100 лет
III Международная автомобильная выставка
В преддверии Московского автосалона 2010 года мы справляем великий юбилей – 100-летие Третьей Международной автомобильной выставки в России!
Успех I и II Международных автомобильных выставок в Санкт-Петербурге и Москве в 1907 и 1908 гг.** был настолько очевиден, что Российское автомобильное общество (РАО) приняло решение об организации ежегодных «Русских салонов». Проведение в Санкт-Петербурге следующей, III Международной автомобильной выставки, было запланировано на май 1909 г.* Однако принятое под давлением Автомобильного клуба Франции Международной ассоциацией признанных автомобильных клубов постановление об организации автомобильных выставок, претендующих на «международный статус», и связанные с ними крупные международные автомобильные состязания не чаще одного раза в два года, помешало этим планам. Нарушение данного постановления, которое распространялось и на Россию, влекло за собой серьезные штрафные санкции для автомобильных производителей: 100 тыс. франков – за участие в несанкционированной выставке, а 50 тыс. франков – за участие в приуроченном к такой выставке пробеге. Третий Salon Russe пришлось отодвинуть на год.
**I Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге в 1907 г.
II Международная автомобильная выставка в Москве в 1908 г.
В первых числах октября 1909 г. делегация РАО принимала участие в международной конференции по выработке общеевропейских требований к автомобильному движению. После конференции, 10 октября 1909 г., вице-президент Российского автомобильного общества флигель-адъютант В.В. Свечин был принят императором Николаем II в летней резиденции Его Императорского Величества в Ливадии. В.В. Свечин докладывал государю о развитии автомобильного дела в России. Император одобрил деятельность автомобильных клубов и обществ и 19 октября взял РАО под свое высочайшее покровительство, пожаловав организации право именоваться Императорским Российским автомобильным обществом (ИРАО). Председателем ИРАО стал министр Императорского двора генерал-адъютант барон (позже граф) В.Б. Фредерикс. Почетным президентом ИРАО был избран Великий Князь Михаил Александрович. Императорское Российское автомобильное общество стало головной организацией российских автомобилистов и их официальным представителем за рубежом.
Проведение в петербургском Михайловском манеже III Международной автомобильной выставки ИРАО назначило с 15 по 27 мая 1910 г. Третий «Русский салон» был принят под августейшее покровительство Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича. Почетный комитет выставки возглавил Министр финансов Российской империи, будущий Председатель Совета Министров В.Н. Коковцев, в его состав вошли представители автомобильных клубов Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании и Франции. Распорядительный комитет возглавил вице-президент ИРАО В.В. Свечин, его заместителем был назначен победитель первой в России «гонки моторов» П.Н. Беляев. В состав комитета вошли такие титулованные лица, как князь А.Д. Оболенский, граф В.В. Гудович, граф А.А. Мордвинов, барон Н.Н. фон Корф и другие члены ИРАО.
С учетом новых требований к автомобилям, включавших их «пригодность для государственной службы, и особенно для Военного ведомства», были внесены изменения и дополнения к существующему ранее положению об автомобильной выставке, определяющему порядок ее проведения и условия участия. Для экспонентов были облегчены условия: снижены таможенные сборы и страховочные тарифы, гарантировался бесплатный провоз экспонатов по территории России. Разумно посчитав, что главным украшением салона являются сами автомобили и их принадлежности, было решено отказаться от излишнего декоративного оформления стендов, придав им стандартный «спартанский» вид, что положительно сказалось на уменьшении затрат участников. Приглашения к участию в выставке были разосланы почти всем ведущим европейским, американским и российским фирмам. Кроме автомобилей к участию допускались аэропланы, моторные лодки, мотоциклы, велосипеды, их отдельные узлы и детали, а также всевозможные «предметы спорта». По своему назначению все экспонаты были распределены на семь категорий. Согласно положению последний срок подачи заявок на участие был назначен на 15 марта. С 22 марта началось распределение стендов, но еще до 15 апреля принимались дополнительные заявки, однако на опоздавших накладывался штраф в размере 15% от стоимости аренды стенда. Размещение экспонатов началось 7 мая – за неделю до открытия выставки.
Об этом событии россияне узнали заблаговременно. Накануне открытия выставки газеты напечатали объявления, приглашавшие зрителей на показ «новейших моделей автомобилей известных фирм». Торжественное открытие выставки намечалось на 11:30 утра, а для широкой публики она открывалась в два часа дня 15 мая 1910 года. В остальные дни выставка работала с 11 часов утра до 11 вечера. Входной билет стоил в день открытия 3 рубля, а в остальные дни – 1 рубль 10 копеек. Для учащихся и студентов были предусмотрены льготы: 50 копеек при индивидуальном и 25 копеек при групповом посещении. В день открытия выставки с раннего утра у Михайловского манежа собрались празднично одетые обыватели. Прибыли почетные гости, в том числе Великие Князья Борис Владимирович и Кирилл Владимирович, Великие Княгини Мария Павловна и Виктория Фёдоровна. После молебна и вступительной речи В.Н. Коковцева под звуки национального гимна «Боже, Царя храни!», исполненного оркестром лейб-гвардии Стрелкового полка, и ликующее «Ура!» начался официальный обход выставки, который завершился торжественным обедом.
