Опубликовано: ГП 09-2008

Помощь с неба и с земли

Сергей Суворов, фото автора













Мерный шум трассы разорвало глухим хлопком, затем визг тормозов и еще один характерный хлопок… Тишина… Затем резкий визг женщины. Самосвал КамАЗ-5511 выскочил на встречку и столкнулся в лобовой атаке с экскурсионным автобусом, с ними столкнулись еще два «жигулёнка» не первой свежести. Водитель попутной машины остановился, стал дрожащими руками набирать на мобильном заветный номер 112, вытаскивая из багажника аптечку… Пятеро погибших, 21 пострадавший…

Эта авария в Каширском районе Московской области, к счастью, не попала в список чрезвычайных происшествий. Потому что ее …не было. Дорожно-транспортное происшествие с массовым количеством пострадавших – всего лишь инсценировка для совместных учений медиков, милиции, спасателей и пожарных, которые прошли в последних числах июня в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» на 119-м километре федеральной автомобильной дороги М-6 «Каспий». Конечно, в сценарии присутствовал элемент фантастики: где в нашей стране на месте ДТП вы увидите сразу три вертолета – милицейский, спасательный и медицинский? Но работать всем участникам учений пришлось по-настоящему – неумолимо бегут минутки «золотого часа», который считается решающим для спасения пострадавших в аварии людей.
Еще во время разговора «очевидца» с дежурным единой диспетчерской службы «112», во время которого уточнялось место происшествия и количество пострадавших, «аварию» обнаружил патрульный милицейский вертолет Aerospatiale AS-355N Ecureuil II. Сообщив об инциденте дежурному, летчики посадили вертолет недалеко от места происшествия, и сотрудники ДПС поспешили к месту происшествия для определения размеров «катастрофы» и оказания помощи «пострадавшим». Затем на место ЧП прибыли сотрудники ДПС на мотоциклах BMW, а затем – на автомобилях Ford Focus. Их задача – оградить место происшествия, начать эвакуацию пострадавших из автобуса и автомобилей и оказать им первую помощь. Поскольку часто сотрудники милиции оказываются первыми на месте ДТП, сегодня во многих регионах организованы курсы первой помощи для сотрудников ГИБДД по специально разработанным программам, а в штатный комплект автомобилей и мотоциклов будет входить специальная медицинская укладка.
Вскоре прибыли спасатели поисковых-спасательных отрядов Московской областной противопожарно-спасательной службы и бригада Станции скорой медицинской помощи из подмосковного города Ступино. Задача спасателей – разблокировать людей, оставшихся в автобусе, и вызволить их из плена. Задача скорой помощи – провести так называемую «медицинскую сортировку», определить тяжесть состояния пострадавших и кому из них в первую очередь нужна медицинская помощь для спасения жизни и необходимость дополнительных бригад скорой. Следующей на реанимобиле Volkswagen Krafter 35 «Сикар-М-3895» прибыла бригада Территориального центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Московской области. Эти бригады состоят из опытных врачей-реаниматологов, базируются по основным трассам Подмосковья. Их задача – взять на себя руководство медицинской помощью пострадавшим бригадами скорой помощи и, конечно, оказывать помощь самостоятельно. Эта бригада ТЦМК уедет с места происшествия только после того, как последний пострадавший, нуждающийся в медицинской помощи, ее получит или будет госпитализирован. Освободившаяся бригада скорой помощи берет пострадавших и эвакуирует их в больницу. Вскоре все пространство вокруг места происшествия заставлено яркими спецмашинами – спасатели, милиция, «скорая помощь», медицина катастроф… При том, что работает большое число людей и техники, видно, что все происходит в определенном порядке: свободен проезд для подъезжающих и уезжающих автомобилей «скорой помощи», каждый участник учений без суеты, но быстро делает свое дело, тесно взаимодействуя с представителями «смежных» ведомств.
«Пострадавшего» с наиболее тяжелыми травмами забирает с места ДТП медицинский вертолет Eurocorter Bo-105 МЧС России с реаниматологом московского Центра экстренной медицинской помощи. Пациенты со сложными и множественными ранениями как можно быстрее должны оказаться в специализированном стационаре. Конечно, вертолет намного быстрее и бережнее, чем автомобиль доставит пациента в московскую клинику, до которой от места «аварии» больше ста километров.
Над местом происшествия повисает третий вертолет. Это Ми-8 МТВ-1 Центрального аэромобильного спасательного отряда («Центроспас») МЧС России. С него на специальной подвеске десантируются четверо спасателей. Их задача – разблокировать пострадавшего, срезав крышу «разбитого» автомобиля, оказать первую медицинскую помощь, а затем закрепить раненого на специальных носилках «Парамед» и эвакуировать на внешней подвеске вертолета в безопасное место. Конечно, конкретной ситуации инсценированного ДТП такие трюки не нужны – ко всем «разбившимся» автомобилям можно легко подобраться со всех сторон. Но показанная сотрудниками «Центроспаса» технология с успехом используется для извлечения пострадавших из труднодоступных мест, куда невозможно или сложно быстро добраться без помощи вертолета.
На место «ДТП» прибыли и пожарные расчеты из г. Каширы и пос. Ожерелье на автоцистернах АЦ-8,0-40 Варгашинского завода на шасси КамАЗ-43118. Дело пожарных – потушить горящий факелом автомобиль и струёй воды смыть пожароопасные следы горючего и масла с проезжей части.
В последнюю очередь, после того, как следственная группа закончит осмотр и фиксацию деталей на месте происшествия, убираются тела «погибших» людей и автомобилей. Учения закончены. Но учения продолжаются. Через некоторую паузу всё повторится снова и снова. Четыре дня учились обычные дежурные бригады экстренных служб Подмосковья, меняя друг друга. Конечно, некоторые читатели могут сказать: «Это только шоу, в жизни всё не так». Не будем спорить с пессимистами. Важно, что маленький шажок в правильном направлении сделан. Чему-то новому наверняка научились все участники. Главное, чтобы каждый читатель «ГП» после этого репортажа проверил комплектность своей аптечки, исправность огнетушителя и не забывал пристёгивать ремнями безопасности себя и своих пассажиров. Каждый из нас может стать виновником трагедии, но каждый из нас может и предотвратить трагедию. Будьте внимательны и благоразумны на дорогах!

Подобные учения проходят регулярно в разных регионах страны. В мае 2007 года похожие по сценарию учения проходили в Ставропольском крае. Из интересной техники, представленной на Ставрополье, хотелось бы отметить уникальный аварийно-спасательный автомобиль тяжелого класса АСМ «Белый орёл» на шасси КамАЗ-41114, а также использование спасательного вертолета Ка-32 МЧС РФ. Роль автобуса с «пострадавшими» играл списанный ПАГ-2М.


Комментировать ... >>