Шаолиньские «Драконы» на зимовье
Микроавтобус Golden Dragon XML6482E-YB и фургон Golden Dragon XML6482E-YT
Китайский автобус Golden Dragon уже был на редакционном тесте. Правда, это был большой междугородный лайнер, и сезон не позволял его экзаменовать по самой ответственной дисциплине, которая в большинстве случаев имеет лишь теоретический характер – акклиматизация иномарок к русским холодам. Но в этом году абстрактность русских морозов стала явью: столбики термометров опустились ниже отметки –30 °С.
Каждое метельное утро у автомобилистов начиналось с рулетки: заведется – не заведется. А нам по плану предстояло оседлать уже не одного, а сразу двух "Золотых драконов" – 14-местный микроавтобус и цельнометаллический коммерческий фургон с вместимостью грузового отсека 6 м3. Машины малознакомые, а мерзнуть в малоизученных агрегатах совсем не хотелось.
В небесной канцелярии ошибку исправили своевременно. По крайней мере, забирать машины пришлось при "детских" минус пятнадцати градусах. На фоне прошедшего "апокалипсиса", почему-то сравниваемого телеведущими с ужасами ядерной зимы, это не могло не радовать. На стоянке оба Golden Dragon благополучно пережили суровую зимовку.
Лицензия с драконовскими мерами
Оба "Дракона" имеют одинаковый индекс XML6482E и родовыми корнями уходят к проверенной временем династии Toyota HiAce серии H12. Лицензию на эту модель, выпускаемую с 1989 г., японцы передали китайским автостроителям лишь в начале 2000-х, и сейчас под маркой Golden Dragon в общей сложности выпускают свыше полусотни модификаций, включая кареты "скорой помощи", полицейские "жандарм-вагены" и ремонтные автолетучки.
Китайские микроавтобус и фургон оборудованы современной головной светотехникой |
Но не стоит морочить себе голову грядущей экспансией дешевых китайских машин на отечественный рынок. Китайские продуценты не спешат радовать простофиль дешевыми поделками, и машины, произведенные в Поднебесной по японской лицензии, стоят своих денег – многочисленные тесты это только подтверждают. Рынок тоже расставляет все точки над "i" – покупка китайской "лицензионки" потребителями воспринимается как способ обзавестись псевдояпонским автомобилем, не переплачивая за раскрученный бренд. В конечном итоге коммерческие автомобили должны перевозить грузы, а имидж – дело наживное.
Свою торговую марку Golden Dragon оправдывают сполна, поскольку сборка ведется в предгорьях таинственно-загадочного Циньлиня – прибежища золотого дракона Хуанхэ ("желтая река") – у буддийского монастыря Шаолинь. Тянущаяся по борту микроавтобуса серебристая грива с вязью "Golden Dragon" подбрасывала воображению картины из китайской мифологии. Документальным фактом землячества с легендарной школой боевых искусств служила заводская табличка Xiamen Golden Dragon Bus Co., Ltd.1 Завод, кстати, расположен в Чжэнчжоу – полуторамиллионном центре машиностроения и хлопчатобумажной промышленности провинции Хэнань. Никаких секретов. Настала пора искать различия.
Внешний осмотр машин лишний раз доказал, что перед нами скорее полноценная Toyota, нежели ее китайская итерация. Ввиду отсутствия под рукой модели-первоисточника из пыли редакционного архива мы вытряхнули все проспекты Toyota HiAce серии H12 и изучили схемы, чертежи, фотографии и графики длиннобазной версии, соответствующей нашим "китайцам", – XML6482E. Ровные стыки, хорошо подогнанные друг к другу детали, отсутствие облоя на пластиковых деталях. Внимательно сверяем картинки "японцев" с "Драконами". Ага!
Стекла задней двери у машин унифицированы |
Даже наклейка с гривой и та от Toyota! Один в один! Хоть ты тресни, но перед нами стоял настоящий "японец"... правда, с "драконьими" лейблами и щадящей ценой. Закралось подозрение, что на китайском конвейере трудятся исключительно японские гастарбайтеры.