У самого входа посетителей встречали два аэроплана – французский Bleriot и отечественный «Россия», принадлежащий Первому воздухоплавательному обществу. За ними начинались ряды, демонстрирующие автомобили самого различного назначения, – легковые, грузовые, пожарные, автобусы и даже тюремные фургоны. Всего было выставлено более 50 машин – несколько меньше, чем на предыдущей выставке в Москве. Французы прислали на выставку автомобили десяти фирм, немцы – восьми, англичане – пяти. Италию, Швейцарию и Североамериканские Соединённые Штаты представляли по два автозавода, Бельгию и Россию – по одному. В III Международной автомобильной выставке впервые принял участие новый российский производитель автомобилей – Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), сыгравшее впоследствии существенную роль в деле моторизации России. Участие РБВЗ в выставке не осталось без внимания Комитета. Автомобильный отдел завода был награжден Золотой медалью «За установление автомобильного производства в России».
«Гвоздем выставки можно признать экспонаты, присланные автомобильными фирмами «Бенц» и «Гаггенау», – писала 16 мая 1910 г. одна из самых массовых столичных газет «Петербургский Листок». – Фирма «Бенц» славится своими выносливыми автомобилями, предназначенными как для городской езды, так и для дальних путешествий. Кроме этого все существующие рекорды установлены на автомобилях «Бенц». Стенд германского завода Benz & Cie. занял 210 м2 и представлял шесть различных моделей легковых машин, в том числе и гоночное шасси с двигателем мощностью 200 л.с. Рядом расположились популярные в России грузовые автомобили и автобусы марки Gaggenau, производства перешедшей в 1910 г. под контроль компании Benz фирмы Süddeutsche Automobil-Fabrik G.m.b.H. Gaggenau, в числе которых был моторный омнибус вагонного типа (к тому времени около 40 таких автобусов уже эксплуатировались в Санкт-Петербурге и других городах России), тяжелый грузовик с двигателем мощностью 45 л.с. и «подъемной силой» 6 т, а также развозные фургоны. Грузовые машины были представлены германскими заводами Daimler и Büssing, швейцарскими фирмами Saurer и Arbenz, французскими De Dion-Bouton и Peugeot, английским Commer и др.
Настоящий фурор вызвали 100-сильные роскошные легковые автомобили высшего класса итальянский Isotta-Fraschini, немецкий Opel и отечественные автомобили «Руссо-Балт». На стенде РБВЗ площадью 200 м2 было выставлено пять легковых машин и одно шасси – все они были проданы, и завод получил дополнительные заказы еще на 20 автомобилей.
Германская фирма Daimler-Motoren-Gesellschaft показала кроме грузовиков свои знаменитые легковые машины Mercedes. В категории легковых машин ее представляла кузовостроительная петербургская фирма «Ив. Брейтигам», а в разделе грузовиков – фирма «Э. Тильманнс и К°» из Риги. На десятый день выставки было продано три дорогих «Мерседеса». Один из них приобрел вице-президент ИРАО В.В. Свечин, другой – владелец Московско-Казанской железной дороги барон Н.К. фон Мекк за 13 тыс. руб., а третий, самый роскошный 6-цилиндровый лимузин, купил сумской сахаропромышленник П. Харитоненко за 17 800 руб.
На «Русском салоне» 1910 г. экспонировались и «экзотические» конструкции механических транспортных средств, такие, как аэросани французского конструктора Рене Ле Грэна (Rene/ Le Grain) и автосани петербургского изобретателя Георгия Иоаниди. Последние отличались сложной конструкцией лыжного движителя «шагающего» типа. «Эти сани можно назвать тихоходами, так как по снегу они шагают на своих лыжах», – отмечала «Петербургская газета». В том же году Иоаниди оформил в России и Германии патент на свою конструкцию, однако дальнейшего развития из-за сложности она не получила.
В категории автомобильных принадлежностей свою продукцию представили постоянные российские участники автосалонов Товарищества резиновых мануфактур, чьи автомобильные шины к тому времени пользовались успехом во всем мире, – петербургская фирма «Треугольник» и фирма «Проводник» из Риги. Шины «Треугольник» были награждены Большой золотой медалью Государя Императора.
Владелец фирмы «Автомобильный материал», петербуржец И.П. Пузырев демонстрировал различные автомобильные принадлежности собственного производства. «Шины, гудки, фонари, отдельные автомобильные части теперь выделываются и в России», – рассказывали столичные газеты. Они же выражали и удивление по поводу отдельных экспонатов: «На автомобильной выставке зачем-то были расставлены киоски с вещами, не имеющими ничего общего с автомобилизмом, как то: консервами, игрушками и прочим». Однако экспоненты подобных продуктов уверяли публику в их надобности для автомобильного дела. Например, кубики «Магги», оказывается, были «полезным продуктом во время путешествия на автомобиле. Через 2–3 минуты в дороге можно иметь вкусный и крепкий бульон», – гласила реклама фирмы. Вопрос о пользе для автомобилистов «Кизлярского шампанского», продаваемого в «моторизованном» киоске непосредственно перед входом на выставку, остается спорным.
III Международная автомобильная выставка удалась на славу. На Волхонском шоссе 24 мая были проведены приуроченные к автосалону верстовые гонки на приз журнала «Автомобиль». В связи с большим наплывом посетителей работа выставки была продлена на два дня – до 29 мая, а 16 июня стартовал грандиозный Международный автомобильный пробег на приз Императора Николая II по маршруту Петербург–Киев–Москва–Петербург.
Организаторы выставки ставили цель: «Способствовать с помощью непосредственного ознакомления широкому развитию и распространению автомобилизма в России и расширению и упорядочению русского автомобильного рынка». Итоги же были сформулированы несколько оптимистично: «Наша промышленность понемногу пробуждается, и уже недалеко то время, когда мы получим возможность ездить на русских машинах, монтировать их русскими шинами и чинить в русских мастерских».
Следующая, IV Международная автомобильная выставка, она же последняя в Российской империи, была проведена в Петербурге в 1913 году.