«Газель» и эргономика
Появись «Газель» в эпоху плановой экономики, интерьер ее кабины стал бы эталоном комфортабельности для всех остальных советских легких и средних грузовиков. В самом деле: отделка кабины нижегородской полуторки выполнена на уровне отечественного легкового автомобиля. Но и тогда она едва ли смогла бы избежать множества водительских переделок и доработок, направленных на создание уюта в основном «рабочем помещении» шофера.
Форма кабины «Газели» олицетворяет модный в начале 90-х стиль «биодизайна», правда, до настоящего «биодизайна» дело дошло только после рестайлинга 2003 г. А с инженерной точки зрения такая кабина обладает хорошей аэродинамикой. Узкая «мордочка», имеющая сильно наклоненное лобовое стекло и скругленные углы, снижает сопротивление воздуха, способствует плавному обтеканию им кабины. В соответствии с современными представлениями о жесткости кабины, желательной для обеспечения пассивной безопасности, передние стойки у «Газели» толстые, как и у многих современных легковых иномарок. Это, кстати, порой играет злую шутку с теми, кто пересаживается на «Газель» с отечественной классической легковушки.
В условиях городской толчеи особое значение для обзорности имеют зеркала заднего вида. Особенно у «комби» или грузового автомобиля, где за спиной водителя не остекленный салон, а закрытый непрозрачный кузов. Многие из тех, кто работает на «Газелях», сходятся во мнении, что наружные зеркала можно было сделать и крупнее. А если сидящий справа пассажир поставит ногу на выступающую в кабину колесную арку, то его колено способно заслонить водителю правое зеркало. Понятно, что можно попросить пассажира убрать ногу, но если перестроиться нужно БЫСТРО, то возникает крайне неприятная ситуация. Так что правое зеркало желательно поднять повыше.
Способов усовершенствовать «зеркальное» хозяйство немало. Многие ограничиваются тем, что приделывают к штатному зеркалу маленькие сферические или полусферические секции или покупают зеркала с такими секциями. Естественно, проблему «пассажирской коленки» таким образом решить нельзя. Кто!то вешает на дверь еще одно зеркало, например, от легкового автомобиля. Кстати, зарубежные водители на своих развозных фургончиках на зеркалах не экономят, а навешивают во всех мыслимых местах – лучше потрать несколько десятков долларов на такую мелочь, чем оплачивать ремонт чужой машины. И заметим, все эти зеркала не так уж трудно при желании найти в России. В любом случае для полного решения проблемы придется установить другие кронштейны (благо на рынке они есть), и уже на них – большие, может быть, обогреваемые зеркала.
В прошлом номере журнала мы уже затрагивали тему вентиляции. И если там речь шла о ее недостаточности, то теперь поговорим об избыточности. Если на машинах старшего поколения можно было при нужде немного приоткрыть форточки-ветровики, то на «Газели» на их месте стоят не открывающиеся окна, и приходится опускать стекло. При этом из-за характерной формы кабины сильный поток ветра рванется прямо в шею и ухо. Поэтому у водителей «Газелей» очень популярны козырьки-«жабры» из полупрозрачного пластика. Впервые они появились на легковых автомобилях, когда те утратили ветровики. Теперь небольшие фирмы выпускают версию этих приспособлений, предназначенную для «Газели». Польза очевидна: при слегка опущенном стекле с прикрытой снаружи козырьком щелью и вытяжная вентиляция кабины улучшается, и в ухо уже не дует.
И все же самый главный для водителя и пассажиров вопрос – это наличие жизненного пространства в кабине. У «Газели» она рассчитана на водителя и двух пассажиров. Справедливости ради отметим, что внутренняя ширина кабины нижегородской машины даже больше, чем у многих иностранных автомобилей того же класса, например, у Ford Transit предпоследнего поколения. Если в кабине два пассажира, то при переключении передач водителю трудно избежать контакта с коленом среднего из них. А если хотя бы один – человек крупный, то сидящий посередине просто мешает водителю. В любом случае минут через сорок оба начнут жаловаться на затекшую спину, уставшие ноги, а, возможно, напомнит о себе и поясница. В машинах, выпущенных после рестайлинга 2003 г., места для ног сидящего посередине значительно больше, чем в машинах старого образца.
«Газель» спроектирована, как городской грузовик, рассчитанный на короткие поездки. Однако на то, чтобы доехать с одного конца Москвы на другой, требуется около часа даже глубокой ночью по пустой дороге. А когда на дорогах пробки, такое путешествие продолжается более двух часов и может затянуться на полдня. И многие из тех, кто постоянно пользуется «Газелями», отмечают, что форма сидений «Газели» далека от идеала. К счастью, на машинах более поздних выпусков подушка пассажирского сиденья стала более мягкой, чем у старых.
К сиденью водителя также предъявляются претензии. Например, доводилось слышать жалобы на отсутствие поясничной поддержки, на то, что длина подушки недостаточна и коленные суставы водителя «висят в воздухе». Некоторым не нравится синтетический материал наполнителя сиденья. Впрочем, поясничная поддержка или длина подушки – вопрос индивидуальной подгонки, это зависит от комплекции каждого конкретного водителя. А вот особенность, которая всерьез не нравится многим, – это полное отсутствие подлокотников.
