Автономный КАМАЗ
Перспективная опытная разработка – беспилотный автомобиль КАМАЗ
В декабре 2015 года в рамках пресс-тура на ПАО «КАМАЗ» журналистам продемонстрировали перспективную опытную разработку – беспилотный автомобиль КАМАЗ. Новинка базируется на полноприводном трёхосном специальном шасси модели 5350.
Монтаж оборудования на первом беспилотном КАМАЗе завершился в начале мая 2015 г. в научно-техническом центре «КАМАЗ» (НТЦ). На шасси 5350 установили компоненты, необходимые для отработки разных режимов автономного движения автомобиля: радары, лидар-активный оптический сенсор, испускающий лазерные лучи в сторону цели во время движения транспорта, видеокамеры, системы связи и бортовые компьютеры. Был собран мобильный пункт дистанционного управления – джойстик, с помощью которого можно будет управлять автомобилем.
Парное катание
Испытания первого КАМАЗа, способного самостоятельно передвигаться без участия водителя, продолжатся на трассе закрытого полигона в подмосковном Ногинске. Этот проект реализуется совместно с ОАО «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies. Ранее в Набережных Челнах «беспилотный» грузовик прошёл предполигонные испытания, подтвердившие качество сборки и работоспособность всех систем.
Если грузовик замечает на своём пути внезапные препятствия, он либо тормозит, либо маневрирует. Передвигаться он способен по заранее заданной с помощью спутникового позиционирования траектории. Машиной можно управлять и при помощи джойстика из стационарного пункта управления. В первых полигонных испытаниях будут заняты два автомобиля: собственно беспилотник и обычный серийный грузовик камского автозавода. Второй, стандартный грузовик, потребуется для имитации движения в колонне и других режимов.
В планах испытаний – порядка десяти вариантов движения, среди которых режим дистанционного управления, режим движения по заданному маршруту, движение в колонне и другие. Планируется апробация автономного движения автомобиля по информации, получаемой только с видеокамер и сигналов GPS / Глонасс, без помощи радаров и лидаров.
Испытания должны показать, что «видит» машина, корректно ли определяется дистанция. Система распознавания объектов по видеосигналу постоянно отлаживается, чтобы довести вероятность распознавания до 100 %. Во время испытаний, разумеется, водитель в машине будет присутствовать, но только для подстраховки.
Работа по проекту «Авторобот» ведётся в трёх направлениях: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot. Первое – создание умных помощников для автомобиля, которые помогают водителю: могут затормозить автомобиль в случае опасности, осуществляют адаптивный круиз-контроль. Второе направление – создание машин с дистанционным управлением. Третья система позволяет машине работать вообще без водителя или в режиме «автопилота», при активации которого водитель имеет возможность отвлечься на некоторое время от управления грузовым автомобилем.
Отдалённая перспектива
Ожидается, что на дорогах общего пользования такие беспилотники могут появиться в 2025-2027 годах. Представленный автомобиль оборудован двигателем КАМАЗ-740.622-280 и автоматизированной КП ZF. На автогиганте полагают, что перспективная модель заинтересует, в первую очередь, силовые ведомства и МЧС. Видимо, поэтому машину и демонстрировали в пожарной раскраске.