Казахстан – не только страна, но и марка троллейбуса!
В Алма-Ате, одном из крупнейших мегаполисов Казахстана, практически каждый третий городской троллейбус имеет характерный азиатский дизайн. Приглядевшись, на передней части машины увидишь марку «Казахстан». Подобные троллейбусы не встретишь больше нигде, кроме как в Алма-Ате и Астане, где их количество в совокупности перевалило за 100 единиц.Пассажирский полуприцеп, собранный на заводе «Электромаш» в начале 90-х годов из кузова троллейбуса ЗИУ-682
Трудовое прошлое – основа завтрашнего дня
Предприятие, которое сегодня в Казахстане всем известно как производитель троллейбусов и автобусов, было основано в 1960-е годы как Алма-Атинский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. Специфика и выпуск номенклатуры были стандартными для всех РТТЗ, входивших в структуру МЖКХ СССР, и завод исправно работал вплоть до начала 90-х годов, когда во все уголки страны пришла эпоха перемен.
Объемы капитального ремонта на заводе сократились уже в 1991–1992 гг., тогда же завод был выведен из государственной собственности и получил новое наименование, которое сохранил до сих пор – «Электромаш». С завершением эпохи РТТЗ капитальный ремонт трамваев был прекращен из-за массового закрытия трамвайных линий в близлежащих городах. Стратегией «Электромаша» в первой половине 90-х стала сборка кузовов троллейбусов ЗИУ-682Г-012, которые поставлялись напрямую с Энгельсского завода им. Урицкого (ЗИУ), одного из держателей акций завода «Электромаш». Попытки найти новую нишу в производстве в середине 90-х годов заставляли завод экспериментировать – так на базе троллейбуса ЗИУ-682 был создан пассажирский полуприцеп.
Троллейбус svkoda-14Тр, собранный на совместном предприятии «Шкода-Алма-Ата» в 1997 году |
В качестве тягача и основного движущего средства был использован автомобиль КамАЗ, а в качестве пассажирского модуля на прицепной основе послужил корпус троллейбуса ЗИУ-682. Идея массового производства троллевозов так и не получила развития на Электромаше, но впоследствии была позаимствована и позже уже завод им. Урицкого в 1995–1996 гг. создал свой аналог алма-атинского изобретения – пассажирский прицеп «Тролза-6020» с тягачом на базе автомобиля ЗИЛ. Выпуск троллейбусов из готовых кузовов ЗИУ-682Г, который стал основным видом работы всего предприятия, к 1996 году практически полностью был свернут, тогда же началось медленное увядание завода, производственные цеха опустели, а новая техника перестала выходить с территории завода...
Еще в 1996 году была высказана идея о том, что в Казахстане должно быть создано собственное производство городского пассажирского транспорта и в частности троллейбусов. Реализовать задуманное тогда не представлялось возможным из-за того, что не было ни оборудования для производства, ни опыта. В 1997 году в Алма-Ату поступили первые 5 троллейбусов модели svkoda-14Тр. Троллейбусы поступали из Чехии с завода
svkoda-Ostrov в видемашинокомплектов, сборка которых была организована на совместном чешско-казахстанском предприятии «Шкода-Алма-Ата».
Троллейбус «Казахстан» образца 2003 году, эксплуатирующийся в Астане |
Предприятие функционировало недолго, всего за период с 1997–1999 гг. было собрано 32 троллейбуса svkoda, которые передали в эксплуатацию в Алма-Ату. Лишь один троллейбус из этой партии, который изначально поступил в «Алматыэлектротранс», был торжественно подарен коллегам-электротранспортникам города Астаны.
В 1999 году на базе завода «Электромаш» было создано ТОО «Электротранс-Сервис», которое начало формировать коллектив, задачей которого было создание собственного производства троллейбусов. В начале 2000 г. на предприятии был создан конструкторский отдел, который возглавил кандидат технических наук Мукашев Марлен Шапамбаевич. В том же году ТОО «Электротранс-Сервис» изготовило свой первый троллейбус, который положил начало целому семейству троллейбусов
«Казахстан». Именно такое название, «Казахстан», было дано алма-атинским «рогатым», которые с 2000 года начали поступать в троллейбусные парки южной столицы. Особенности первого «Казахстана» заключались в широком применении пластиковых элементов. Специально для троллейбусного завода изготовление передней пластиковой маски, подножек, панели приборов водителя было освоено на предприятии «Акжол». Стоит заметить, что это предприятие оставалось верным заводу на протяжении всех семи лет, сколько существует производство, и специфика фирмы «Акжол» – работа исключительно с троллейбусным заводом.
