Опубликовано: ГП 09-2004

«Экзотика» 2004

С. Ионес

Середина лета в Москве уже давно немыслима без традиционного автофестиваля «Экзотика» на Тушинском аэродроме. Название фестиваля стало своего рода паролем у любителей старинных и редких авто. В разговорах между собой они часто вспоминают, что выставляли или не выставляли, и с кем встречались на «Экзотике» в том или ином году. В этот раз, как и всегда, основную массу экспонатов составляют легковые автомобили. Тем интереснее посмотреть на представителей грузового и пассажирского транспорта прошлых лет. «Экзотика» 2004 запомнится несколькими интересными микроавтобусами.

Одна из легенд советского автопрома – микроавтобус «Старт» со стеклопластиковым кузовом, выполненным в «аэрокосмическом» стиле. У него были агрегаты ГАЗ-21, трубчатая рама и вместительный выступающий багажник вместо торцевой двери сзади. В эпоху Совнархозов «Старт» спроектировали в Харьковском автодорожном институте, а на Северодонецком авторемонтном заводе построили несколько десятков машин. Одна из них через 40 лет приехала на «Экзотику» из Нижнего Новгорода.

К сожалению, время не пощадило кузов. Двери вываливаются из проёмов, задние крылья и крышу заметно «повело»: стекло-пластик, по мнению опытных «самодельщиков», потерял форму. Как восстанавливать его геометрию непонятно: его, в отличие от металла, не вытянешь и не отрихтуешь… И все равно замечательно, что автомобиль комплектный, «на ходу», не переделанный на более современные агрегаты.

Другой микроавтобус – санитарный УАЗ-450А из первого выпуска, появившийся на свет в 1958 или 1959 г., с открывающимися против хода дверями кабины. Он тоже не порадовал хорошей сохранностью. На бортах старые вмятины и царапины, в торцах дверей следы сварки, «родной» нижнеклапанный мотор то заводится и работает, то предательски глохнет. Но это не беда. У 25-летнего владельца машины Олега Воробьева не хватило опыта и денег на идеальную реставрацию, но и то, и другое – дело наживное. Главное, машина избежала утилизации, а новый хозяин понимает, насколько ценный экземпляр попал в его руки.

Самодельные машины, «андерграунд» отечественного автопрома – целая страница нашей автомобильной истории. Душа радуется, когда какая-нибудь «самоделка» 70-х – 80-х годов в добром здравии приезжает на «Экзотику». Особенно, если машина выполнена на «фирменном» уровне. Яркий пример – микроавтобус, построенный в начале 80-х Анатолием Мишуковым на шасси УАЗ-452.

До перестройки в СССР нельзя было иметь грузовой автомобиль в личной собственности. Мишуков решил стать владельцем «буханки», и чтобы обойти запрет, установил на ульяновское шасси самодельный, стальной кузов вагонной компоновки. Для регистрации машины в ГАИ, понадобилось разрешение тогдашнего начальника ГУ ГАИ МВД СССР В. Лукьянова. Автомобиль, силуэтом напоминающий легкий полноприводный Volvo, а сзади – Land Rover Defender, привлекателен своей суровой простотой и лаконичностью: именно таким должен быть настоящий внедорожник.

Мишуков решил характерные для УАЗа проблемы с доступом к агрегатам (мы о них писали в ГП №6 и №7 за 2004 г.). Позади кабины нет перегородки, съёмный капот обеспечивает удобный доступ к мотору ЗМЗ-402 с любой стороны. Чтобы легко добраться до узлов трансмиссии, пол салона сделан разборным. Стеклопластиковая крыша и панели с боковыми стеклами тоже снимаются, получается частично открытый кузов. О достаточной жесткости кузова свидетельствует то, что после 20 лет эксплуатации он как новый.

Совсем иной стиль олицетворяет самодельный «вагонник», сваренный из кусков кузовов нескольких универсалов ГАЗ-22: пузатый автомобиль с приборной панелью от ЗИМа и роскошным вишневым велюровым салоном. По словам водителя, эту машину в 1977 г. построил человек, работавший в цехе ЗИЛа, где делают правительственные лимузины.

Микроавтобусы-иномарки тоже частые гости на «Экзотике». На стенде клуба любителей «Фольксвагенов» обычно присутствуют различные Transporter древних серий Т1 и Т2. На этот раз, среди видавших виды мини-вэнов и кэмперов Т2, выделялся санитарный Т1, немецкая «скорая помощь» 50-х – 60-х годов.

Еще один медицинский автомобиль из Германии – реанимационный фургон Binz на удлиненной базе легкового Mercedes W-123. В 80-е такая машина работала в больнице Академии наук СССР. Экземпляр, посетивший «Экзотику», на ходу, но требует реставрации.

Тяжелых грузовиков прошлого, к сожалению, было маловато. Второй год подряд фестиваль украшает бортовая Tatra-138. Блестит темно-синим «металликом» кабина с дорого отделанным интерьером. «Хребтина» рамы и картеры агрегатов шасси покрашены «молотковой» эмалью. Владелец, много лет работавший на грузовиках Tatra, приложил немало сил и средств, чтобы привести этакую громадину в «выставочное» состояние. Наверное, это один из лучших в России тяжелых грузовиков, отреставрированных частным владельцем.

Гораздо чаще владельцы старых грузовиков довольны уже тем, что им хватило сил поддерживать комплектный автомобиль в рабочем состоянии. Пример – два потрепанных ЗИЛ-157 с бортовыми платформами от «сто тридцатых». Одна из машин довольно раннего выпуска, с шестью вентилями кранов управления подкачкой шин под приборной панелью (каждый обслуживает свое колесо). Как в случае с УАЗом и «Стартом», заметим, что комплектный рабочий старый автомобиль в неидеальном состоянии все же лучше, чем разгромленный, разукомплектованный, а тем более сданный в металлолом. Позволим себе не согласиться с максималистами, заявляющими, будто «в реставрации не должно быть компромиссов». Следуя их логике, мы не сохраним и половины того, что пока еще чудом уцелело.

Экзотикой можно назвать также малосерийные современные машины, такие, как, например, подготовленный для ралли-рейдов КамАЗ-4911, или представленный саратовским НПО «Солитон» КамАЗ-4310 редкой модификации с правосторонним расположением руля. Эти машины тоже когда-нибудь станут ценными историческими экспонатами.

В заключение упомянем один интересный легковой автомобиль, полноприводную «Волгу» ГАЗ-24-95 из маленькой партии, построенной ГАЗом в 1973–1974 гг. Машину пригнал из Нижнего Новгорода частный владелец.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:



Комментировать ... >>