Оставалась надежда найти различия в матчасти и уличить соседей Шаолиня в самобытности. Тоже мимо. Бензиновый 102-сильный двигатель BJ491QE с верхним распределительным валом (типа SOHC) на поверку оказался лицензионным 4Y-EC. Такой же устанавливали в 1985–1990-х годах на внедорожники 4Runner, а до 1995 года на пикапы Toyota Hilux, микроавтобусы, фургоны и грузовики HiAce, Town-Ace и Dyna. Найдя и в этом лишь сплошные плюсы (мотор уже изучен первым поколением вольных автослесарей, и проблем с ремонтом и запчастями быть не должно), оставалось лишь с досады хлопнуть дверью. Надежда родить сенсацию из "Дракона" улетучилась.
Верхом на "драконе"
Дизайн у "дракончиков" неброский, вычурностью не отличается и сюрпризов не преподносит. Ветровое стекло установлено примерно под углом 45° и с водительского места открывается хороший обзор дороги, однако сильный наклон стойки уменьшает боковую обзорность. При выезде на главную дорогу или на Т-образном перекрестке приходится наклонять голову либо вперед, либо отклоняться назад, чтобы убедиться в отсутствии помех слева и справа.
Комбинации приборов тоже идентичны |
На обоих Golden Dragon установлены современные интегральные блок-фары, но противотуманные фары входят в базовую комплектацию только у микроавтобусов. По идее большая площадь рассеивателя фар позволяет обойтись и без противотуманок, но в сумерках их мощности явно не хватало – у взятой со стоянки машины фары залепила ледяная борода. Задние вертикальные фонари ничем не отличаются от "тойотовских" – между указателями поворотов и стоп-сигналами вмонтированы световые индикаторы заднего хода. А вот их яркость настолько мала, что как осветительные приборы в сумерки и темное время суток они эффекта не дают. Над левым фонарем расположена заливная горловина бачка омывателя стекла задней двери. К нему можно добраться, только открыв заднюю дверь.
Задняя дверь поднимается без особых усилий и фиксируется в открытом состоянии мощными газонаполненными амортизаторами. Стекло задней двери на обеих машинах оснащено стеклоочистителем, омывателем, электрообогревом и дополнительным стоп-сигналом.
В первые дни теста микроавтобуса и фургона на улице стоял мороз, "подкрепленный" высокой влажностью. Тут-то и проявилась неэффективная работа стеклообогрева – он оказался откровенно слабым. Стеклоочиститель находится ниже обогревающих элементов и все время забивается кристалликами льда, что не дает продуктивно очищать стекло. К тому же у обоих Golden Dragon не работали омыватели стекол (нет, мы не забыли залить в бачки незамерзающую жидкость). Сначала мы грешили на замерзшие форсунки, но, продув их сжатым воздухом, убедились, что причину искали не там. Стали "копать" дальше и неожиданно выяснили, что электромоторчики омывателей работают в обратную сторону, т. е. жидкость не поступает в патрубки.
Колени пассажиров упираются в спинку переднего сиденья, а в переднем ряду приходится сидеть боком – ноги деть некуда |
Оказалось, что провода, которые подходят к электронасосам, перепутаны полярностью в обоих тестируемых автомобилях, но без санкции хозяев машин переставить их мы не решились, поскольку они вмонтированы в блок и вытащить их можно, только перерезав.
В обоих автомобилях не работали дефлекторы подачи теплого воздуха к ногам водителя и пассажира. Как только мы не регулировали потоки – ничего не помогало: на ветровое стекло в кабине и боковые дверные стекла идет теплый воздух, а в ноги – холодный, хоть в валенках езжай. Даже в теплых "дутиках" ноги мерзли.
Но что порадовало в "Драконах", так это интерьер. Аккуратно установленная отделка из легкомоющегося пластика очень практична. Панель приборов не перенасыщена разными выключателями, кнопочками, рычажками и прочими индикаторами – все приборы и датчики нужны. В отличие от фургона в комплектацию микроавтобуса, помимо электростеклоподъемников, кондиционера и центрального замка, входит блок электрорегулировки внешних зеркал заднего вида.
