Опубликовано: ГП 04-2016

Используй то, не знаю что!
Концептуальные новинки, позволяющие облегчить труд водителей

Владимир Чехута. Фото Даниила Минаева и фирм-производителей

 

В последнее время много авангарда было привнесено в аэродинамику автомобилей. И все эти новинки разработаны в угоду экономичности автомобиля. В период дешевеющего барреля нефти особенно заботятся о расходе топлива в России, где топливо никогда не дешевело. На фоне снижающихся ставок фрахта в мире произошло «затягивание поясов» у прицепного состава. Рынок грузоперевозок находится в ожидании революционных решений. Но эксплуатанты не так богаты, чтобы мгновенно модернизировать свой автопарк. Тем не менее освоение ноу-хау идёт полным ходом. На выставках в 2014-2015 гг. была продемонстрирована элементная база и заявлено немало свежих концепций, которые позволяют облегчить труд водителя и даже кардинально изменить систему перевозок.

Пример использования солнечных панелей в автопоезде

Солнечные грузовики

Использование солнечной энергии уже применяется на полуприцепах-рефрижераторах в США и Центральной Европе. Крыша кузова изотермического трейлера идеально подходит для размещения солнечных панелей, а выработанная ими энергия станет питать холодильную установку. Так уже делает компания Bergstrom Climate Control Systems.

Гибкие солнечные батареи Orange Solar для кабины тягача компании Contino
Солнечные батареи Bergstrom на крыше тягача

Но голландская Orange Solar Specials B. V. пошла дальше и начала серийное производство гибких фотоэлектрических солнечных панелей для кабин тягачей, которые уже проходят испытания в датской компании Contino. В отличие от широко используемых плоских панелей её элементы изготовлены на полиэстерной основе толщиной 2 мм и способны генерировать достаточное количество электроэнергии, которая потом может быть использована для питания различных систем грузовых автомобилей.

Главной особенностью новинки является гибкость панелей, что позволяет приклеивать их на различные криволинейные поверхности. Технологические возможности нового производства позволяют выпускать солнечные панели различных размеров. К тому же производственные линии Orange Solar калиброваны на изготовление трёх типов фотоэлектрических накладок, отличающихся по толщине и выходной мощности.

Эргономику можно регулировать жестами

Исследовательский институт Фраунгофера (Fraunhofer-Institut für Integrierte Schaltungen, Германия) и изготовитель автомобильных кресел, компания Isringhausen GmbH & Co. KG, совместно разработали новое сиденье для водителей грузовиков. Главной новизной стала возможность регулировки всех положений при помощи жестов руками.

Сегодня многие водители магистральных автопоездов имеют проблемы со спиной. Причиной этого зачастую становятся не плохие кресла автомобилей, а неправильная настройка регулировок сиденья с учётом особенностей антропологии шофёра и напряжённое состояние во время поездок.

Сиденье Isringhausen и Fraunhofer IIS

Регулировок у кресла в действительности много, но сам процесс их оптимального подбора является довольно сложным, требует внимания водителя: у одного человека короткие ноги и длинные руки, а у другого короткое туловище, но широкие плечи. Знают ли водители, что в конституции телосложения существует только 16 основных параметров?

В перспективной новинке регулировка кресла происходит при помощи жестов. Для этого в сиденье было вмонтировано множество датчиков. После активирования водителем системы настроек, датчики, установленные в различных точках сиденья, начинают определять характер движений рук водителя. В результате происходит саморегулировка кресла. После подбора оптимального положения систему можно отключить и зафиксировать кресло в своём положении.

Самоконтролируемая подкачка

Компания SKF недавно представила инновационную систему контроля давления в шинах, предназначенную для использования в тяжёлых грузовых автомобилях и полуприцепах. Новая технология TPMS (Tire Monitor Pressure System) призвана оперативно выявлять утечки воздуха во время работы, а также помочь операторам транспортных компаний лучше контролировать свой флит-парк, вовремя проводить ремонт и замену шин, повысить безопасность перевозок и в итоге сэкономить на правильной эксплуатации колёс.

