Опубликовано: ГП 07-2007
«Селёдки» & «фантомасы»

Технологические автомобили Горьковского автозавода

Тимур Докучаев, фото автора

Находясь на территории крупного автомобильного завода или недалеко от него, нельзя не заметить обилия специфических транспортных средств, не часто встречающихся в потоке машин. Какие только клички они не носят из-за своего назначения – «чебурашки», «селёдки», «фантомасы», «циклопы»…

Внешний вид их настолько иррационален и несуразен, что просто диву даешься, для чего они существуют? Увы, технологическим машинам суждено быть «уродами», их назначение – участие в производственных процессах, связанных с изготовлением новых автомобилей либо обслуживанием уже существующего парка.

Переднеприводный (!) ГАЗ-3307 6х2 с независимой балансирной подвеской задних колес и погрузочным порталом со спредером, поднимаемым на мачте цепью

У технологической машины немало конструктивных особенностей: в угоду требованиям обслуживаемого участка ее могут характеризовать сверхкороткая (для тягачей, например) либо, наоборот, длинная база, наличие дополнительных осей, специфических надстроек, рассчитанных на перевозку длинномерных или сверхлегких грузов. При необходимости задняя ведущая ось становится неведущей, а крутящий момент от двигателя передается на переднюю ось. Наконец, в угоду такой «конъюнктуре» автобусный кузов может уступить место бортовой платформе, а у стандартного грузовика вместо борта появляется что-то вроде роспусков или направляющих для транспортировки труб небольшого диаметра, профилей и прочих неделимых изделий.

Украинский ЗИЛ-431612, оборудованный для транспортировки кузовов «Соболей», работающий на сжатом природном газе. Баллоны размещены под платформой полуприцепа

Чтобы понаблюдать за многочисленными экзотическими транспортными средствами, построенными для собственных производственных нужд Горьковским автозаводом, достаточно побывать, например, в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Различные производства этого автогиганта, многие из которых, кстати, сегодня стали самостоятельными предприятиями, часто связывают между собой обычные городские магистрали. Так что, устроившись поудобнее с фотокамерой, здесь можно запечатлеть много любопытного. Если знать «рыбные места», разумеется…

Это не «Соболь». Это балластный тягач «ГАЗель»
Удлиненная «ГАЗель» со сверхшироким деревянным кузовом

…Вот, нарушая стройные ряды привычных автомобилей, по проспекту Ленина, вдоль которого расположено сразу несколько проходных ГАЗа, проходят диковинные поезда, состоящие, как правило, из короткобазного тягача типа ГАЗ-3307 и пары-тройки прицепов, доставляющих на конвейер всевозможные мелочи вроде глушителей. Задние односкатные колеса такого тягача расположены прямо за кабиной, кузов как таковой отсутствует – крохотная надстройка здесь, пожалуй, скорее архитектурное украшение, нежели вместилище для грузов. Интересно, что раньше в качестве аналогичных тягачей на Горьковском автозаводе использовали ГАЗ-53А и ГАЗ-51А, а в 1950–1960-е годы даже ГАЗ-69. А с освоением ГАЗом автомобиля «ГАЗель» появились и короткобазные ГАЗ-3302.

Балластные тягачи для транспортировки вагонеток легко можно принять за пикап
Балластные тягачи для транспортировки вагонеток легко можно принять за пикап

Совсем недавно в Нижнем Новгороде можно было наблюдать трехосные технологические машины, уже практически вытесненные супердлиннобазными двухосниками. Кто видел их, были в недоумении и задавали потом вопрос: «Не потомки ли это ГАЗ-33, который не пошел в серию?» Увы, это всего лишь длиннобазные версии ГАЗ-53А и ГАЗ-3307 с поддерживающей третьей осью и специальной платформой, на которой можно транспортировать огромное количество поролоновых матрацев. С таким же успехом автомобиль может перевозить и другие длинномеры.

Тягач ГАЗ-53 с вагонетками для сборочных деталей
Удлиненный «газон» 6х4 сделан словно в подражание американским полстелларам

Еще одна категория «газовских» технологических машин – контейнеровозы, предназначенные для транспортировки стандартных трехтонных контейнеров, сейчас, кстати, выведенных из оборота. В эпоху ГАЗ-53А и ГАЗ-3307 на предприятии строили специальные автомобили с приводом на передние колеса, в конструкции которых использовался передний мост от ГАЗ-66. Задние мосты у таких контейнеровозов отсутствовали – колеса крепились по бокам оригинальной рамы-портала, оснащенной консолью, на которой транспортируемый контейнер и вывешивался. В Нижнем Новгороде можно было встретить аналогичные технологические машины, в основе которых была полноприводная «шишига».

Тяжелый тягач для тяжелой металлургии
Для транспортировки технологических газовых баллонов нужен специальный самосвал с наклоняемой вбок грузовой платформой

К сожалению, а может, и к счастью, сегодня на ГАЗе во многих подобных монстрах отпала необходимость – время идет, меняются технологии, меняются взаимоотношения между бывшими заводскими подразделениями, меняются поставщики, наконец. На смену отжившим ретро-автомобилям приходят другие. Например, в том же Автозаводском районе (и, кажется, больше нигде!) можно встретить «ГАЗели» с увеличенной базой и тентованными деревянными бортовыми платформами, ширина которых доведена до максимально допустимой величины – 2500 мм. Это тоже технологические машины, курсирующие между различными подразделениями завода, и когда они с огромной скоростью перемещаются по городским улицам, становится страшно, как бы они не зацепили что-нибудь на своем пути!

Технологические «шишиги» нередко появлялись и на улицах города

УАЗ

Каждый автозавод широко использовал машины, разработанные на собственном шасси. Ульяновские джипы не стали исключением. Интересно, что, выпуская бортовые УАЗ-3303, на УАЗе не чурались делать пикапы для своих нужд из бракованных «козлобобиков» – УАЗ-469. Лишь в конце 1990-х на заводе попытались построить коммерческие версии пикапов на шасси УАЗ-3151, но и этот опыт не был успешным.

Еще более запутанная история произошла с полноприводными версиями 6х6 на базе «головастиков» УАЗ-452Д. В 1970–1980-х гг. было построено несколько экземпляров совместно с НАМИ. И даже знатоки этой темы не готовы сказать, для чего их разработали. Один из этих головастиков так и остался внутрицеховым транспортом. Ю.П.

ПАЗ

Технологические машины есть и на других заводах Нижегородской области, в частности на Заволжском моторном и Павловском автобусном. И тот и другой активно использовали короткобазные «газовские» тягачи. На ПАЗе, проявив определенную сметку, строили для собственных нужд настоящие грузовики с платформой от ГАЗ-3307 и кабиной, представляющей собой переднюю часть автобуса ПАЗ-3205. На Павловском автозаводе уже несколько десятилетий трудятся тягачи на базе ГАЗ-51 с шарнирно-сочлененной рамой, посредством которых автобусы-полуфабрикаты при необходимости совершают путешествие из цеха в цех. Кстати, там их и называют «селёдками»… Т.Д.

Комментировать ... >>