К 10-летию вхождения в PACCAR
75 лет назад голландский механик Хуб ван Доорн организовал в г. Эйндховене небольшую механическую мастерскую, с которой начинается история знаменитой ныне марки DAF. Развитию дела помог владелец местного пивоваренного завода г-н Арнольд Хьюнгес, поверивший в инженерный и организаторский талант Хуба. Для новой, более просторной мастерской он предоставил в 1928 году только что построенное здание пивоварни и стал компаньоном Хуба по бизнесу. В течение многих лет Хуб помогал Хьюнгесу в оснащении пивоваренного завода оригинальным оборудованием и с его ремонтом, поэтому в успехе нового дела у богатого спонсора сомнений не возникало.
В новой мастерской начал работать и младший брат Хуба Вим, ставший впоследствии хорошим экономистом. Успехи молодого предприятия позволили через два года переехать в более просторное помещение, где начали ремонтировать и изготовлять прицепы к грузовикам. В 1932 году владельцы компании решили назвать ее «Фабрика по производству прицепов ван Доорнов» (Van Doorn's Aanhangwagen Fabriek), или сокращенно – DAF.
Постепенно от производства разного рода прицепов, полуприцепов и специализированных кузовов, монтируемых на шасси грузовых автомобилей, были сделаны шаги к самостоятельному проектированию и налаживанию выпуска оригинальных грузовых автомобилей.
Три шага к производству грузовиков
Надо думать, что если бы не Вторая мировая война, первый грузовик DAF мог появиться уже в начале 1940-х годов. Предпосылок к этому было достаточно. Инженеры под руководством Хуба ван Доорна уже проявили свое оригинальное мышление и продемонстрировали нетрадиционные подходы к решению задач, по меньшей мере три раза удивив европейских специалистов в 1930-е годы.
Во-первых, им удалось разработать интересный прицеп с независимой подвеской колес на поперечной листовой рессоре, оборудованный энергоаккумулятором с пружинно-вакуумной камерой. В случае нарушения связи между тягачом и прицепом это устройство автоматически затормаживало колеса прицепа, предотвращая аварию.
Вторым оригинальным детищем конструкторов компании стал прицеп-самопогрузчик с краном, который мог обрабатывать контейнеры прямо с железнодорожной платформы.
Третье изобретение, успешно внедренное на заводе, касалось непосредственно грузовиков – конверсия двухосных машин в трехосные с колесной формулой 6х4. Военный инженер Ван дер Траплен совместно с Хубом ван Доорном разработали в 1937 году конструкцию тележки с двумя ведущими мостами, которую легко можно было установить вместо стандартного заднего моста двухосного грузовика. Благодаря армейским заказам репутация компании DAF повышалась с каждым десятком переделанных грузовиков, поступающих на государственную службу. Так подготавливалась почва для перепрофилирования завода по выпуску прицепов в автозавод.
Послевоенные успехи и трудности
Осуществить мечту и собрать первые два экспериментальных грузовика братьям ван Доорнам удалось только в 1948 году. Автомобили имели прогрессивную конструкцию с кабинами, устанавливаемыми над двигателями, и были рассчитаны на транспортировку 5 и 10 т груза. Через год, после опытной эксплуатации, началось серийное производство автомобилей, однако грузоподъемность первых двух моделей А30 и А50 ограничили 3 и 5 т соответственно. Завод, не имея собственного моторного и агрегатного производства, широко использовал комплектующие других продуцентов. Дизельные двигатели поставляла английская фирма Perkins, бензиновые моторы – американская Hercules, коробки передач – Borg and Beck, а ведущие мосты – Timken. После войны спрос на грузовые автомобили был огромный, и первые 150 машин, произведенных в течение года, мгновенно нашли покупателей.
Вовремя полученные кредиты и наличие готового бизнес плана позволили уже в 1950 году воплотить идею о постройке нового производственного комплекса для сборки грузовых автомобилей. Сокращенное название компании DAF было решено сохранить, а полное изменилось: предприятие стало называться «Автомобильная фабрика ван Доорнов» и в 1950 году сумела выпустить 1036 автомобилей. Первые 10 тысяч грузовиков были собраны к весне 1955 года.
В течение последних пятидесяти лет конструкция грузовых автомобилей DAF не только не уступала, но даже часто превосходила европейский уровень. Покупные двигатели на машины устанавливали до 1956 года. В тот год DAF сам начал производить моторы, правда, по лицензии Leyland. К 1959 году появились и собственные разработки бензиновых и дизельных двигателей. Современные моторные цеха, оснащенные первоклассным оборудованием, снабжали грузовые автомобили долговечными и простыми в обслуживании силовыми агрегатами. В 1973 году впервые в автомобилестроении инженеры фирмы DAF совместили турбонаддув на дизеле с системой промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Сейчас необходимость интеркулера очевидна, а тогда это вызвало неоднозначное толкование.