На панели приборов фургона установлена штатная магнитола с кассетным магнитофоном, а у микроавтобуса добавлен CD-плеер. Правда, автобусная магнитола не включалась ни под каким видом: ни радио, ни кассетник, ни проигрыватель компакт-дисков. Наверное, машина не прошла инструментальную предпродажную подготовку.
Комбинация приборов не перенасыщена информацией. Основной ее фон – серебристо-белый. Среди испытателей возникли разногласия по поводу читаемости спидометра, тахометра, стрелочных датчиков температуры охлаждающей жидкости, давления масла и количества топлива. Мы не могли прийти к общему мнению, позволяет ли серебристый фон нормально следить за показаниями приборов в сумерках. Впрочем, мы согласились, что подсветка голубого цвета в темное время суток придает некоторый шарм комбинации.
Садиться за руль – непростая задача для водителя, особенно зимой |
Водитель и пассажир могут комфортно расположиться только в кабине автобуса, так как в фургоне кабина отделена от грузового отсека пластиковой перегородкой со сдвижным окном. В отличие от автобуса посередине установлено дополнительное кресло для второго пассажира. Оно хоть и не регулируется, но в условиях внутригородских перевозок вполне удобно. Есть одно "но" – ноги пассажира упираются в блок предохранителей и реле.
Садиться на водительское и пассажирское места неудобно – следствие вагонной компоновки "кабина над двигателем". Проем дверей широкий, угол распахивания тоже большой, но поручень для руки расположен на одной оси с местом под ступню. Поэтому при посадке какое-то мгновение висишь, как на трамвайной подножке. И лишь подтянувшись на поручне и пропихнув вторую ногу в салон, плюхаешься в кресло.
Рулевая колонка не регулируется, а "баранка" удобна и по диаметру, и по толщине обода. Такой недочет компенсируется регулировками сидений в горизонтальной плоскости и по углу наклона спинки, но на самой спинке недостает боковой поддержки (особенно актуально для фургона, в котором центрально сидящему пассажиру в поворотах не за что ухватиться). В микроавтобусе вместо центрального сиденья расположен вещевой ящик с крышкой, которая служит водителю еще и подлокотником. Бокс вещевого ящика тыльной стороной выходит в пассажирский салон микроавтобуса и имеет собственную крышку, пепельницу и выдвижные подстаканники.
Грузовой отсек фургона отделен от кабины пластиковой перегородкой со сдвижным окном |
Вместительный грузовой отсек фургона был без сюрпризов. Сами в этом убедились, когда загружали его балластом. Большой для разъездного автомобиля объем грузового отделения со средней высотой крыши (у дилеров есть модель XML6483 с высотой салона 1,6 м), низкая погрузочная высота 600 мм, широкие проемы задней и боковой дверей.
Планировка салона микроавтобуса озадачила, поскольку плотная компоновка 12-местного пассажирского отделения (в салоне четыре ряда сидений с тремя креслами в ряд) с уменьшенным до 590 мм шагом сидений сильно сужает сферу применения микроавтобуса. Сидящий взрослый пассажир упирается коленями в спинку впереди стоящего кресла. Для китайцев небольшого роста четыре ряда – это нормально, а в отечественных реалиях такой автобус годится лишь для перевозки детей (для лицеев и школ с ограниченным наполнением в классах). Еще один момент: спинка кресла не оборудована предельным ограничителем по углу наклона. В теории это позволяет устроить спальное место, но в нашем случае впереди сидящий пассажир не рассчитал усилие и, откинувшись, отдавил колени пассажиру сзади. Оптимальный вариант расположения сидений – это три ряда, и мы настоятельно рекомендуем потенциальным покупателям посмотреть 11-местную модификацию Golden Dragon. В нашем варианте у сидений первого и второго ряда сбоку смонтированы откидные страпонтены, оборудованные ремнями безопасности, как и все сиденья. Откидное сиденье третьего ряда крепится с правой стороны прямо к кузову.
