(к 75-летию компании DAF)
Музей истории фирмы DAF
Московским журналистам, находившимся в Голландии по приглашению фирмы DAF, повезло: нашим гидом по музею истории фирмы был его организатор и владелец большинства экспонатов Роб Ламмерс. Вместе с женой Тиной он вложил в это дело много сил и собственных средств. В прошлом водитель, Роб досконально разбирается в автомобильной технике, но организовать десятки людей, найти спонсоров, отстроить новые выставочные залы и отремонтировать старые строения – тут нужен особый талант! Открытый осенью 1992 г. музей компании DAF объединил исторические и новые постройки в единый комплекс и стал едва ли не главной достопримечательностью Эйндховена. Его экспозиция разместилась на трех этажах. Самое поразительное то, что музей DAF никоим образом не принадлежит известной фирме, отмечающей в этом году свое 75-летие! Не принадлежит и не управляется ею. Музей, созданный семьей Ламмерсов, больших энтузиастов и патриотов национальной автотехники, существует сам по себе, благодаря поддержке спонсоров, отдельных друзей музея, в том числе многочисленных добровольцев-пенсионеров, многие из которых добрым словом вспоминают долгие годы работы на фирме. Именно с этой особенности и начался рассказ гида о DAF и его продукции.
Мы проходим в старое здание и оказываемся в небольшой механической мастерской 1928 г. Здесь, при гараже пивоварни, мастера на все руки, механики, братья Хуб и Вим ван Доорны начинали свое дело. Здесь они и сообщили владельцу пивоварни Арнольду Хьюнесе, что в 1928 г. открывают собственную фирму. Стоит рассказать и об Арнольде Хьюнесе, благодаря братьям и он вошел в историю DAF. Ведь это он, работодатель ван Доорнов, поверил в их талант и силы, выдав им первый кредит в размере 10 тыс. гульденов. Большая по тем временам сумма! Смотрим по сторонам. Любовно сохранены инструменты и нехитрые приспособления тех лет для ремонта автомобилей. Впечатление такое, что еще вчера здесь работали люди. Но это было давно, 75 лет назад…
Поначалу в мастерской, занимающейся ремонтом автотехники, работало 28 человек, и это – при ее площади в 16 м2! Вскоре теснота взяла свое, и в 1930 г. братья перевели мастерскую в просторное производственное помещение. Талантливый конструктор Хуб ван Доорн, изучив различные дефекты, встречающиеся при ремонте прицепов и полуприцепов, предложил наладить выпуск собственной, более совершенной, по его мнению, прицепной техники. В 1932 г. его желание сбылось, и мастерская поменяла название. Отныне она стала «Заводом прицепов ван Доорнов» или сокращенно DAF.
Конструкции, разработанные Хубом, отличались рациональностью, оригинальным подходом к решению технических задач, высокой надежностью и долговечностью. Вскоре о них заговорили во многих автохозяйствах Голландии.
А тем временем, фирма начала работы, связанные с модернизацией или переделкой грузовых автомобилей всех европейских марок в соответствии с пожеланиями заказчиков. Вот когда в сфере маркетинга наиболее эффективно проявились способности второго ван Доорна, Вима! С его помощью финансовое состояние компании стало быстро улучшаться.
Через некоторое время – еще одна интересная собственная разработка: переделка двухосного грузовика в трехосный, благодаря приводному устройству Хуба. На ведущем мосту двухосного грузовика закрепили вместо ступицы балансир с приводом колес с каждой стороны. Устройство назвали Trado и оно пользовалось большим спросом. Один из автомобилей, оборудованный Trado в 1937 г., недавно занял почетное место в экспозиции музея.
О том, насколько хорошо шли дела на фирме DAF, говорит следующий факт. В 1938 г. братьев ван Доорн решил навестить сам премьер-министр Нидерландов. Что послужило не только поднятию их духа к новым творческим удачам, но и делу откровенной рекламы, а также притоку необходимых займов. А деньги были нужны и большие! Братья всерьез решили построить автозавод и заняться производством автомобилей, причем не только грузовых, которые они изучили в совершенстве, но и собственных легковых. Начавшаяся война на несколько лет отодвинула их планы. Однако, первенец, легковой автомобиль конструкции Хуба и Вима ван Доорнов, в 1942 г. все же увидел свет. Он был заказан местным цирком и предназначался для работы на арене, а управлять им должен был популярный клоун. Поразительно, что эту машину нашли, и ее экспонируют в музее! Маленький одноместный автомобильчик имел всего три колеса и мотоциклетный двигатель рабочим объемом 125 см3. После реставрации на нем можно прокатиться и сегодня.
