4 тонн. Эти автомобили комплектовали бензиновыми двигателями мощностью от 32 до 75 л.с.
Перед Второй мировой войной компания Opel была самым крупным производителем грузовиков в Германии. Видимо, поэтому, а может, из-за неплохой полезной нагрузки и превосходной проходимости трехтонная модель Blitz стала самым массовым автотранспортным средством немецкой армии. В начале 1940-х годов генералы подняли вопрос об унификации и сокращении разнообразия моделей и типов военных грузовиков. Именно тогда в 1942 году германский министр вооружений Шпейер принял решение, что единственным армейским грузовиком в трехтонном классе будет Opel Blitz 3.6-36. Эта «настоятельная рекомендация» коснулась не только завода компании Opel в Бранденбурге (50 км от Берлина), но и фирмы Borgward, и корпорации Daimler-Benz. Руководство обоих предприятий не стало долго упираться и подписало лицензионные соглашения, за что, кстати, только Daimler заплатил 800 000 рейхсмарок.
Как известно, превосходство Вермахта заключалось в его моторизованных войсках, в которых широко использовались трехтонки Opel Blitz. Одной пехотной дивизии немецкой армии требовалось около 500 среднетоннажных грузовиков, поэтому за годы войны было выпущено более 160 тысяч автомобилей. Армейский Opel Blitz выпускали в двух вариантах колесной формулы и длины шасси. На его основе производили полугусеничный тягач Maultier и различные спецшасси, использовавшиеся под монтаж разнообразного военного оборудования. Например, на шасси Opel Blitz 36-6700А монтировали санитарный кузов Kfz.31, фургон связи Kfz.68, грузовик для люфтваффе Kfz.305, пожарную 2500-литровую автоцистерну TLF 15, авиационный топливозаправщик Kfz.385, спасательные аэродромные машины, 10-ствольный реактивный миномёт или «техничку» для обслуживания военных самолетов Messerschmitt Me 323.
C августа 1944 года, после массированных бомбардировок союзников, производство Opel Blitz продолжалось только на заводе Daimler-Benz в Мангейме. Кстати, там производство «Блица» продолжалось до 1947 года под маркой Mercedes-Benz L701.
Сохранившаяся часть промышленного оборудования с завода в Брандербурге была демонтирована и вывезена в СССР. Советский автопром получил немецкие чертежи, штампы и станки, которые ранее были использованы для производства легкового автомобиля Opel Kadett. Так начиналась история выпуска известной многим легковушки «Москвич-401».
После войны было разработано и выпущено три поколения (1952–1960–1965–1975 гг.) грузовиков «Блиц», конструктивно отличавшихся между собой.
Велика вероятность, что Opel Blitz был самым выпускаемым грузовиком в Германии. За годы Третьего рейха промышленность изготовила 82 356 грузовиков этой марки.