Ступица переднего колеса |
Ездовой "дракон"
Что касается ездовых качеств китайских микроавтобуса и фургона, то их можно оценить твердой "четверкой" с плюсом. Для коммерческого автомобиля, занятого на разъездной работе, у них хорошая разгонная динамика, что, по всей вероятности, достигнуто благодаря грамотно подобранному передаточному отношению главной передачи и КП. К сожалению, конкретных данных у нас нет. По заявлению дилера, задний мост Dana идентичен тем, что устанавливают на южнокорейские микроавтобусы KIA. Сопоставлений не делали, но вполне может оказаться, что конструкция моста аналогична фургонам Mazda E2200 серии SR, которые были родоначальниками микроавтобусов и фургонов KIA Besta/Pregio.
Сиденье водителя закреплено на крышке, которая является своеобразным капотом для двигателя и аккумуляторной ниши. Если с поднятием и фиксацией моторной крышки в автобусе не было проблем, то они возникли в фургоне. Как бы ни складывалась спинка сиденья, все равно она упиралась в перегородку фургона и не давала полностью открыть моторный отсек. К тому же она не фиксировалась, так как не доставала до крепежного ремня, а из-за этого аккумуляторную батарею извлечь очень сложно.
В обеих машинах доступ к моторному отсеку при поднятых крышках можно признать достаточно свободным только для мелкого ремонта. Для демонтажа двигателя моторный отсек придется разобрать.
Инжекторный 102-сильный мотор очень тяговит и плавно "подхватывает" на низких оборотах. Никаких рывков и надрывов. Педаль газа работает плавно, и можно спокойно держать постоянную скорость, причем долго, и нога не устает от напряжения. К нашему удивлению, очень четко работал тросиковый рычаг привода КП. Обычно с такой системой привода бывают задержки включения передачи или неточность. А на "Драконах" все работало, как швейцарские часы, и во многом это была заслуга мягкого сцепления. Обратили мы внимание и на то, что система выпуска автомобилей оборудована нейтрализатором отработавших газов, что хотя бы для собственного спокойствия гарантирует выполнение требований минимума Euro 2.
Система выпуска с нейтрализатором и датчиком температуры отработавших газов |
Больше всего понравилась управляемость. Обод руля небольшого диаметра, удобный в обхвате, ГУР работает беззвучно, но эффективно, даже если колеса вывернуты до упора вправо или влево. Разгонишься на ледяной площадке и "поболтаешь" немного автомобиль, а затем с удовольствием вытаскиваешь его из заноса. Приятно чувствовать, как машина тебя слушается. Даже несмотря на то, что на обоих автомобилях была установлена летняя "резина". Кстати, она доставила много неприятных минут на трассе при перегоне автомобилей из Москвы на Дмитровский автополигон и обратно. Для безопасности пришлось ехать не спеша, и стоило только прибавить "газку", как машину начинало ощутимо заносить. По этой же причине (летняя "резина", укатанный снег на динамометрической дороге) тест на курсовую устойчивость и продольное раскачивание кузова пришлось отложить, поскольку при скорости 60 км/ч и микроавтобус, и фургон срывались в неуправляемый занос.
На асфальте с наледью и укатанном снегу замедление при торможении на микроавтобусе и фургоне давало вполне прогнозируемые результаты, только заявленной системы ABS мы не обнаружили: то ли ее нет, то ли она не отрегулирована.
И стояночный тормоз отличный, особенно его рычаг, как на старых "Москвичах" или на "Волгах". Вытащил на себя – и тросиковая система с несколькими блоками удерживает машину на приличном уклоне. Кстати, если один из блоков потребует замены, то потом не потребуется заново регулировать стояночный тормоз.
По общим впечатлениям, китайские Golden Dragon не требуют снисхождения при оценке. Дизайн и качество комплектующих, маневренность, динамика были продемонстрированы не хуже ожидаемых. За это ставят "четверку".
"Пятерку" хочется поставить за результаты инструментальных тестов, в том числе по расходу топлива – с учетом зимней эксплуатации (пробуксовка на летней "резине", постоянно включенная печка и световое оборудование) потребление бензина Аи-92 оказалось даже ниже заявленных заводом-производителем 9...12 л/100 км. Идиллию нарушили досадные недостатки – Golden Dragon плохо подготовлены к зиме. Авансом призов мы не раздавали, но после зимнего теста китайские микроавтобус и фургон XML6482E в сложившихся условиях все же заслуживают твердой "четверки".