SKF Automotive TPMS-systeem
SKF Automotive TPMS-systeem

SKF TPMS-systeem состоит из модулей, которые крепятся к внешней стороне каждого колеса. Датчики системы постоянно мониторят давление и температуру в шинах. Эти данные передаются при помощи беспроводной технологии в центральный блок управления TPMS, где происходит их архивирование. Кроме этого электронный контроллер «знает» все рекомендуемые параметры давления и температуры и может в режиме реального времени предложить водителю (на панели приборов) рекомендуемый алгоритм поведения с шинами.

Стефани Петремонт, руководитель проекта TPMS-systeem к SKF Automotive, обосновывает результаты новой технологии следующим образом: «Исследования показали, что незапланированные остановки грузовиков в 32 % случаев связаны с проблемами с колёсами. Неправильное давление в шинах увеличивает расход топлива, сокращает срок службы колеса и создает потенциально опасную ситуацию во время работы. Например, превышение или снижение давления на 15 % может сократить срок службы шины на 10 % и повысить расход топлива на 10 %. Установка системы мониторинга давления в шинах SKF на стандартном автопоезде (двухосный тягач с полуприцепом), который проезжает около 160 000 км за год, приведёт к экономии 500 л дизельного топлива.

Защита от дурака

Устройство Radiz Drive, представленное голландскими специалистами, уже известно охранникам. Эта безвизуальная система способна сканировать обстановку вокруг грузовика и фуры, включая мёртвые зоны, которые важны для безопасности движения.

Radiz Drive Radiz Drive Radiz Drive
Radiz Drive

Система, адаптированная для грузовиков, представляет собой набор обычных датчиков, способных срабатывать на объекты и предметы на заданном пространстве. Радары на грузовике и полуприцепе сканируют окружающее пространство и передают информацию в электронный контроллер по радиоканалу, и затем сигнал отображается на специальном мониторе в кабине водителя. Визуальные индикаторы системы показывают приближение любых объектов к транспортному средству на заданное расстояние: устройство снабжено звуковым зуммером. Наличие в грузовике системы Radiz Drive позволяет водителю маневрировать в ограниченных пространствах и не повредить кузов о малозаметные предметы: вывески, дорожные знаки, строительные балки, элементы ограждения.

Технологию сканирования Radiz Drive можно использовать на стоянках для контроля за периметром контура машины. Для этого система переключается в охранный режим Radiz Park. Далее она обнаружит всех «гостей», которые пожелают познакомиться с грузом без предупреждения спящего водителя или экспедитора. Но надо знать, что в ливень и пургу она может стать «слепой», давать ложную тревогу или реагировать на случайного прохожего. Удовольствие от Radiz Park составляет порядка 2100 евро при установке датчиков только по всей правой стороне автопоезда. За полное оснащение надо будет доплатить ещё 500 евро.

Головокружение без зеркал

Ради безопасности водителю предлагается не вертеть головой и не жечь топливо на манёврах.

Orlaco MirrorEye

Голландская компания Orlaco заключила соглашение с американской фирмой Stoneridge Inc. о совместном производстве электронных систем дистанционного наблюдения для грузовиков. Новая технология под названием MirrorEye призвана заменить обычные зеркала заднего вида. Она сочетает в себе камеры видеонаблюдения Orlaco и ЖКИ-дисплей с электронным контроллером Stoneridge.

Водители, использовавшие электронное зеркало MirrorEye в тестовых заездах, оставили много хвалебных отзывов. Им понравилось, что новая система увеличивает поле зрения водителя и улучшает восприятие дорожной обстановки в ночное время. Эксперты-аэродинамики утверждают, что устранение традиционных зеркал заднего вида позволяет существенно снизить динамическое сопротивление воздуха и приводит к экономии топлива на 6 %. Новое оборудование MirrorEye будет соответствовать стандарту ISO 16506:2015, регламентирующему требования к видеосистемам.

Velvac Aero-Cam

Видеокамеры необходимо смонтировать на дверях грузовых автомобилей. Они будут не только транслировать изображения на закреплённые внутри кабины мониторы, но и обеспечивать запись полученного сигнала.

