О развитии смоленского предприятия, выпускающего комбинированные дорожные машины и мусоровозы с задней загрузкой, и трендах рынков коммунальной и дорожной техники рассказала Ольга Соловьева, генеральный директор ООО «Завод КДМ».
– Мощности нашего предприятия до 2023 года составляли 1000 единиц техники в год. К 2024-му мы провели большую работу по оптимизации производственных процессов, закупили новое станочное оборудование (модернизация осуществляется ежегодно), открыли новый цех по изготовлению мусоровозов. Все эти мероприятия позволили нам увеличить производственные мощности до 1200 единиц техники в год.
Кроме того, в прошлом году в компании произошли существенные системные и кадровые изменения, был проведен ребрендинг и изменена маркетинговая стратегия.
В итоге в 2023 году завод выпустил 940 единиц техники, что на 28% больше, чем в 2022-м, когда мы произвели 733 спецмашины. 85% продаж пришлось на долю КДМ, остальные 15% – мусоровозы. Кстати, доля мусоровозов в общем объёме производства с каждым годом растет: по итогам 2022-го она составляла 5%.
– Сейчас у нас максимальная загрузка производственных мощностей. Завод работает в три смены.
– По сравнению с январём 2022 года количество сотрудников завода выросло на 20% – до 370 человек. В этом году планируем расширить штат еще на 50 человек.
Мы мотивируем персонал высокой «белой» заработной платой. В среднем сотрудники предприятия получают 116 000 руб. в месяц, что выше среднего показателя по отрасли в стране. Выплачивается тринадцатая зарплата. К тому же наши работники имеют доступ к санаторно-курортному лечению и туристическим поездкам. На предприятии существует система наставничества, что позволяет сотрудникам быстро овладевать всеми необходимыми навыками.
Также завод участвует в программе «Профессионалитет». На условиях софинансирования с государством планируется обучение молодых специалистов на базе Смоленской академии профессионального образования. В дальнейшем они будут трудоустроены на предприятие.
– Ежегодно мы направляем на модернизацию производства 150 млн руб. частных вложений.
– Со смоленскими КДМ знакомы все дорожные организации. Эти машины работают в 77 регионах страны, а также в Казахстане.
В 2024 году исполняется 5 лет с момента выпуска первого опытного образца мусоровоза СМ, и мы наблюдаем постоянный рост спроса на эту технику. Продукт уже хорошо зарекомендовал себя на рынке и представлен в 24 регионах России, а также в Армении.
С 2023 года мусоровозы СМ эксплуатируются в крупнейших федеральных центрах – в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Москве и Московской области. С нами активно работают смоленские региональные операторы ОГУП «Экология» и АО «СпецАТХ».
– 2022-2023 годы стали периодом расширения продуктовой линейки. Мы осваивали новые базовые автомобили для застройки КДМ. Сегодня у нас есть ОТТС на все самые популярные китайские модели: Howo, Shacman, Sitrak, FAW. В прошлом году начали сотрудничество с группой ГАЗ и запустили производство малогабаритных КДМ на базе ГАЗон Next, которые уже пользуются спросом у городских дорожных хозяйств.
В 2023 году у нас вышло девять новинок. Это четыре модификации КДМ (на базах Howo, ГАЗон Next, шасси и самосвале FAW), а также пять мусоровозов: модификация на базе Shacman с объемом кузова 23 куб.м, две модели (СМ8 и СМ10) на шасси «Компас 12», мусоровоз-трансформер со съемной мойкой контейнеров и мусоровоз «Стандарт» с увеличенной долей отечественных комплектующих.
– Среди КДМ популярными базами являются отечественные КАМАЗ (модели 65115 и 6520) – на их долю приходится 42%. В 2022-м этот показатель составлял 81%. Его существенное снижение объясняется дефицитом в 2023 году.
На втором месте – белорусский МАЗ. Причем доля спецмашин на этих шасси в общем объеме производства за 2023 год выросла с 10% до 22%.
В прошлом году набирали популярность китайские базы Howo, Shacman, Sitrak, FAW, пришедшие на смену базам большой семерки. В результате их доля в общем объеме нашего производства достигла 33%, в то время как в 2022-м она составляла всего 8%. Рынок заинтересован в китайских автомобилях благодаря их привлекательной цене и качеству.
Если говорить о мусоровозах, то самыми популярными базами для них стали автомобили КАМАЗ с долей 56%, на втором месте – МАЗ (20%), на третьем – новинки прошлого года КАМАЗ Компас (18%). 6% мусоровозов производятся на шасси JAC и Shacman.
– Расширение производственных мощностей и создание новых инновационных продуктов. Также планируется углубление сотрудничества с российскими производителями базовых автомобилей ГАЗ и «Урал».
– По КДМ он составляет 90%. Отечественными являются металл 09Г2С, краска, система управления (электроника), а также композиты (баки поставляются из Питера, крыло отвалов – из Подмосковья). 10% приходится на импортные гидравлические компоненты – белорусские, китайские или европейские.
Если говорить о мусоровозах в версии «Премиум», то доля отечественных комплектующих в них составляет 75%. Здесь применяются импортная сталь Hardox 450 с раскроем листа 2х6, а также итальянские гидроцилиндры. Спецмашины в версии «Стандарт» локализованы на 90%. Металл, краска, система управления – отечественные. Из импортного – белорусские гидроцилиндры.
– Можно отметить несколько трендов. Например, импортозамещение. Мы стараемся достичь максимальной локализации без ущерба качеству. Еще один тренд рынка КДМ – автоматизация всех процессов. Многие дорожные компании и городские управления работают с системами мониторинга «Умный город», и наша техника к ним полностью адаптирована.
Также наметился курс на использование новых материалов. Мы, например, стали производить композитное оборудование: отвалы и поливомоечные баки. Композит ударопрочен, термостабилен и износостоек. Стоит отметить и такую тенденцию, как объединение участников отрасли в крупные ассоциации, которые помогают налаживать взаимодействие между игроками рынка и государством. Тренд в коммунальной сфере – укрупнение, здесь рынок занимают в основном большие группы компаний.