К началу 1970-х годов компания DAF производила не только грузовики нескольких обширных семейств и прицепной состав к ним, но и автобусы, и малолитражные легковые автомобили DAF 33, 44, 55 и 66, оснащаемые клиноременной трансмиссией DAFVariomatic, работающей по принципу фрикционного вариатора с ленточными ремнями. Легковушки стали основой для создания легких развозных фургонов и пикапов.
Слабая дистрибуция и снижение спроса на легковые машины, связанное с энергетическими кризисами 1973 и 1975 годов, вынудило руководство фирмы продать компании Volvo в 1976-м завод по выпуску легковушек и сосредоточиться на грузовой тематике. К 1979 году завод выпускал ежегодно до 15 тыс. грузовиков и 1 тыс. автобусов.
Финансовые успехи, достигнутые компанией к началу 1980-х годов, позволили существенно увеличить производственный потенциал удачной покупкой двух зарубежных компаний – английской British Leyland и испанской Pegaso. Казалось, перспективы развития благоприятны, однако в начале 1990-х Европу потряс серьезный экономический кризис, приведший к значительному спаду продаж грузовых автомобилей, растянувшийся на несколько лет. Филиал DAF в Великобритании пришлось продать, а положение самой компании было на грани банкротства. Спасло компанию государство. Заводы не остановились, долги были выплачены, а у фирмы появилось новое название DAF Trucks NV.
Последствия кризиса неблагоприятно отразились на деятельности компании в течение нескольких последующих лет, и, чтобы обезопасить DAF Trucks от подобных неприятностей, новое руководство пошло на решительный шаг – продажу в 1996 году компании американскому концерну PAССAR, производителю грузовиков, известных под марками Kenworth и Peterbilt. Последовавшие солидные финансовые вливания позволили не только стабилизировать положение голландского партнера, но и приступить к гигантской работе по замене прежнего модельного ряда. За обновленной серией тяжелых 95XF увидела свет новая гамма средних грузовиков CF, потом настал черед легкого семейства LF.
DAF Trucks сегодня
К десятилетнему юбилею вхождения в корпорацию PACCAR компания DAF подошла с прекрасными результатами. В 2005 году было выпущено рекордное количество средне и крупнотоннажных грузовиков CF и XF – 41 200 ед. Вместе с 11 300 грузовиков легкой серии LF, произведенных в Великобритании компанией Leyland, суммарный выпуск автомобилей с эмблемой DAF достиг 52 500 ед. Производственные достижения обеспечили увеличение объема продаж. Рыночная доля DAF Trucks в европейском сегменте грузовиков с полной массой свыше 15,0 т выросла до 13,7%, а в сегменте с полной массой от 6,0 до 15,0 т – до 9,4%.
Огромные финансовые вливания, произведенные концерном PACCAR в конце 1980-х – начале 1990-х, через годы стали приносить ощутимую пользу. Разработка нового семейства дизелей DAF, строительство современного моторного завода, существенное обновление сборочного цеха в Эйндховене и цехов по производству мостов и кабин на заводе в Вестерло привели к тому, что грузовики DAF стали по конструкции одними из самых совершенных среди многочисленных конкурентов, значительно улучшилось качество, что не могли не оценить покупатели.
Главным рынком компании является голландский: один из трех тяжелых магистральных грузовиков, проданных в 2005 году, покинул конвейер завода в Эйндховене. Вторым по значимости оставался в 2005 году рынок Великобритании. Каждый четвертый тяжелый грузовик, проданный там в 2005 году, был с эмблемой DAF. В секторе тяжелых грузовых автомобилей с полной массой свыше 15,0 т доля продукции DAF Trucks в 2005 году достигла рекордных 26,8% (в 2004-м – 23,2 %). В Бельгии, третьем по объему продаж европейском рынке DAF Trucks, один из пяти проданных в 2005 г. грузовиков был произведен в Нидерландах, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукции компании. Так, в ФРГ грузовики компании DAF Trucks самые востребованные из импортируемых, а рыночная доля фирмы достигла в 2005 г. 8,1%. Еще выше этот показатель во Франции (13,1%), Испании (10,9%) и Италии (8,7%). В этих четырех странах суммарная доля продаж достигла 42% от общего объема реализации в странах Западной Европы, что является огромным достижением по сравнению с 1995 годом, когда этот показатель был равен 20%. Кроме успехов в странах Западной Европы рост продаж наблюдается и в Австрии, Новой Зеландии, Южной Африке, странах Ближнего Востока.
Что касается России, здесь можно говорить об огромном, пока нереализованном потенциале для фирмы DAF Trucks, кстати, много лет не имеющей даже своего официального представительства. Сейчас роль представителя играет бельгийский импортер, фирма VHDAF, проявляющая достойную активность и даже представившая на нашем рынке специальную российскую версию «Перспектива» DAF CF 85/340, магистральный тягач, комплектация которого в наибольшей степени соответствует требованиям отечественных перевозчиков.
