Белорусское дитя Евросоюза
Тягач МАЗ-MAN-630168
Ссылки по теме: «Тигриный» скачок белорусских «Зубров»
Агентство деловых связей (АДС) МАЗа пригласило российских журналистов на тест-драйв нового модельного ряда минских грузовиков, среди которых был и МАЗ-MAN-630168. Поскольку эту машину мы прокатали на автополигоне, то эта статья написана как по материалам пробега, так и по собственным данным.
Перед пробегом состоялась встреча с новым руководством СП ЗАО "МАЗ-MAN". Генеральный директор Александр Картынник рассказал журналистам о многолетнем опыте работы одного из самых успешных совместных автостроительных предприятий СНГ, о его сегодняшнем дне и перспективах на будущее.
Самосвалы МАЗ-MAN |
Переговоры между Республикой Беларусь и Германией о создании совместного предприятия по производству грузовых автомобилей, полностью соответствующих европейским стандартам, начались еще в сентябре 1997 г. А уже в апреле 1998 г. был собран первый грузовик МАЗ-MAN. С этого момента велась мелкосерийная сборка этих автомобилей, продолжавшаяся вплоть до 8 сентября 1999 г., когда состоялось торжественное открытие сборочного конвейера. Как рассказал финансовый директор СП ЗАО "МАЗ-MAN" Виктор Давыденко, сегодня предприятие может изготавливать более 200 автомобилей в год. Но рынок диктует свои правила игры и количество выпускаемой продукции зависит от заказов на нее.
МАЗ-MAN на конвейере |
Основными потребителями продукции СП являются страны СНГ: сама Республика Беларусь, Украина, Казахстан, Узбекистан и, конечно, Россия. Поскольку парк эксплуатируемых машин уже достаточно большой, как рассказал директор "МАЗ-MAN" по сбыту и сервису Станислав Иванюшенко, создана солидная сеть станций для их техобслуживания, большая часть которых приходится на Россию, Украину и Казахстан. Работа непосредственно с каждым клиентом стала обыденным делом службы сбыта и сервиса: каждая заявка на поставку машин или запчастей обсуждается напрямую с заказчиком.
Панель приборов, руль просты и информативны |
Об автомобилях, выпускаемых СП ЗАО "МАЗ-MAN", рассказал технический директор предприятия Василий Яськов. Он же представил новую модель бортового трехосного автомобиля МАЗ-MAN-630168 с поднимающейся задней третьей осью (6х2). В тест-драйве МАЗов эта машина тоже участвовала и шла с прицепом, только уже германо-российским, "Sommer-Новтрак".
Сразу оговоримся, что именно этот автомобиль, только без прицепа, был протестирован нами на испытательных дорогах Дмитровского автополигона ФГУП НИЦИАМТ и отчет об этих испытаниях представлен далее.
Спальные места экипажа |
После беседы с руководством СП ЗАО "МАЗ-MAN" нас пригласили посетить производство, расположенное на бывших производственных площадях Минского автозавода, которые МАЗ предоставил СП в качестве вклада в уставный фонд. Теперь на них размещаются сборочный цех, испытательное оборудование, складские помещения, стоянка-склад готовой продукции и административное здание. На предприятии сегодня трудится 103 человека: 62 рабочих и 41 служащий.
В 2003 г. большую часть акций СП ЗАО "МАЗ-MAN" скупила одна из холдинговых компаний Республики Беларусь, и теперь она владеет контрольным пакетом. Это позволило руководству предприятия провести некоторую модернизацию производства. В частности, налажена собственная сборка рам с использованием холодной клепки; внедрена автоматическая притирка тормозных колодок, что позволяет без потери времени устанавливать тормозные барабаны. К этому можно добавить собственные конструкторские доработки шасси, поставляемых МАЗом. Руководители "МАЗ-MAN" уверены, что в ближайшем будущем потребителей ожидает появление на свет новых моделей грузовых автомобилей МАЗ-MAN.
