Какой масштаб выбрать?
Масштабные модели – это копии автомобилей, сельскохозяйственных, строительных, военных и других машин какой-то конкретной марки, выполненные с соблюдением всех пропорций и соответствующие какому-либо конкретному масштабу. В принципе, модель можно изготовить в любом масштабе, но в мировой модельной индустрии принято несколько «типовых».
Металлическая модель в масштабе 1:120, двухэтажный автобус, выпускаемый в Гонконге |
Одна из самых маленьких размерностей для массовых моделей автомобилей – 1:120. Это «железнодорожный» масштаб: в нем выполнены действующие модели железнодорожного подвижного состава, выпускаемые прежде всего фирмами Германии под общим обозначением ТТ (колея рельсовых путей 9 мм). Локомотивы и вагоны в масштабе 1:120 – настоящее произведение искусства. Даже у моделей 30 – 40-летней давности пластиковый кузов воспроизведен с мельчайшими подробностями, крошечные надписи на вагонах точно соответствуют прототипу. Главное – под кузовом у локомотивов ТТ находится набор механизмов, позволяющий модели ездить на электрической тяге своим ходом по миниатюрным рельсам. В качестве «гарнитура» к такой железной дороге прилагаются модели автомобилей. Ими комплектуют модели вагонов, предназначенных для перевозки автомобилей. Причем лучше всего в масштабе 1:120 получаются грузовики и автобусы, легковушки такого размера совсем мелкие. Современные немецкие модели автомобилей в данном масштабе сделали заметный шаг вперед по сравнению с выпускавшимися в ГДР. В последние годы в странах бывшего СССР появилась серия отечественных машин 1:120, например, семейство грузовиков ЗИЛ-130.
В более крупном железнодорожном масштабе 1:87 модели автомобилей тоже проектируются как «опция» к действующим моделям рельсового транспорта. Колея рельсов данного масштаба – 12 мм, кодовое обозначение моделей – Н0 (аш-ноль). Здесь и локомотивы солиднее, и автомобилей выпускается значительно больше, чем размерностью 1:120. Мировым лидером производства моделей данного масштаба остаются немецкие фирмы. В СССР продавались отличные модели грузовиков и автобусов Н0, выпускавшиеся в ГДР. Легковых – только две модели, седаны Trabant и Wartburg.
Современные модели в масштабе 1:60. Автобус Mercedes-Benz отлично смотрится рядом с легковыми ВАЗ-2110 и «Нивой» |
В 1990-х у нас появилась продукция фирм из Западной Германии и наступил перелом: выбор легковых моделей стал огромным. А грузовиков в масштабе 1:87 предлагается великое множество. В этом масштабе в 1990-х был освоен выпуск моделей отечественных автомобилей. Грузовики ГАЗ-51, ГАЗ-53 и КрАЗы разных модификаций, выполненные из полистирола, получились лучше, чем модели других машин, сделанные из смолы. В наше время китайские фирмы выпускают модели грузовиков и автопоездов масштабов 1:120 и 1:87 с металлическими кабинами и деталями шасси.
Следующая массовая размерность 1:72 уже связана не с немецкой железной дорогой, а со сборными моделями самолетов. Для автомобилей она достаточно новая. В недавнем прошлом в масштабе 1:72 делали сборные пластиковые модели («киты») военной техники, в том числе грузовиков, для создания макетов аэродромов. Но в последние годы появилось много готовых китайских машинок, имитирующих легковые автомобили, грузовики, автобусы гражданского назначения. Например, Cararama выпускает отличные модели специальных автомобилей – эвакуаторов, автовышек, пожарных лестниц с двигающимися на шарнирах элементами навесных механизмов.
Далее по возрастанию следует «неточная» размерность, которую кто-то правильно назвал «примерно 1:60». К ней относятся многочисленные автомобильчики, приблизительно соответствующие масштабам 1:55–1:65. Раньше здесь доминировали английские и французские «игрушки», иногда в пропорциях не соответствовавшие оригиналу. Грузовые «машинки» нередко «не сходились» по масштабу с легковыми, их обычно делали мельче.
Лидеры продаж грузовичков в СССР: КамАЗ из Казани (1:43) и «Шкода-706» из ГДР (1:87) |
Нередко фирмы выпускали легковые машины в масштабе 1:43, а грузовики–в масштабе 1:50. Такое встречается даже у современных «китайцев».
Самый массовый и популярный в мире масштаб моделей автомобилей любого типа, конечно же, 1:43. О нем можно рассказывать бесконечно. Заметим только, что производители моделей этой размерности из России и стран СНГ сумели вписаться в мировую модельную индустрию. Продукция зарубежных компаний по сравнению с 1970–1980 годами сделала большой шаг вперед в плане достоверности копирования легковой и грузовой автомобильной техники. А мировым лидером, без сомнения, стал Китай.
Масштаб 1:35 – «типовой» для сборных пластиковых моделей «китов» военных машин, в том числе грузовиков. За последние годы в этой размерности выпущены «киты» очень многих советских и ленд-лизовских грузовиков времен Второй мировой войны, современных отечественных внедорожных автомобилей.
В популярном «автомобильном» масштабе 1:24 выпускают подробные модели и сборные «киты» грузовиков и автопоездов зарубежных марок. Отечественные модели этого масштаба – большая редкость. Исключение – в конце 1970-х в Москве выпускали пластиковый «кит» антикварного грузовика АМО-Ф15.
Наконец, в самом «крупном» массовом масштабе 1:18 производят в основном легковые машины. Из коммерческой техники здесь представлены, как правило, пикапы и «культовые» модели микроавтобусов вроде первого VW Transporter.
Интересные машины в масштабе 1:50 французской Solido: санитарный Dodge WC и автомобиль технической помощи SIMCA Unic |
Для моделей строительных и сельскохозяйственных машин приняты «свои» масштабы, но это тема отдельного разговора. Масштабные модели во многом близки к игрушечным автомобильчикам. И те и другие при желании можно ставить на полку и коллекционировать, а можно отдать детям поиграть. Конечно, существуют стандарты, по которым разрабатывается такой промышленный товар, как детская игрушка.
Масштабная модель создается в соответствии с иными требованиями и проходит иную процедуру сертификации.
Но потребитель способен пренебречь любыми предупреждениями, нанесенными на фирменную упаковку. Взглянем на вещи реально: дешевая игрушечная «машинка», выпущенная массовым тиражом, может оказаться на полке у взрослого коллекционера, решившего собирать игрушки. Дорогая стендовая модель, даже построенная в одном экземпляре, попав волей случая к беспечным родителям, легко станет игрушкой в руках детей.