Даёшь стране зерна!
Автопоезд-зерновоз – тягач 689061-20 на шасси Scania P400LB6X2HSA CP19N с прицепом 83703G
Казалось бы, кому нужны дорогущие зерновозы на шикарных импортных шасси в годы санкций, дорогой валюты и импортозамещения? Но статистика – вещь упрямая. Россия сегодня занимает третье место в мире по производству и сухопутной транспортировке зерновых, немного уступая лишь США и Китаю. Проблема возникает в хранении при транспортировке груза. Но автозаводы не поспевают за требованиями отрасли. И это заставило агропромышленные холдинги засучить рукава и начать выпускать технику для своих нужд.
В середине 2015 года Scania презентовала на рынке зерновозные сцепки с надстройками, разработанные по заказу курганского агропромышленного холдинга (АПХ) «Штурман Кредо+». По иронии судьбы их изготовили в вотчине КАМАЗа – в Набережных Челнах в филиале ООО «АПХ «Штурман Кредо+».
Суть дела заказчика
Классический автопоезд-зерновоз представляет собой комбинацию автомобиля и прицепа с самосвальным кузовом или бункером. Материал кузовов – сталь. Реже, дороже, но легче – алюминий. Полезный суммарный объём кузовов автопоезда – от 20 до 70 м3, грузоподъёмность – от 15 до 55 т.
Таким транспортом перевозят зерновые культуры: пшеницу, рожь, ячмень, гречиху, кукурузу, овёс и некоторые виды комбикормов. Возможна перевозка бобовых и масленичных культур: семян льна, подсолнуха, рапса. А самым прибыльным видом груза перевозчики южных регионов России сейчас считают корнеплоды, например, сахарную свёклу.
Технологически перевозка подобных грузов довольно проста: специфических условий типа деликатного температурного режима и т. п. нет. Но к самому транспортному средству, тем не менее, предъявляются дополнительные требования, в основном санитарные.
По СанПиН грузовое пространство должно быть чистым, герметичным, защищённым от солнечного света, проникновения влаги и выветривания, не содержать посторонних запахов. Ещё наши грузоперевозчики хотят иметь большую кубатуру полезного объёма при соблюдении общих требований ЕЭК ООН к габаритам автопоезда и одинаковую длину надстройки на прицепе и грузовике. И непременно, чтобы бортовые и самосвальные варианты кузовов соответствовали стандартам ГОСТ и РОСС.
Изучив весь ряд противоречивых пожеланий, специалисты Scania AB совместно с кузовщиками курганского ООО АПХ «Штурман Кредо+» предложили своё видение решения подобных транспортных задач, которые и воплотили в металле на челнинском филиале.
Шасси 6Х2 – нелёгкий выбор
Расшифровка спецификации P400LB6X2HSA CP19N говорит о том, что перед нами автомобиль магистрального назначения для тяжёлых условий эксплуатации с колёсной формулой 6х2, низкой спальной кабиной, 400-сильным двигателем, передней рессорной осью и задней пневматической подвеской с задним подъёмным мостом. Полная масса автомобиля 26 т при технически допустимой 29,5 т свидетельствует, что ещё есть и запас прочности.
Двигатель DC13 класса Euro 4 развивает 400 л.с. и 2100 Н∙м крутящего момента, что обеспечивает высокую динамику на шоссе. Механическая 12-ступенчатая КП агрегатирована с раздаточной КП, с 2-ступенчатым демультипликатором и «системой блокировки шума». При этом 12-я ступень в КП ещё и повышенная – овердрайв с передаточным числом 0,80. Предусмотрена защита воздухозаборника от снега, а вентиляция картера против замерзания.
Из установленного на раме оборудования стоит обратить внимание на вместительный 650-литровый топливный бак. Вариант шасси 6х2 с пневмоподвеской интересен тем, что он легче традиционного полностью рессорного исполнения почти на 2 т, что увеличило эффективность. На всех осях тягача и прицепа установлены тормозные барабанные механизмы, которые были выбраны как наиболее оптимальные.
Прицеп в типоразмере тягача
Перед конструкторами стояла замысловатая задача – минимизировать комплектацию, чтобы удержать стоимость в приемлемых рамках и при этом конкурировать с российскими и белорусскими производителями подобной техники. Создатели автопоезда считают, что 60 кубов – это та самая золотая середина, позволяющая без проблем проходить весовой контроль. Обращает также внимание, что массо-габаритные параметры тягача и прицепа умышленно приведены к одному типоразмеру. Объёмы кузовов автомобиля и прицепа одинаковые – по 30 м3, длина прицепа и кузова на тягаче – 7,2 м. У кузовов усилили поперечные рёбра жёсткости и пол, что позволяет его использовать и для общехозяйственных работ, для перевозки щепы или керамзита.
Дышло прицепа производства немецкой компании Jost, поворотный круг тоже из Германии марки SAF Holland. Диаметр сцепного кольца составляет 50±1 мм. Сзади и по бокам установлены боковые противоподкатные брусья. В ходовой части применены три осевых агрегата производства BPW на пневматике грузоподъёмностью по 9 т каждая.
