Как прекратить воровство топлива?
Системы контроля расхода топлива (FMS – Fuel Monitoring System)
Сегодня воровство топлива – это хорошо организованный «бизнес». Не секрет, если водитель работает на дизельном погрузчике, то и его личная машина, как правило, ездит на солярке, а если это бензин – то и личная машина на этом же бензине. Если своей нет, то можно сбыть топливо и знакомым по сниженной цене. Таким образом, «дополнительный заработок» у грамотного водителя техники может составить до половины от официальной заработной платы.
О том, что топливо воруют, знают все – и директор, и зам, и начальник гаража, и главбух. А что поделаешь, норма расхода топлива – понятие относительное и зависит от условий эксплуатации, а в результате водитель говорит: «Перерасход». Можно перечислить основные махинации водителей.
Это использование техники и транспорта водителем в личных целях: «левые рейсы», «шабашки», работа на стороне в свой карман. Водитель может поехать по своим делам (заехать к подруге, перевезти шкаф) или полдня простоять в укромном месте. Не соблюдаются условия экономичной езды (сначала отдохнуть, а потом жми на «газ»!). При этом повышается риск попадания в аварию.
В других случаях используют слив топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются. Или, например, машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных). Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на бо’льшую сумму или заправка по карточке чужой машины. Часто практикуется слив топлива из бака, при этом cкручивают показания спидометра или моточаса.
В этих случаях предприятие теряет деньги не только на украденном топливе. Расходуется моторесурс техники, ухудшается техническое состояние машин.
Иногда начальники делятся своим опытом работы. Так, руководитель строительной компании, проезжая по МКАД, время от времени «ловит за руку» водителей своих самосвалов, припарковавшихся у обочины в ожидании чегото. Как правило, они хотят переждать время и вернуться в гараж ближе к концу рабочей смены, чтобы не ехать в следующий рейс. Другой директор компании, автомобили которой трудятся в пределах города и области, однажды поймал на заправочной станции своего водителя, который договорился с оператором АЗС о списании по топливной карте 100 л топлива при реальной заправке в бак 50! Разница в 50 л тут же возвращается водителю оператором АЗС в виде наличных, только не по 18 руб. за литр, а по 10. Талоны на топливо также реализуются без проблем.
Наверное, в условиях, когда есть возможность «подзаработать», многие не будут чураться этой возможности, и за это их будут ценить родные – деньги домой приносит! Однако для самой компании такие водители – существенная трата денег. А в крупных компаниях – десятки и сотни машин, соответственно утекшие литры топлива можно умножить на количество машин и посчитать, сколько денег можно было бы ежемесячно тратить на развитие фирмы, закупку нового оборудования.
Основной задачей руководства компаний является максимально эффективное использование парка спецтехники: снижение количества простоев, увеличение количества пройденных километров и отработанных моточасов в год. Параллельно прорабатываются возможные варианты снижения переменных затрат или себестоимости километра пробега.
Основным методом, который может дать примерную картину расхода топлива машины, является норма расхода топлива на определенный вид техники или транспорта.
Некоторые научноисследовательские учреждения предлагают применять на предприятиях специальные коэффициенты пересчета норм расхода топлива (в зависимости от погодных и климатических условий, нагрузки и др.). Теоретически это возможно, но на практике требует больших и постоянных затрат: в идеале нужно к каждому водителю приставить сотрудникаконтролера. Так, например, неоднократно вычисленная и проверенная инженерами предприятия норма расхода топлива вдруг оказывается неверной, в конце месяца показывая перерасход. В чем же дело? Вроде бы на предприятии установлен жесткий контроль, пресекающий хищение топлива. Или инженеры, которые проводили замеры расхода топлива, недобросовестно отнеслись к своим обязанностям? На самом деле все объясняется просто. По сути, любое место работы техники или транспорта – это обособленный комплекс условий и особенностей работы. На одном объекте техника перемещается по ровному плотному грунту, на другом ползает «по брюхо» в грязи, на одном объекте плечо погрузкиразгрузки 50 м – на другом километр и т. д. Или сегодня на трассе гололед, а завтра снег и туман, сегодня машина едет по холмам, а завтра по равнине! Перечислять различия можно долго. Но если условия эксплуатации различаются, можно ли говорить о требовании соблюдения жестких норм расхода топлива, может быть, они вообще не нужны?
