«Стопроцентные американцы»
За долгие годы в США и Канаде сформировался особый тип типичного магистрального грузовика, хорошо знакомый россиянам по многочисленным фильмам и резко отличающийся от своего аналога родом из Европы. Стремление к получению максимальной прибыли от эксплуатации автопоезда на дальних перевозках нашло отражение в специфических американских технических требованиях, касающихся грузовиков, что объясняет саму концепцию тягача, апробированную в течение многих десятилетий.
Кроме общих ограничений, действующих на всей территории США, существуют местные законы, принимаемые властями отдельных штатов. Тем не менее, полная масса типичного для США пятиосного автопоезда, предназначенного для работы на дорогах всей страны, не должна превышать 36 290 кг. В США популярны капотные тягачи со спальным отсеком за кабиной. Грузоподъемность такого автопоезда составляет обычно 22–23 т при объеме кузова двухосного полуприцепа 100–104 м3.
Дальние рейсы по прямым автомобильным дорогам отличного качества, выполняемые в течение нескольких суток, не могли не отразиться на конструкции магистральных американских тягачей. В настоящее время в тройку лидеров по производству этих машин в США входят три фирмы: Kenworth Truck Company, Peterbilt Motor Company (обе входят в корпорацию PACCAR, так же, как и европейский DAF), а также Freightliner Corporation (собственность DaimlerChrysler). В общей сложности они ежегодно выпускают на рынок порядка 100 тыс. тяжелых грузовиков, обладая производственными возможностями для выпуска 180–200 тыс. машин.
Для того, чтобы познакомиться с типичными представителями таких интересных, «чисто американских», автомобилей достаточно внимательно приглядеться к моделям обширного семейства компании Kenworth, вобравшим в себя много интересных особенностей. По конструкции они, прямо скажем, весьма консервативны и не подвергаются модернизации в течение десятилетий. Одно из главных достоинств магистральных грузовиков Kenworth – их высокая долговечность, оцениваемая в 2–2,5 млн. км пробега. Отметим, что такой километраж, безусловно, предусматривает замену основных агрегатов, включая двигатели, в то время как мощная рама, стеклопластиковое оперение и алюминиевая кабина выдерживают в сухом климате до 20–25 лет.
Вторым достоинством автомобилей является высокая надежность. Её обеспечивают особые конструкторские решения и высочайшее качество изготовления любого агрегата, узла или детали. Особое внимание уделяется созданию коммутационных сетей (электропроводка, трубопроводы), которые не могут перетираться, обрываться и т.п. Все электрические контакты, как правило, выполняются герметичными, а шланги пневмо- и масломагистралей по технологии изготовления близки к авиационным. Патрубки системы охлаждения двигателей содержат комбинацию из стальных (угловых) трубок и прямых силиконовых шлангов, соединяемых с помощью специальных хомутов. Аккумуляторные батареи в теплоизоляционных корпусах имеют подрессоренные основания, исключающие передачу вибрации рамы на корпуса аккумуляторов. Рамы тяжелых грузовиков отличаются почти полным отсутствием сварных швов и имеют болтовые соединения отдельных элементов, которые при необходимости можно подтягивать. Кабины и спальные отсеки изготавливают из алюминиевых сплавов, при этом при соединении деталей используют авиационные заклепки.
Особо следует сказать о богатой комплектации тягачей, доступной клиенту-заказчику машины, частному лицу – водителю или транспортной компании. Учитывая, что изготовление всех машин идет строго под конкретный заказ, можно с уверенностью утверждать – встретить на дорогах два абсолютно одинаковых грузовика даже одной модельной серии – большая редкость.
Для более подробного знакомства с подходами к созданию магистральных грузовиков в компании Kenworth мы выбрали модели серии «600», с нашей точки зрения – наи-более интересные из появившихся за последние десятилетия. Впервые представленная в 1985 г. серия «600» открыла эру «аэродинамических» капотных магистральных тягачей. Впервые при разработке подобных машин особое внимание уделили снижению сопротивления автопоезду встречного потока воздуха за счет придания оперению тягача более обтекаемые формы.