Большая кабина для крупного холдинга
Корпорации стараются экономить на мелочах. Некогда шикарный тахограф сейчас входит в обязательную комплектацию грузовика, поэтому из приятной опции он превратился в надзирателя. В оснащении применена самая простая светотехника – без дневных ходовых огней и противотуманных фар, нет круиз-контроля, вентиляции водительского сиденья, подлокотников. Даже рычаг КП стандартный, а не складной. Однако кондиционер и электростеклоподъёмники оставлены.
Выбор магистральной кабины типа CP19N со спальной полкой размерами 2000х700 мм обусловлен спецификой труда водителей в агропромышленных холдингах. Автопоезда-зерновозы перевозят корнеплоды, початки, зерно и семена на удалённые элеваторы и зернохранилища не только во время посевной и уборочной страды. Угодья агрохолдингов разнесены от Оби до Дона, а сроки работы на предпосевных и послеуборочных работах из-за климатических поясов отличаются на месяцы, что позволяет гонять в миграцию машину круглогодично.
Например, в апреле завоз перегноя на поля Кургана, в мае на Поволжье – засев яровых, в июне – уборка озимых в Ставрополье, а в июле уже начинается уборка яровых, которая длится до октября в разных областях с разницей в неделю. В межсезонье автопоезд перевозит послежатвенные остатки, кормовые грузы, технологическую щепу.
В таких условиях 20-метровый автопоезд немыслим без грузчика-помощника, который выполняет самую тяжёлую и неблагодарную работу. Поэтому в кабине дополнительное пространство для отдыха и походных пожиток является первоочередным условием создания комфорта.
Очень одинаковые кузова
Автопоезд снабжён площадками обслуживания кузовов. На тягаче площадка и перила складные и шарнирно закреплены на задней стенке кузова. А на прицепе площадка стационарная и смонтирована на переднем модуле.
Внутренние размеры кузова коробчатого типа на тягаче и прицепе одинаковые – 7200х2428х1700 мм, что при потогонной работе в страду позволяет использовать для прицепа и грузовика опрокидыватель или приёмный бункер одного типоразмера.
Кузов сельскохозяйственного автопоезда не имеет ни подогрева, ни теплоизоляции. Он составлен из бортовых панелей австрийского производства Fuhrmann с зигзагообразным профилем, которые предохраняют стенки от раздувания и искривления даже при перегрузе. Основной материал – низколегированная сталь 09Г2С. По правому борту у кузовов предусмотрено ручное наматывающее устройство для тента.
Боковые нижние борта оборудованы петлями с верхней или нижней навеской. Средние борта с верхней навеской открываются только при использовании нижних бортов на нижней навеске. Верхние борта зафиксированы жёстко, что обусловлено спецификой работы. Задний открываемый борт навешен на верхних петлях.
Все запоры бортов механические, открываются вручную и требуют определённых физических усилий. Но именно такое неоднозначное сочетание бюджетных решений на добротном шасси, проверенных агрегатах и исполненное из качественных материалов позволяет вписаться в рыночную нишу сегодняшних российских реалий.
Колёсная формула тягача 689061-20 | 6х2 |
Снаряжённая масса тягача/ прицепа, кг | 15 000/ 8000 |
Полная конструкционная масса тягача/ прицепа, кг | 26 000/ 27 000 |
Полная масса автопоезда, кг | 38 000 (50 000*) |
Допустимая осевая нагрузка тягача на 1-/2-/3-ю оси, кг | 8500/ 11 500/ 9500* |
Допустимая осевая нагрузка прицепа на 1-/2-/3-ю оси, кг | 9000/ 9000/ 9000 |
Габаритные размеры тягача 689061-20, мм | 10 000х2550х3145 |
Габаритные размеры прицепа 83703G по дышлу, мм | 10 500х2550х3400 |
Колёсная база тягача 689061-20, мм | 4700+1350 |
Колёсная база прицепа 83703G, мм | 4000+1450 |
Колея прицепа 83703G, мм | 2050 |
Двигатель: рабочий объём, cм3 мощность, л.с. крутящий момент, Н∙м |
Scania DС13 103, турбодизель I-6, Euro-4 12 742 400 при 1900 мин-1 2100 при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач количество ступеней вперёд/ назад передаточное число главной передачи |
GRSO905, механическая 12/ 2 3,96 |
Тормозная система | Пневматическая, барабанные тормозные механизмы на всех осях |
Подвеска тягача спереди/ сзади | Зависимая рессорная/ пневматическая |
Подвеска прицепа 83703G | Пневматическая |
Шины тягача спереди | 385/65 R22,5 |
Шины тягача сзади | 315/80 R22,5 |
Шины прицепа | 385/65 R22,5 |
Вместимость топливного бака, л | 650 |
* Предельно допустимые значения при полной массе тягача 29 500 кг.