Кто постоянно находится на объекте? Обычно это прораб или начальник участка. Это они каждую минуту видят, в каком режиме эксплуатируется техника, и только они могут подтвердить, что на данном объекте в конкретный промежуток времени условия эксплуатации техники были тяжелыми. А как все это привязать к нормам расхода топлива? Некоторые предприятия вводят коэффициенты загрузки техники, однако здесь велика погрешность и производить списание по ним неудобно.
Для контроля работы водителей используют различные методы проверки: сверка данных о количестве загруженных кузовов и реально выгруженных в месте доставки, контроль фактически выполненной работы, выборочные проверки «сомнительных» водителей и другие методы, которые, как правило, изобретаются самим руководством. Однако когда в автопарке количество техники превышает пять–десять единиц, справиться с контролем работы всей техники порой невозможно. В общем объеме сбой в работе той или иной единицы не так заметен, он пропадает в общей массе, руководство часто даже не знает об этом.
Каким образом предприятие пытается бороться с махинациями водителей и какое решение оно нашло, можно судить из рассказа начальника гаража Геннадия Арамовича Айдиньяна (ЗАО «Айсбит», Москва, автопарк около 120 единиц).
«Для нашей компании проблемы с расходом топлива были постоянной, перетекающей из месяца в месяц реальностью, аргументов для борьбы с махинациями нечестных водителей просто не было. Сначала мы установили на все машины тахографы, даже на те, которые работают только в Москве и области, по прибытии водитель каждый день сдает тахограмму диспетчеру. На основании данных мы смотрели скорость и километраж, списывали топливо из расчета пройденного пути и норм его расхода. Сразу избавились от водителей, которые приписывали себе километраж, подкручивали спидометры. Потом стало очевидно, что с помощью тахографа далеко не всегда удается получить информацию о реальном расходе. Водитель привез чеки, их сравнили с показаниями тахографа – вот, получите средний расход. А если он выше на 3; 5 или 10 литров – был перегруз, в пробке стоял, ехал в гору… Нередко привозили поддельные чеки. Затем мы перешли на заправку топливными картами: будьте добры, заправляйтесь только на специальных АЗС, про наличные деньги забудьте. В конце месяца топливная компания присылает отчет о заправках, произведенных по каждой топливной картое, с указанием времени и объема заправки. Можно сравнить чеки с этой таблицей и в случае расхождения данных, потери чеков спросить с водителя. Однако расход топлива оставался выше установленных норм. Мы стали рассматривать различные системы контроля расхода топлива. Наш выбор остановился на российском производителе, компании OmniCOMM, которая поставляет и устанавливает систему контроля расхода топлива.
Сначала оснастили четыре автомобиля. Затем в течение четырех месяцев оснастили весь автопарк, от автомобилей 1,5 т до седельных тягачей: «ГАЗели», MercedesBenz Sprinter 410D, MercedesBenz Vario 814D, DAF 45, MercedesBenz Actros 2540, MercedesBenz Actros 1840. В случае установки расходомера важно сразу же попасть в цель. В противном случае водительский персонал найдет слабые места системы, и установка не принесет результатов. Система должна работать безотказно.
После первого месяца эксплуатации система дала ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля. Водители очень часто договариваются с оператором АЗС о чеке. Сверяя чеки с реальными заправками, мы увидели расхождения до 300 л топлива в месяц на полуторатонный грузовик и до 1000 л – на седельный тягач. Экономия получилась приличная, не говоря уже о поддельных чеках и сливах – это проверить очень легко, отчет составляется за несколько секунд, все действия водителя, как на ладони. Многие автомобили оснащены холодильными агрегатами, которые подключены либо к отдельному топливному баку, либо к основному. Раньше водители говорили о том, что перерасход вызван постоянной работой холодильного агрегата, а теперь видно, что топливо либо сливалось из бака, либо есть расхождения реальной заправки в бак с чеком. У нас на хладокомбинате жесткие нормы: погрузка должна начаться в 5.00 утра, не раньше. До этого водитель мог загрузить автомобиль вечером, оставить работать на холостом ходу и пойти спать, а утром подойти к 8.00 и спокойно поехать по маршруту. Теперь видно, когда двигатель был заведен. Водители удивляются: «Откуда вы знаете, что я начал загружаться в 4.25 утра?»
