КАМАЗ обойдётся без водителей
В декабре 2015 года ПАО «КАМАЗ» продемонстрировало журналу "Грузовик Пресс" перспективную опытную разработку – беспилотный автомобиль. Если раньше производители предпочитали делать кибермобили на шасси легковушек, пикапов и SUV, то в Набережных Челнах закономерно выбрали родное полноприводное трёхосное специальное шасси КАМАЗ-5350 с двигателем КАМАЗ-740 и автоматизированной КП.
Монтаж оборудования на первом беспилотном КАМАЗе завершился в начале мая в научно-техническом центре «КАМАЗа» (НТЦ). На машину установили оборудование, необходимое для отработки разных режимов автономного движения автомобиля: радары, лидар (активный оптический сенсор, испускающий лазерные лучи в сторону цели во время движения транспорта), видеокамеры, системы связи и бортовые компьютеры. Был собран мобильный пункт дистанционного управления – джойстик, с помощью которого можно будет управлять автомобилем.
Ранее в Набережных Челнах грузовик прошёл предварительные испытания, подтвердившие высокое качество сборки и надёжную работу всех систем. Грузовик способен распознавать препятствия на своём пути и принимать решение о торможении или маневрировании. Передвигаться машина способна в автономном режиме по заранее заданной трассе с помощью спутникового позиционирования траектории, так и при помощи джойстика из стационарного пункта управления.
В планах испытаний – порядка десяти вариантов движения, среди которых режим дистанционного управления, режим движения по заданному маршруту, движение в колонне и другие. Планируется апробация автономного движения автомобиля по информации, получаемой только с видеокамер и сигналов GPS/Глонасс, без помощи радаров и лидаров. Испытания должны показать, что «видит» машина, корректно ли определяется дистанция.
Система распознавания объектов по видеосигналу постоянно отлаживается, чтобы довести вероятность распознавания до 100%. Во время испытаний, разумеется, водитель в машине будет, для подстраховки. Работа по проекту «Авторобот» ведётся в трёх направлениях: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot.
Первое – создание умных помощников SmartPilot для автомобиля, которые помогают водителю: могут затормозить автомобиль в случае опасности, осуществляют адаптивный круиз-контроль.
Второе направление, AirPilot – создание машин с дистанционным управлением.
Третья система, RoboPilot, позволяет машине работать вообще без водителя или в режиме Автопилота, когда водитель имеет возможность отвлечься на некоторое время от управления грузовым автомобилем.
Ожидается, что на дорогах общего пользования такие беспилотники могут появиться в 2025–2027 годах. Представленный автомобиль оборудован двигателем Cummins и автоматизированной КП ZF. На автогиганте полагают, что перспективная модель заинтересует, в первую очередь, силовые ведомства и МЧС. Видимо, поэтому КАМАЗ-5350 и демонстрировалась в пожарной окраске.