«Русь» против «Молнии» (Троллейбусы МТРЗ-5279 и «Молния»-5248)
Продолжаем наш «инструментальный контроль» салонов, но теперь уже троллейбусов. Девушка теперь чуть повыше – 172 см. В остальном условия тестирования не изменились. Оцениваем самочувствие пассажирки, предпочитающей светлую одежду, обувь на каблуке (по случаю холодной погоды не очень высоком) и каждый день ездящей общественным транспортом в институт.
Идея использовать кузов автобуса для создания троллейбуса не нова. За рубежом многие фирмы предлагают троллейбусы на базе кузова серийно выпускаемого автобуса. Из производителей стран СНГ можно назвать Минский автозавод: троллейбус МАЗ-103Т по кузову идентичен городскому автобусу МАЗ-103. В России московский завод МТРЗ выпускает с 2003 г. троллейбусы серии 5279 «Русь» на базе кузова ЛиАЗ-5256. В феврале 2004 г. состоялась премьера МТРЗ-5279.1-0000010 «Русь» с асинхронным двигателем, который создан по заказу компании «Русские автобусы». Кузова ЛиАЗ-5256 использует и ОАО НПО «Молния» при создании троллейбуса 5248 (тоже с асинхронным двигателем). Несмотря на то, что кузов один и тот же, внутри эти две машины различаются довольно сильно, причем каждая имеет как удачные, так и неудачные решения.
Оба троллейбуса, как и автобус-донор, имеют три двустворчатые поворотные двери. Створки дверей у «Молнии» снабжены двумя, у «Руси» тремя наклонными поручнями. Учитывая то, что для входа в салон надо подняться на две ступеньки, поручни на дверях «Руси» делают посадку более комфортной: человек любого роста найдет поручень на «своем» уровне.
Теперь о больном: передняя дверь. Последнее время многие отечественные производители, подтягивая свою продукцию на уровень мировых стандартов, часто забывают о том, что на мировой рынок их машины никто пускать не собирается, и работать им придется на улицах российских городов. Поэтому заполнение их салона будет составлять не 60% по максимуму (как в Европе), а как минимум 80, а максимум – 120%. Каково трудиться водителю, запертому в маленькой кабинке (пусть даже и с кондиционером), распространяться не будем. Лучше представим следующую картину.
В час пик у троллейбуса слетает с провода штанга, и он замирает в потоке машин. Естественно, пробка. Вопрос: сколько времени потребуется водителю, не имеющему отдельного выхода из кабины троллейбуса, чтобы распихать плотно утрамбованных на передней площадке пассажиров, выйти из машины, вернуть токоприемник на место, снова распихать пассажиров и возобновить движение? Ответ: достаточно для того, чтобы пробка растянулась километра на полтора и рассосалась не ранее, чем через полчаса. Кто попадал в городские пробки, по достоинству оценит реверанс изготовителя в сторону «европейских стандартов».
Кстати, о стандартах. Уж если озираться на Европу, то почему на накопительной площадке «Руси» отсутствует защитный экран, предохраняющий колени сидящих пассажиров от контактов с ногами и сумками пассажиров стоящих? И почему дверные проемы «Руси» с лицевой стороны сидений не оснащены верхними защитными экранами? По европейским стандартам машину без таких мелочей никто не пустит на маршрут. А их отсутствие на «Руси» вообще необъяснимо: и у донора-ЛиАЗа, и у «Молнии» такие экраны есть.
У салона «Молнии», правда, своих проблем хватает. Непонятно, зачем было отодвигать так далеко первый ряд сидений перед средней дверью? По всем стандартам безопасности перед сидящими пассажирами не должно быть пространства для тех, кто стоит (любой резкий маневр машины и стоящий упадет на сидящего). У «Руси» в этом плане все в полном порядке: сиди и не нервничай, что кто-то на тебя присядет.
Очень радует тот факт, что МТРЗ убрал «ступеньку» с сиденьями из задней части кузова. В автобусе под ней расположен двигатель, и от нее никуда не денешься. А в «Молнии», у которой электрооборудование на крыше, а тяговый мотор размещен под полом, «ступенька» выглядит, как атавизм. К тому же еще и очень неудобный: чтобы добраться до сидений, нужно подняться на две ступеньки, а там и до потолка уже даже не «рукой», а «головой подать». Решение задней площадки «Руси» намного удачнее: при потере двух сидячих мест человек пять смогут комфортно ехать стоя. А в «карманчике» за задней дверью очень любят ездить парочки, которым приспичило целоваться «прямо здесь и сейчас».
Накопительная площадка перед средней дверью на «Молнии» по сравнению с ЛиАЗом изменений не претерпела. На «Руси» прежними остались только размеры. Поясной поручень получил П-образную форму и немного поднялся вверх. На наш взгляд, держаться за него стало удобнее, да и возможность облокотиться появилась. Увеличение высоты поручня у «Руси», особенно перед сиденьями, можно только приветствовать. При рывке машины он надежно удержит потерявшего равновесие пассажира, в то время как через низкую перекладину «Молнии» человек высокого роста может совершить неприятный кувырок. А если учесть, что на перекладине «Молнии» установлен широкий виниловый амортизатор, на который так и тянет присесть, как на сиденье...
Верхний поручень на «Руси» сделан ниже и стал намного удобнее. Не надо тянуться высоко вверх, чтобы за него ухватиться. Более рациональное расположение верхнего поручня по высоте позволило конструкторам МТРЗ отказаться и от кожаных ручек-петель в зоне дверей. На «Молнии» верхний поручень с петлями не отличается от лиазовского. Заканчивая тему поручней, отметим, что вертикальная стойка, разделяющая накопительную площадку на две части, у «Руси» переехала в проем задней двери.
Сиденья, установленные на «Молнии», произведены «Тушино-Авто» и совершенно идентичны тем, что устанавливаются на ЛиАЗах и «Икарусах» тушинской сборки. Их обивка выполнена из кожзаменителя. На рассматриваемом экземпляре «Руси» установлены, пока в качестве эксперимента, сиденья турецкой фирмы Pilot с тканевой обивкой. По удобству посадки сиденья обоих троллейбусов практически идентичны. Тушинские, правда, несколько мягче. Что касается практичности тканевой обивки в суровых российских реалиях, то это вопрос спорный. Поручни на обоих типах сидений обеспечивают одинаково комфортные захваты как сидящего пассажира (горизонтальный), так и стоящего (вертикальный). Место кондуктора на обоих троллейбусах расположено над правым задним колесом, там же, где и у автобуса-донора.
Количество потолочных вентиляционных люков из-за размещенного на крыше электрооборудования сократилось. У «Молнии» остался один задний, у «Руси» – задний и центральный. И в заключение хотелось бы отметить форточки в боковых окнах. Слава Богу, и на «Молнии», и на «Руси» они остались как на ЛиАЗе, т.е. широкими и сдвижными. Увлекаясь узкими откидными форточками (опять-таки сделанными по европейскому стандарту), российские производители почему-то забывают о включении в список стандартного оборудования кондиционера. И летом в машине с европейской вентиляцией на русский лад жарко и душно, как в парилке.