Узнав реальную картину оборота топлива, некоторых водителей сразу уволили, с некоторых продолжаем взыскивать за топливо. А те, к кому не было вопросов, продолжают нормально работать. Нормы расхода значительно снизились, появилось то, к чему стремились, – экономия. Для хладокомбината это огромные суммы сэкономленных денег. Мы стали анализировать режим труда и отдыха, эффективность работы каждой машины. Система позволяет выявить любой перерасход, в том числе связанный с неисправностями топливной или иной системы автомобиля, ведь не все водители позволяют себе махинации с топливом, есть и честные. Были случаи, когда на автомобиле увеличивался расход, и выяснялось, что надо отремонтировать турбину и др. Мы для себя открыли и другие преимущества системы: если заправочная колонка заправляет топлива немного меньше, мы это видим, если разница между чеком и заправкой составляет около 10% и повторяется на нескольких автомобилях именно на этой заправке, а на других все нормально, то мы сообщаем об этом топливной компании».
Система FMS (Fuel Monitoring System) производится компанией «Омникомм Технологии» и включает три основных компонента: устройство FMS (черный ящик) и высокоточный емкостной датчик уровня топлива (погрешность не более 1%), которые в комплексе устанавливаются на транспортное средство, и устройство считывания для компьютера в офисе.
Основные достоинства системы FMS по сравнению с другими методами контроля – большая информативность (кроме расхода топлива предоставляется информация о параметрах работы транспортных средств и спецтехники); низкая стоимость оборудования и высокая окупаемость (менее месяца); невмешательство в работу топливной аппаратуры (оборудование не может повлиять на подачу топлива в двигатель, на работу ТНВД и другого дорогостоящего оборудования топливной системы); универсальность устройства (устанавливается на любую технику); простота монтажа и эксплуатации, например, широкий диапазон рабочих температур от –50° до +85°; невозможность незаметного вмешательства в работу устройства, антивандальная защита (отсутствие элементов настройки и индикации на оборудовании, которые можно было бы изменять, подкручивать); удобное программное обеспечение, возможность экспорта данных в другие программы; получение экономии от контроля и прекращения обмана со стороны водителей; повышение эффективности использования парка за счет повышения экономичности вождения, анализа выполнения рейса по топливу, отслеживания и оптимизации непроизвольных простоев; косвенный контроль исправности топливной системы по расходу топлива и анализу общей загруженности транспорта.
Каждый руководитель сам выбирает, по какому пути идти. Нужно ли контролировать водителей? «Воруют, ну и пусть воруют!» – скажет один руководитель, причем, как правило, это предприятие имеет либо небольшой автопарк, либо это государственное предприятие, где тратятся бюджетные средства. – «Зато они к машине, как к кормилице, бережно относятся».
Наверное, отношение водителя к машине зависит всетаки от человека. Есть водители, которые выполняют и работы больше, и бензина всегда хватает, и в салоне чисто, и машина меньше на ремонте, а есть такие, которые постоянно говорят, что «в пробке целый день стоял, сделал мало, а бензина истратил много, завтра опять с утра на заправку ехать придется», и машина как «загнанная лошадь».
Многие компании с высказанной точкой зрения не согласятся. Контроль необходим: каким образом эксплуатируется техника, ведь за ее покупку платило предприятие, соответственно и эксплуатировать ее должно именно оно в своих целях и деньги на бензин тратить в соответствии с работой техники.
Опытом многих предприятий доказано, что наилучшим способом контроля за эксплуатацией техники и контролем расхода топлива является система FMS компании «Омникомм Технологии». Она не только предоставляет достоверную информацию, но и выдает эту информацию в виде, удобном для составления отчетов по всему парку техники, позволяет оптимизировать процесс работы (техника меньше простаивает, больший объем работ выполняется и т. д.).