Положим, во время движения подлокотник на таком автомобиле не нужен, а может быть и вреден. Но при развозной работе каждый день попадаешь в ситуации, когда и не едешь, и выйти из кабины не можешь. Например, стоишь у светофора, или перед закрытым шлагбаумом железнодорожного переезда, или в очереди к воротам склада. Но и здесь «Газель» не дает расслабиться, и утомление накапливается даже на месте.
На дверь, как в легковом автомобиле, левый подлокотник в кабине «Газели» не установишь, потому что оконный проем несколько смещен вниз относительно водителя. Чаще всего проблему решают довольно просто. Во внутреннюю ручку двери, выполненную в виде простенькой скобы, вставляют жесткий подголовник от спинки сиденья. Его верх окажется примерно на нужной для локтя высоте. Некоторые поступают еще практичнее: на то же место устанавливают вещевой короб, который послужит и подлокотником, и складом полезных вещей. По мнению водителей, наличие правого откидного подлокотника также более чем желательно. Но двери там нет и крепить его можно только на кресле.
В принципе, даже штатное сиденье «Газели» можно переделать под установку откидного подлокотника. Это трудоёмкая работа. Придется: во-первых, искать подходящий подлокотник от кресла междугородного автобуса или иномарки, например, от сиденья какого-нибудь мини-вэна; во-вторых, снимать обивку спинки сиденья; в-третьих, изобретать пригодное для эксплуатации сопряжение деталей. Если есть время и возможность заняться такой непростой переделкой, то игра, пожалуй, стоит свеч.
Самым худшим элементом у сидений «Газели», без сомнения, являются подголовники старого образца, выполненные в виде жесткой рамки. При сильном ударе сзади такой элемент пассивной безопасности становится попросту опасным. Те, кому довелось его пережить, знают, чем это может кончиться. Не случайно некоторые водители просто избавляются от подголовников. В последние годы водительское кресло начали комплектовать нормальным подголовником в виде валика с обивкой, а на пассажирах продолжают экономить, предоставляя им старые неудачные подголовники.
К сожалению, жесткие подголовники не взаимозаменяемы с мягкими новыми: у них меньшее расстояние между штырями крепления. Самый простой способ доработки – обмотать рамку поролоном, скрепив его изоляционной лентой. На все нужно 10 минут и материал. Правда, уважающий себя водитель снимет подголовники и, потратив дома час, другой – соорудит мягкую, но упругую подушку, сверху обшитую обивочным материалом. Вероятно, подойдут подушки, предназначенные для аналогичной доработки жестких подголовников «Москвича»-2141, которые в 90-е годы продавались в магазинах запчастей. Альтернатива – подбирать мягкие подголовники от какого-либо иностранного автомобиля, имеющие то же расстояние между штырями, что и жесткие подголовники «Газели».
Самостоятельно решить проблему удобства посадки в кабине «Газели» можно сразу и радикально: вместо стандартного установить другое кресло, возможно от иномарки. Например, почти без переделок подходит водительское сиденье от Ford Transit предпоследнего поколения. Этот вариант, конечно же, не единственный. На «разборках» продается много хороших и недорогих сидений от самых разных моделей легковых и грузовых машин. Нередко у них есть электрообогрев; дополнительные регулировки, например, поясничного подпора, высоты и наклона подушки; откидные подлокотники справа и даже слева.
Этим же способом можно избавить от неудобств и пассажиров. Правда, придется пожертвовать третьим посадочным местом, зато оставшимся двоим – и водителю, и пассажиру – будет и просторно и удобно. Вопрос сводится к тому, что для вас важнее: комфорт пассажира или возможность везти двоих. Ведь за комфорт придется платить – например, участием в погрузке. И еще многое зависит от того, сколько денег и труда вы готовы потратить на комфорт. В общем, универсальных советов здесь быть не может – все зависит от работы, привычек, вкусов и, главное, анатомических данных каждого конкретного водителя. Тем не менее, мы готовы познакомиться с примерами удачного вживления зарубежных сидений в нижегородские кабины и, возможно, посвятим этому вопросу отдельный материал.
Особых жалоб на рулевое колесо, взятое от грузовика ГАЗ-3307, слышать не приходилось. Некоторые по вкусу подбирают чехол на обод. Практика замены штатной баранки более современным рулем от «Соболя», который продается практически в любом магазине газовских запчастей, не получила широкого распространения. Баранка «Соболя» меньше по диаметру, она рассчитана на работу с гидроусилителем.
Зато довольно популярен другой «тюнинг» баранки. Её оснащают выступающей вверх рукояткой, как на складском погрузчике или электрокаре. Она, конечно, позволяет очень быстро вертеть руль одной рукой, и весьма полезна при движении на тесных складах, рынках и в других подобных местах. О том, что в случае аварии эта ручка, скорее всего, станет холодным оружием в теле водителя, думать как-то не принято.