Автомобильный «махалит» Южного Урала
В преддверии 60-летнего юбилея ОАО «АЗ «Урал» наш журнал уже рассказывал об истории этого предприятия, расположенного на Южном Урале, близ Челябинска, в городе Миасс. 8 июля 1944 г. с конвейера завода, ставшего Уральским автомобильным, сошел первый грузовик ЗИС-5В. С этого дня Урал стал краем не только золотоискателей, каменных дел мастеров, рудокопов, металлургов и оружейников, но еще и краем автомобилестроителей. Миллионный уральский автомобиль был выпущен 21 февраля 1986 г.
В 2001 г. Уральский автомобильный завод («УралАЗ»), к тому времени уже преобразованный в АЗ «Урал», вошел в состав крупнейшего российского автохолдинга «РусПромАвто». Текущий год для предприятия также ознаменован серьезным событием: в феврале полностью завершена программа перехода по установке дизелей Ярославского моторного завода, соответствующих экологическим нормам Euro-2, на всю выпускаемую продукцию.
По итогам 6 месяцев этого года Автомобильный завод «Урал» увеличил реализацию готовой продукции на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К 1 июля потребителям было передано 3 902 внедорожника против 2 833 за первую половину 2003 г. До конца года заводчанам предстоит более чем на 20% увеличить объем производства и продаж автомобилей, осуществить программы реструктуризации и оптимизации бизнеса, снижения затрат. В рамках принятой продуктовой стратегии в 2004 г. будет выпущена первая партия автомобилей дорожной гаммы.
Об этом и о других направлениях и перспективах развития завода говорил на торжественном собрании во Дворце автомобилестроителей генеральный директор компании «РусПромАвто» Александр Юшкевич. Естественно, на собрании выступали с поздравлениями и представители потребителей продукции завода, а также партнеры АЗ «Урал» по автомобильному производству.
После торжественной части был дан концерт, организованный работниками Дворца автомобилестроителей. Надо сказать, что этот концерт был проведен очень профессионально, и присутствовавшие в зале заводчане и гости юбилея бурными аплодисментами встречали концертные номера, особенно юных артистов.
А утром того же дня, перед торжественным заседанием во Дворце, на Предзаводской площади, рядом с памятником первенцу Уральского автозавода «Захару» (ЗИС-5В), прошел митинг, посвященный двум событиям. Во-первых, он стал свое-образным стартом команд, прибывших в Миасс для участия в первом этапе Кубка России по трак-триалу. Второе событие – открытие Аллеи Почета АЗ «Урал».
Но главный сюрприз ожидал участников юбилейных торжеств утром 9 июля. На Предзаводской площади, перед зданием инженерного корпуса был выстроен практически весь модельный ряд автомобилей «Урал», начиная с «Захара» и заканчивая автомобилями, стоящими сегодня в производственной программе завода. И, выступая перед собравшимися, генеральный директор АЗ «Урал» и директор дивизиона «Большегрузные автомобили» холдинга «РусПромАвто» Виктор Корман объявил о намерении в ближайшее время войти в новую для себя нишу грузовых автомобилей – дорожную. И вслед за этим из ворот завода на площадь выехали два грузовика, совершенно не похожих на выпускаемые сейчас: бортовой с тентом и колесной формулой 4х2 и самосвал 6х4.
Эти машины собирались в экспериментальном цехе в условиях строжайшей секретности. Оба автомобиля (полная масса 18 и 26 т) оснащены новым ярославским двигателем повышенной мощности. При изготовлении экспериментальных образцов специалисты завода использовали принципиально новые подходы. Автомобили получили кабину над двигателем, которая подверглась серьезному рестайлингу: изменены ее интерьер и экстерьер, улучшены условия работы водителя, для отделки применен современный пластик.
Как заявил Виктор Корман, АЗ «Урал» всерьез рассчитывает на успешное вхождение новых грузовиков на рынок. «Мы приступили к серьезной работе в этой рыночной нише, – подчеркнул он. – Новый автомобиль – это результат синергетического эффекта, который автомобильный завод «Урал» получил при вхождении в холдинг «РусПромАвто». В конструкции грузовика используются современные комплектующие других предприятий холдинга – Ярославского моторного завода, Канашского автоагрегатного завода и других, что еще раз подчеркивает правильность и обоснованность шага, сделанного несколько лет назад. Мы считаем, что новый продукт, полученный в результате внутрихолдинговой кооперации, будет востребован на рынке. У нашего же предприятия есть все для того, чтобы закрепиться в новой нише: накопленный годами опыт, высококлассные специалисты и желание выпускать мощный, экономный и удобный грузовик для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием».
Представленные экспериментальные образцы, по заверениям специалистов АЗ «Урал», являются родоначальниками новой серии автомобилей. Параллельно с изготовлением новых грузовиков ведется серьезная конструкторская проработка проектов дорожных автомобилей других колесных формул, с применением других компоновочных принципов и лучшими техническими параметрами.
Конечно, показ новой гаммы грузовиков «Урал» стал гвоздем юбилейной программы. Правда, по-настоящему познакомиться с машинами пока не получилось – заводчане обещали представить полную гамму новых грузовиков в августе – на крупнейшей автомобильной выставке страны «MIMS-2004».
Параллельно всем официозам в песчаном карьере проходил первый этап Кубка России по трак-триалу. Но об этом – отдельный репортаж.
Юбилейные торжества по случаю 60-летия Автомобильного завода «Урал» организаторам удались на славу. А наш журнал желает руководству автозавода и всем заводчанам строить самые лучшие автомобили, работать не только много и хорошо, но еще и результативно. А заводу – жить еще долго и счастливо. Уверены, что мы поздравим ОАО «АЗ «Урал» и с 70-летним юбилеем.