Троллейбус «Казахстан» образца 2006 года |
Первая модель троллейбуса «Казахстан» имела похожие с энгельсским ЗИУ-682 габариты кузова, электрооборудование. Отличия состояли в том, что на троллейбусе были установлены новые двухстворчатые двери поворотно-сдвижного типа, вклеенные в межоконные проемы стекла, новые сиденья в пассажирском салоне, в кабине водителя была изменена планировка размещения контакторной панели, силового оборудования. Первая модификация имела свои особенности, например, часть троллейбусов была сделана с вынесенным на крышу электрооборудованием.
В 2003 году на заводе с официальном визитом посетил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который ознакомился с производством, осмотрел цеха. В том же году завод участвовал в тендере на поставку сначала 10, а затем еще 14 троллейбусов в столицу Казахстана – город Астану. 2003 год был самым успешным для завода – было изготовлено 38 троллейбусов.
В 2004 году были проведены работы над дизайном передней маски троллейбуса, когда вместо передних фар от легкового автомобиля Daewoo стали устанавливать переднюю блок-фару с автофургона «ГАЗель» (см. фотов содержании, с. 7). Коснулись изменения и кабины водителя, где была изменена конфигурация перегородки. Если на первых троллейбусах она имела дверь из кабины в салон (аналогичная планировка применялась на троллейбусах «svkoda-14Тр»), то на модификации «Казахстан» 2004 года заканчивалась у подножки входной двери, а с обратной стороны этой перегородки была размещена контакторная панель.
Главный стапель завода «Электромаш», приобретенный на заводе svkoda-Ostrov в 2005 году |
С приобретением в 2005 году стапеля с закрытого в тот период чешского завода svkoda-Ostrov троллейбусы «Казахстан» существенно изменились внешне. Уже в 2005 году завод представил первый казахстанский низкопольный троллейбус, тоже получивший название «Казахстан». Троллейбус создавался специалистами завода при участии чешской стороны, которую представлял бывший главный конструктор завода «svkoda-Ostrov Станислав Коуцкий. Низкопольный «Казахстан» имел полностью низкий уровень пола по всему салону, тяговый двигатель был смещен и находился в задней части кузова троллейбуса. Электрооборудование было размещено на крыше, как у svkoda -21Тр – над задней входной дверью. Все последующие модели троллейбусов «Казахстан», собранные на стапеле svkoda, отдельными элементами были похожи на чешский троллейбус svkoda-21Тр, который выпускался в 1996–2005 гг.
В 2006 году завод изготовил еще два отличающихся друг от друга троллейбуса «Казахстан». Внешние различия этих троллейбусов – передние маски и принцип размещения фар. Общие черты – вынесенное на крышу электрооборудование по чешскому принципу, в контейнере. У шестой по счету модификации «Казахстана» контакторная панель была вынесена из кабины водителя и размещена в задней части кузова, а обслуживание производилось с внешней стороны троллейбуса. Перегородка кабины водителя в салоне отсутствует, а в районе средней двери уровень пола меняется, таким образом, троллейбус имеет переменный уровень пола и нестандартные, более широкие форточки, которые обеспечивают лучшую вентиляцию салона в летний период.
Полунизкопольный троллейбус, выпущенный в 2007 году |
С началом серийного производства троллейбусов ТОО «Электротранс-Сервис» в 2000 году приступил и к мелкосерийному производству автобусов. Все автобусы, изготовленные на предприятии, имеют марку «Аламан», у которой есть модификации – в зависимости от назначения. Существует 4 модификации «Аламанов»: Г – городской, МГ – междугородный и два низкопольных автобуса, один из которых имеет шасси Scania, а второй – MAN. Еще одно преимущество этого совместного производства троллейбусов и автобусов состоит в высокой степени унификации основных узлов и агрегатов. Например, у низкопольного автобус «Аламан» образца 2005 года такой же кузов, как у низкопольного троллейбуса «Казахстан».
В 2007 году завод представил новую модель троллейбуса «Казахстан» с переменным уровнем пола. В районе передней и средней дверей пол низкий и составляет 360 мм от уровня дорожного покрытия, а в задней части пол поднимается и имеет стандартные показатели. Первый такой троллейбус планируется поставить в Алма-Ату уже в этом году после оглашения результатов тендера, который прошел весной.
За семь лет коллективом транспортников ТОО «Электротранс-Сервис» была освоена и успешно выпущена целая линейка модельного ряда троллейбусов, автобусов, а сегодня на заводе думают возобновить работы по капитальному ремонту трамвайных вагонов.