В результате нового подхода к внешнему виду тягачей, а также установке дизелей с более высоким КПД удалось добиться снижения расхода топлива на 14–22% по сравнению с прежде выпускавшимися моделями с угловатой формой капота и крыльев и старыми силовыми агрегатами. Серия «600» впервые получила сильно наклоненный узкий капот двигателя, крылья передних колес, напоминающие профиль самолетного крыла, все внешние углы оперения и кабины были скруглены.
На автомобилях появились боковые панели, играющие роль обтекателей топливных баков, спойлеры, уменьшающие степень завихрения воздуха между кабиной тягача и полуприцепом, верхний дефлектор с регулируемой по наклону створкой и передний «обтекаемый» бампер из полиуретана. Непривычная для покупателей грузовиков внешность нового семейства получила неожиданно очень высокую оценку транспортников.
Любопытно, что модели серии «600» нынешнего модельного года мало, чем отличаются от своих предшественников 1985 г. Подсчитано, что по сравнению со старыми грузовиками они при среднем ежегодном пробеге автопоездов в 125 тыс. миль экономят своим владельцам до $1,5 на каждый галлон сжигаемого топлива. Уменьшенный до 46 дюймов передний свес при узком наклонном капоте обеспечивает отличную обзорность вперед, а увеличенный до 56° максимальный угол поворота внутреннего переднего управляемого колеса позволяет добиться очень хорошей маневренности: диаметр поворота трехосной модификации с колесной базой 155 дюймов составляет лишь 56 футов.
Для лучшей ремонтопригодности и снижения стоимости ремонта капот выполнен не целиком из стеклопластика, как прежде, а из трех отдельных легкосъемных элементов. В 2004 г. серия «600» выпускается с колесной формулой 4х2 или 6х4 и включает в себя модели с полной массой 15,0–27,5 т (в составе автопоезда до 84 т), рассчитанные на скоростные перевозки грузов по дорогам очень высокого качества. Устанавливаемые на тягачи дизели с диапазоном мощности от 334 до 608 л.с. сблокированы с механическими коробками передач производства разных фирм.
На выбор предлагается ряд спальных отсеков, состоящий из семи различных «пристроек» к кабине, отличающихся как по полезному объему, так и по возможности их оснащения. Рамы (разные по прочности) подбираются при заказе машины, исходя из нагрузки и условий эксплуатации тягача. Наряду с несколькими типами стальных рам можно заказать алюминиевую раму для получения большей грузоподъемности автопоезда при заданной полной массе.
В процессе разработки грузовика, рассчитанного на дальние перевозки, эргономике посадки водителя уделяется особое внимание. На серии «600» устанавливаются удобные кресла с подлокотниками, имеющие множество регулировок, регулируемая по высоте и углу наклона рулевая колонка, выполненная в традициях фирмы, панель приборов с круглыми циферблатами.
Различные исполнения спальных отсеков дают лучшее представление о той заботе, которую проявили создатели грузовика к экипажу машины. Удобные кровати, компьютер, телевизор, кондиционер, холодильник, книжная полка, шкаф для одежды, множество багажных отсеков – все это предусмотрено для отдыха «дальнобойщика» в дороге, необходимого для его эффективной последующей работы.
Закончить статью хотелось бы, акцентируя внимание читателей еще на одном важном аспекте, характеризующем американские «магистральники». Порой, находясь вдали от станций технического обслуживания, водитель должен уметь быстро определить возникшую неисправность в системах автомобиля и устранить ее как можно быстрее, рассчитывая только на свои силы. Учитывая это, конструкторы позаботились о том, чтобы максимально помочь водителю в этой ситуации, удобно разместив блок предохранителей, облегчив доступ ко всем агрегатам и системам, сделав, к примеру, замену любого контрольного элемента на приборной панели делом 15 мин и т.д.
Годами отработанные конструкции традиционных магистральных грузовиков производства американских фирм, вызывают все больший интерес у транспортников России. С каждым годом на дорогах нашей страны появляется больше как новых, так и подержанных американских «магистральников». И это неудивительно: ведь и в США, и в России эти машины выполняют очень близкую по сути работу.