Фирма Velvac создала уникальную камеру дистанционного наблюдения Aero-Cam. Она интегрирована в корпус зеркала заднего вида. Изображение с камеры транслируется на малогабаритный монитор и обеспечивает водителю дополнительный обзор мёртвых зон.

Система кругового обзора в  Ford F-series Super Duty

Подобное устройство было разработано инженерами компании Freightliner для концептуальной модели Innovation Truck. Здесь в корпус зеркала заднего вида встроены камеры дистанционного наблюдения. Сделано это было для снижения аэродинамического сопротивления. Камера транслирует изображения из двух направлений: назад и вниз с широким углом обзора. Водитель видит обстановку на небольших ЖКИ-мониторах, установленных в кабине.

В конце 2016 года подобная система опционно будет доступна для новых пикапов Ford F-series. На дисплее можно наблюдать круговой обзор в плане (!) даже у прицепа.

Лёгкие ноги для трейлеров

Компания Jost разработала новый вариант стояночной опоры AlumiLightX AX100 Aluminum Hybrid Landing Gear Series для полуприцепа. Новинка, созданная с применением алюминиевых сплавов, предназначена для выдерживания нагрузки в 12 260 кг для одной опоры или 22 700 кг для тандема опор. Основная новизна AlumiLightX AX100 заключается в меньшей массе опорных узлов за счёт использования в конструкции алюминиевого корпуса и высокопрочной нержавеющей легированной стали самих опор. К тому же детали, выполненные из стали, имеют специальное влагоотталкивающее покрытие из полиэстерной пленки. Прочностные характеристики новых стояночных упоров Jost не будут уступать предшественникам.

SAF-Holland Atlas FastGear
AlumiLightX AX100 Aluminum Hybrid Landing Gear Series

Компания SAF-Holland выпустила новую стояночную опору для полуприцепов. Модель под названием Atlas FastGear обладает самым быстрым механизмом опускания.

Лучевая опалубка

Компания Kinedyne разработала новую систему укладки грузов под названием Kaptive Beam. Суть технического решения сводится к креплению к стенкам кузова специальных балок, на которых можно фиксировать поперечные полки. Это и есть лучевая опалубка. Система Kaptive Beam позволяет максимально использовать полезное грузовое пространство.

Традиционный метод – погрузка палет на пол – позволяет гарантированно заполнять только площадь транспортного средства, не превышая максимальный ярус. Хорошо, если грузы, сложенные на поддоне в несколько слоёв достигают потолка. Но при перевозке сборных грузов часто оказывается, что прицеп загружен лёгкими грузами, такими хрупкими или деликатными товарами, как стекло или цветы. Второй или третий ярус загрузить нельзя по требованиям упаковки.

Kinedyne Kaptive Beam

В результате кузов вместимостью 40 м3 едва заполнен 2,5 тоннами, а полезного пространства остаётся ещё на 30 м3. В этом случае опалубка с балками позволяет автоперевозчикам увеличить эффективность заполнения полезного объёма и использовать грузоподъёмность с максимальной эффективностью.

Своя ось ближе к делу

Компания Krone, занимающаяся производством прицепов и полуприцепов, сравнительно недавно начала выпускать трейлерные оси Krone KTX собственной конструкции.

Интересно, что этим путём идёт и подмосковный автозавод «Тонар».

По итогам прошлого года Krone достигла хороших результатов, изготовив и установив 10 000 осей. Это означает, что покупатель может получить полностью интегрированный продукт: «Полуприцеп полностью от Krone». Трейлерная ось Krone KTX выдерживает 9-тонную нагрузку.

Krone KTX

Металлоконструкцию оси из высокопрочной стали Haldex изготовляет немецкая компания Trenkamp & Gehle, в комплектацию узла входят дисковые тормоза и тормозные цилиндры Wabco, а также подшипники SKF. Компания Krone предоставляет для осей KTX 6-летнюю гарантию с неограниченным пробегом.

Комментировать ... >>