Обновление семейств LF и CF
В мае 2006 года компания DAF Trucks объявила о начале производства обновленных семейств грузовых автомобилей серий LF и CF. Вслед за январским дебютом флагмана гаммы, магистрального тягача DAF XF105 произведена глубокая модернизация грузовиков легкого и среднего классов, затронувшая внешний дизайн кабины, интерьер, компоновку узлов и систем на раме, силовые агрегаты (теперь они соответствуют экологическим стандартам Euro 4 и Euro 5). Новые модели грузовиков эффективнее в эксплуатации, в частности их расход топлива снижен на 4%.
Грузовики серии LF относятся к сегменту транспортных средств с полной массой от 6,0 до 21,0 т, а модели серии CF, имеющие чрезвычайно широкий спектр задач, принадлежат к классу машин с полной массой от 18,0 до 40,0 т и даже выше.
Изменения экстерьера кабин обеих серий можно охарактеризовать как фейслифтинг: обновлены верхняя и нижняя облицовки радиатора, увеличены зеркала заднего вида, комбинированные фары со световозвращателями в новых металлических бамперах. Улучшенная светотехника определенно указывает на сходство моделей CF и XF105. По желанию заказчика на автомобили устанавливают дополнительные световые приборы типа «кошачий глаз».
Интерьер кабины претерпел более заметные изменения. Кроме применения отделочных материалов высокого качества и приятной фактуры полностью переработана панель приборов с дисплеем в центре, на который выводится информация о важнейших функциях автомобиля и двигателя, причем на любом из двенадцати языков. Рулевое колесо стало многофункциональным. Встроенные в него переключатели управляют системой круиз-контроля, работой моторного тормоза, телефоном и др. На рулевой колонке расположены органы управления автоматизированной коробкой передач (только на автомобилях серии CF), а в центре рулевого колеса по заказу размещают подушку безопасности. На грузовиках серии LF органы управления автоматизированной коробкой передач AS Tronic установлены рядом с сиденьем водителя. Цифровой тахограф расположен над ветровым стеклом, предусмотрены разъемы для подключения опционных аудиооборудования, видеокамеры заднего обзора и навигационной системы.
Для обновленных грузовиков серии LF инженеры DAF Trucks разработали новые дизельные двигатели PACCAR: 4-цилиндровые FR и 6-цилиндровые GR. В 2006 г. они предлагаются в исполнениях, соответствующих стандарту Euro 4. При рабочем объеме 4,5 л дизели PACCAR FR развивают мощность от 140 до 180 л.с. в зависимости от модификации, а дизели PACCAR GR с рабочим объемом 6,7 л – от 220 до 280 л.с. Увеличение рабочего объема (прежние дизели PACCAR, соответствующие нормам Euro 3, имели рабочий объем 3,99 и 5,9 л) и переход на систему впрыска Common Rail с общей топливной магистралью позволили увеличить значения максимального крутящего момента на 22%. Впервые на грузовиках серии LF по заказу устанавливают 6-ступенчатую механическую КП AS Tronic с автоматизированным переключением ступеней.
Грузовые автомобили семейства CF65 комплектуют 6,7-литровыми дизелями PACCAR GR мощностью от 220 до 280 л.с. и в качестве дополнительного заказного оборудования, коробкой передач AS Tronic. Семейство CF75 снабжают более мощным 9,2-литровым дизелем PACCAR PR, развивающим от 250 до 360 л.с. Самые мощные дизели PACCAR MX с рабочим объемом 12,9 л находят применение на тяжелых грузовиках CF85. Они рассчитаны на отдачу от 360 до 510 л.с., при этом грузовые автомобили этой гаммы работают в качестве магистральных тягачей или на строительстве.
Ввиду того что с октября 2006 года новые грузовые автомобили, продаваемые в Европе, должны соответствовать экологическому стандарту Euro 4, руководство DAF Trucks сделало ставку на применение технологии SCR. Применение на новых двигателях PACCAR системы SCR обеспечивает ограничение удельного количества твердых частиц в выхлопных газах до величины 0,02 г на кВт/ч без использования сажевого фильтра и гарантирует соответствие требованиям стандарта Euro 5, ввод в действие которого в Европе намечен на 2009 год. Впрыск в выхлопную систему специального раствора AdBlue приводит к преобразованию оксидов азота в каталитическом нейтрализаторе в азот и воду.
Новые грузовики серий LF и CF отличаются от прежних оптимизированным размещением пневмобаллонов тормозной системы, топливных баков, ящиков для инструмента и т.д. Ресиверы смонтированы на внутренней стороне рамы, что дало возможность увеличить объем топливных баков на внешней стороне рамы. Магистральные тягачи серии CF могут комплектовать баками общей вместимостью до 1500 л. В этом случае вместимость резервуара для раствора AdBlue должен составлять 75 л, а дальность хода автопоезда без дозаправки достигает 5000 км.
На грузовиках серии LF вместимость бака для раствора AdBlue не превышает 26 л, что достаточно для пробега 2500 км. В результате применения SCR заявленный расход топлива уменьшился на 4% (по сравнению с расходом топлива грузовиков, оснащенных прежними дизелями, соответствующими нормам Euro 3). Межсервисные интервалы увеличены для моделей семейства LF до 55 тыс. км пробега и для семейства CF – до 150 тыс. км.