Свой автозавод братья ван Доорны пустили в 1949 г. Первые серийные грузовики сильно отличались от передовых и опережающих время опытных разработок Хуба. В 1948 г. он экспериментировал с низкорамными переднеприводными (!) конструкциями с обтекаемой кабиной, сильно надвинутой на двигатель. Производство правильно было бы назвать сборочным. Двигатели покупались у разных компаний, к примеру, бензиновые – у американской Hercules, а дизели – у английской Perkins. Другие агрегаты также приобретались у специализированных компаний. С большим вкусом все компоновалось в четыре семейства грузовиков грузоподъемностью от 3 до 6 т с бескапотными кабинами. В итоге DAF выпускал очень прогрессивную по тем временам продукцию. С традиционной, капотной компоновкой мелкой серией производились лишь однотонные пикапы.
Если в 1949 г. завод сумел произвести 150 грузовиков, то в 1954 г. – уже 3 100. В 1953 г. производственные площади значительно увеличились с тем, чтобы кроме бортовых машин и шасси начать выпуск автобусов. КБ работало, не покладая рук, и в 1955 г. увидело свет новое семейство грузовиков, рассчитанных на перевозку 5, 6 и 7 т груза. На них сначала установили покупные 5,7-литровые дизели Leyland мощностью 105 л.с., а с пуском моторного цеха и покупкой лицензии начали монтировать такие же моторы, но уже собственного производства. В 1957 г. на DAF сконструировали и освоили выпуск собственного карбюраторного двигателя для грузовиков и автобусов. В том же году на рынок вышла первая серия капотных среднетоннажных грузовиков, продержавшаяся на конвейере до 1970 г. А 1961 г. впервые мощный магистральный тягач получил удлиненную кабину со спальным местом.
Знакомясь с развитием конструкций автомобилей, мы переходили от одного экспоната к другому. В музее широко представлены пикапы и самосвалы, пожарные и полицейские машины, грузовики и автобусы. Большинство экспонатов – собственность семьи Ламмерсов. Они, как правило, были найдены в плачевном состоянии, и к чести дилеров компании, бесплатно ими отремонтированы для музея, благо вся техническая документация на машины сохранена в заводских КБ и находится в полном порядке. Мы заметили, что многие экспонаты, судя по надписям на табличках, прибыли в музей из Индонезии. Там, в бывшей голландской колонии, доживали свой век автомобили, переправлявшиеся из Европы.
В 1959 г. сбылась мечта братьев о выпуске своих «народных» легковых автомобилей. В музее их множество. Послевоенный голод на семейный транспорт способствовал постоянному росту выпуска. В 1964 г. DAF произвел 100 тыс. легковых машин и 50 тыс. грузовых, включая автобусные шасси. Марка была известна во всем мире.
Нефтяной кризис 1973 г. и убытки, понесенные компанией, заставили лишиться отделения по выпуску легковых машин. Оно было продано шведской фирме Volvo, поэтому последняя разработанная заводскими конструкторами модель уже выпускалась под маркой Volvo-343. Братьев это уже не могло огорчать, они скончались: Хуб в 1965-м, а Вим в 1971 г.
Нельзя обойти вниманием военные автомобили, игравшие в программе завода значительную роль. Они выпускались в соответствии с планом Маршалла и оснащались американскими бензиновыми моторами Hercules. Легкие джипы, однотонные тактические грузовики с колесной формулой 4х4, уникальные трехосные вездеходы, как и российские конструкции СКБ В.А. Грачева, имевшие бортовой привод и торсионную независимую подвеску всех колес. Каждая выставленная модель представляет огромный технический интерес. А сколько здесь автобусов! DAF всегда выпускал их в большом количестве.
Среди посетителей музея – люди разных возрастов, увлечений, но настоящих любителей коллекционных моделей-копий узнаешь сразу. Их горящие глаза выдают интерес к уникальному собранию грузовых автомобилей DAF в моделях. Несколько (!) залов с полками от пола до потолка заполнены этими экспонатами. А мне, признаюсь, очень понравился книжный магазин, где можно было приобрести книги не только по истории фирмы, но и по разнообразной тематике, имеющей отношение к грузовым автомобиля и автобусам.
Быстро пролетело пол дня, мы обмениваемся впечатлениями за чашкой кофе в музейном кафе, которое называется «Daffetaria», и благодарили Роба Ламмерса и его жену за их благородную работу. Уже прощались, когда Роб вдруг начал рассказывать о планах постройки еще нескольких залов для демонстрации старых грузовиков других европейских фирм. «А, знаете, сколько у меня советской техники?» – заметил Роб. Мы вытаращили глаза: «Откуда?» «Да с территории бывшей ГДР. Я вывозил ее специальными автопоездами, оснащенными кранами и лебедками. Нужно многое восстановить, а литературы не достать. Помогите».
Через неделю в Голландию улетела тяжелая посылка с книгами по ЗиЛам, ГАЗам, «Уралам» и КрАЗам… Может быть, когда-нибудь доведется побывать в советской экспозиции автоветеранов, которая расположится бок о бок с историческими DAFами?