При поднятой кабине рычаг КП остался на месте |
Теперь о самом автомобиле МАЗ-MAN-630168. Это грузовик с двухспальной кабиной MAN с низкой крышей. Сразу оговоримся: со старой кабиной, поскольку есть реальные предпосылки к появлению на продукции СП новых немецких кабин уже в ближайшем будущем. По кабине сразу видно, что автомобиль предназначен не столько для региональных, сколько для междугородных и международных перевозок, т.е. для работы на "дальние плечи".
Кабина имеет весьма уютный интерьер. Кресла водителя и пассажира имеют пневмоподвеску и поднимающиеся подлокотники. Водительское кресло в дополнение к уже привычному для всех продольному перемещению и изменяемому наклону спинки можно отрегулировать по высоте и углу наклона подушки. Рулевая колонка регулируется и по высоте, и по углу наклона. В общем, человек любого роста и комплекции, находящийся за рулем, может быстро создать для себя наиболее комфортабельное рабочее место.
Запасное колесо с лебедкой |
Очень удобен руль: достаточно мягкий и по диаметру не очень большой. В любом регулировочном положении рулевой колонки его спицы и обод не загораживают комбинацию приборов, которая выполнена скромно, но со вкусом. И, что самое главное, она вполне информативна. Вся передняя панель выдержана в скромном стиле. В ее центральной консоли расположен вещевой ящик, крышка которого представляет собой столик. Правда, он в качестве обеденного или разделочного довольно низкий, а ведь в дороге порой приходится и в кабине питаться.
Очень понравилось расположение на панели приборов рычага стояночного тормоза: достаточно близко к водителю, но не мешает управлять автомобилем.
Передний узел крепления кабины |
В целом, для "дальнобойной" машины, кабина удобная. Верхнюю спальную полку можно поднимать и опускать. Она снабжена специальной сеткой, чтобы отдыхающий водитель не упал при экстренном торможении. И верхнее, и нижнее спальные места оборудованы индивидуальным светом. Много в кабине вещевых ящичков, полочек. А главное отличная "печка": в любой мороз замерзнуть не даст.
Вход в кабину удобный. Большие дверные проемы, двери, открывающиеся на большой угол, удобно расположенные поручни с обеих сторон проема и три ступеньки, которые подсвечиваются в темное время суток (чтоб не промахнуться).
Шесть целиндров в ряд - впечатляет |
Зеркала заднего вида с электрообогревом, но регулируются вручную. Электрорегулировка - по заказу клиента, так же, как электростеклоподъемники и кондиционер. Как говорится: "Любой каприз за Ваши деньги".
Рычаг управления коробкой передач удобный и удачно расположен по отношению к водителю. Коробка передач - ZF, 16-ступенчатая с делителем и двумя передачами заднего хода. Переключаются передачи достаточно легко и с хорошей выборкой. При подъеме кабины рычаг вместе с ней не поднимается. Поэтому водителю во время подъема кабины нужно следить, чтобы рычаг КП оставался в нейтральном положении.
Вообще, надо сказать, что кабина MAN F-2000 хоть и относится к предпоследнему поколению, но комфорт обеспечивает вполне современный. На стоянках она отапливается автономным жидкостным обогревателем, снабжена 12-вольтовой розеткой, имеет шторки с круговым занавесом, а также занавес перед спальными местами и, естественно, радиоаппаратуру. Ну и, как водится на современных грузовиках, электрический тахограф немецкой фирмы Kienzle для двух водителей. Правда, это уже не относится к комфорту.
Удобные ступеньки |
А четырехточечное крепление кабины с пневмоподвеской и стабилизатором поперечной устойчивости к комфорту относится напрямую. И под этой кабиной "на воздушной подушке" установлен 410-сильный 6-цилиндровый рядный с раздельными головками дизель MAN D 2866 LF 25 с турбонаддувом. Этот мотор имеет электронную систему топливоподачи и соответствует экологическим нормам Euro-3.
Как показали испытания, дизель MAN оказался вполне хорошим мотором и в плане расходов, и по тяговитости. Да и динамические его свойства не вызывают нареканий. При любых дорожных нагрузках и заданных скоростях он работает ровно, без надрыва, даже при переключении с повышенной передачи на пониженную.
Кстати, в который раз наша тест-группа убеждается в полезности системы поддержания заданной скорости. Особенно она помогает на испытаниях топливной экономичности при постоянных скоростях. Ведь эти самые "постоянные скорости" живой водитель должен поддерживать педалью "газа", что удается не всем, и не на любом автомобиле. У испытателей даже термин такой существует: "тарированная нога". Здесь же эти хлопоты можно переложить на сам автомобиль: "поставил" стрелку спидометра на нужную скорость, нажал кнопку и снимай ногу с "газа". Как только нажал на педаль тормоза или "газа", система автоматически отключилась. Очень удобная штука.
Свободный доступ |
Рама грузовика собирается на СП, но профили для ее сборки поступают с МАЗа. Так что можно сказать, рама МАЗ-MANа оригинальной конструкции. Элементы ходовой части также изготавливает МАЗ, но они заметно отличаются от тех, что идут на главный конвейер Минского автозавода. Например, мосты имеют импортные тормозные накладки, не содержащие асбеста.
Аппаратура тормозной системы WABCO, плюс осушитель воздуха подогревом и, естественно, ABS. Присутствует и малошумный пневматический моторный (горный) тормоз. Больше всего поразило то, что кнопка его включения установлена на полу, под ногами водителя, так же, как и на отечественных грузовиках. Когда на тест-драйве в Минске мы обратили внимание технического директора СП "МАЗ-MAN" В. Яськова на то, что на импортных автомобилях такое решение ушло в прошлое, разгорелась серьезная полемика. А жаль, ведь продукция СП "МАЗ-MAN" реально претендует на европейский стандарт.
Пневматика на МАЗ-MAN работает не только в тормозах, но и в задней подвеске и, что самое важное, с автоматическим электронным регулированием транспортной высоты (система ECAS). Средний мост - ведущий, с блокировкой межколесного дифференциала, а задний - дополнительный, вывешиваемый, с автоматическим опусканием при достижении максимальной загрузки ведущего моста. Впрочем, его можно поднимать и опускать независимо от загрузки - для этого у водителя есть отдельная кнопка.
Регулируемый противоподкатный брус |
На дороге МАЗ-MAN-630168 управляется легко, как легковой автомобиль. Этому способствует очень хороший гидроусилитель руля и, как уже говорилось, удобная баранка. Хотя машина является магистральной, но и в городском потоке на ней чувствуешь себя вполне комфортно. И не только на "одиночке", но и с прицепом. В этом мы убедились во время минского тест-драйва.
Прицеп, "пристегнутый" к грузовику, конечно же, несколько смещался к центру на крутых поворотах, но это не сравнимо с 15-метровым "хвостом" седельного тягача. К тому же и сцепное устройство на МАЗ-MAN европейского типа, беззазорное, самосмазывающееся. Так что прицеп сзади не толкался, катился чинно.
Все остальные дополнительные агрегаты и приспособления на грузовике СП из Минска тоже европейского типа. Гидроподъемник кабины надежно защищен от грязи, запасное колесо оснащено лебедкой, а задний противоподкатный брус имеет регулировку по углу наклона. Даже есть откидная подножка на внутренней стороне заднего борта кузова. Удобно.
В заключение отметим: белорусско-германский МАЗ-MAN-630168 определенно находится на уровне европейских стандартов. И стоимость его вполне привлекательна. Впрочем, она зависит от комплектации.
Контактные телефоны ЗАО СП "МАЗ-MAN": (+375-17) 217-6212, 217-6210; Факс: (+375-17) 217-621, E-mail: vertrieb@maz-man.com.by, Сайт: www.maz-man.by