Опубликовано: ГП 06-2024
Изотермический/рефрижераторный полуприцеп ТОНАР-97861

50 процентов рынка будут наши!

Презентация магистральной техники завода «Тонар»


Станислав Протасов
Фото автора и Андрея Карасева

В этом году я ехал на традиционный показ магистральной техники ООО Машиностроительного завода «Тонар» (Московская обл., г. Орехово-Зуево, д. Губино) с особенным интересом – что противопоставит прославленное предприятие огромному валу транспортных средств из «дружественных» стран, приходящих на отечественный рынок? Как и ожидалось, посещение не разочаровало. Впрочем, расскажу по порядку.

Генеральный директор ООО МЗ «Тонар» Денис Юрьевич Кривцов рассказал гостям, прибывшим на показ со всей России о новинках в производственной линейке завода.

Оси «Тонар»

Не полагаясь на нестабильных западных «друзей» и не ожидая команды сверху об импортозамещении завод «Тонар» самостоятельно выпускает осевые агрегаты для прицепной техники с 2001 г. За эти годы выпущено более 200 000 осей с барабанными и дисковыми (до 80% от общего количества) тормозными механизмами. На сегодняшний день, каждая третья полуприцепная ось, выпущенная в России, носит марку ТОНАР. В линейке предприятия – оси с допустимой нагрузкой 9, 11, 13, 20 и 25 т. Имеются модели для односкатной и двускатной ошиновки.

На «Тонаре» используют технологию обжимки балки оси, что гораздо технологичнее, чем приваривание к трубе цапфы: исключаются концентраторы напряжений, а переход между диаметрами удается сделать очень плавным, сосредоточив металл именно в том месте, где действуют самая большие нагрузки. Благодаря этой технологии удалось уменьшить себестоимость балки и исключить сварку.

Для осей с допустимой нагрузкой на 20 и 25 т, предназначенных для тяжёлых условий эксплуатации, вместо традиционных рессор конструкторами «Тонара» разработана и запатентована балансирная подвеска на упругих резиновых элементах, которая очень хорошо себя показала при работе с высокими нагрузками на плохих дорогах.

Ось облегчённая с дисковыми тормозами 90431

Шторные полуприцепы, по сравнению с самосвальными, практически никогда не перегружают. Для магистральной прицепной техники «Тонар» разработал облегчённую ось с дисковыми тормозами модели ТОНАР – 90431 грузоподъемностью 9 тонн. Стенка балки оси стала тоньше на 1 мм и составляет 12 мм. Ось оснащается облегчёнными ступицами колёс с вентиляционным отверстием для улучшения охлаждения. Также применены облегчённые блок-подшипники меньшего диаметра, что улучшило накат полуприцепа.

Таким образом, снижение массы осевого агрегата из 3-х осей составляет порядка 100 кг. Благодаря всем этим изменениям удалось снизить расход топлива примерно на 1 л/100 км – т.е. как и при эксплуатации немецких полуприцепов. Новыми облегчёнными осями комплектуются магистральные полуприцепы «Тонар».

Тентованные полуприцепы ТОНАР-9888 и ТОНАР-97882

В 2023 г. рыночная доля тенованных прицепов завода «Тонар» составила 18%. Предприятие стремится увеличить своё присутствие в этом секторе прицепной техники. Определенные надежды возлагаются на новые модели тентованных полуприцепов ТОНАР-9888 (длина 13,6 м) и ТОНАР-97882 (16,5 м).

Для уменьшения массы полуприцепа без снижения прочности передний щит этих полуприцепов выполнен комбинированным из стальных оцинкованных стоек и алюминиевого профиля (ранее применялась сталь). Конструкция задних распашных ворот также изменена – теперь они состоят из 7 профилей вместо 9 у ворот старой конструкции. Чем меньше деталей – тем больше надёжность и меньше масса и себестоимость. Также оцинкованы корзина запасного колеса, боковая защита, ресиверы, кронштейны крыльев и инструментального ящика (толщина слоя 80-200 мкм).

На всех новых моделях полуприцепов теперь устанавливаются облегчённые оси, новый алюминиевый бампер с защитным анодированным покрытием и оцинкованный противоподкатный брус с креплением на виброустойчивых болтах вместо сварки для ускорения ремонта в случае повреждения: заменить брус или бампер можно в течение часа, не требуется ни сварки, ни покраски.

В результате данных изменений масса полуприцепа снизилась на 310 кг, т.е. до 6990 кг (ранее 7300 кг).

ТОНАР-97882

Изотермические/рефрижераторные полуприцепы ТОНАР-97861

Рефрижераторный/изотермический 2-ярусный полуприцеп Тонар R3-13ND (97861) 3-осный, имеет длину 13,6 м. При снаряжённой массе 7760 кг с холодильно-отопительной установкой его разрешенная максимальная масса составляет 38080 кг. Комплектация для 2-го яруса полностью локализована в РФ. Профили от российского производителя.

Этот полуприцеп имеет «полурамную» конструкцию – в отличие от более ранних моделей, которые имели полную раму. Облегченная оцинкованная модульная полурама выполнена из высокопрочной стали и собрана не на болтах, а на заклепках, обеспечивающих надежное не требующее подтягивания соединение. За счет этого, а также за счет использования облегченных 9-тонных осей полуприцеп стал легче, но, в то же время, увеличилась прочность конструкции.

Кроме того, благодаря «полурамной конструкции полезная высота грузового пространства кузова увеличилась на 50 мм и стала как у европейских полуприцепов, к которым привыкли наши потребители и под этот габарит подобраны размеры паллет. В кузов емкостью 87 куб.м. помещается 33 паллеты, а при двухъярусном размещении до 66 паллет .

Пол усиленный – толщиной 123 мм, воспринимает нагрузку, которая раньше воспринималась рамой. Отбортовка высотой 285 мм, толщина боковых стенок 65 мм, крыши и переднего щита – 80 мм, задние ворота 85 мм. Коэффициент теплопроводности – 0,37. Измерения проводит лаборатория «Термогарант».

Стенки рефрижератора состоят из отдельных сэндвич-панелей, что является преимуществом с точки зрения ремонтопригодности – при повреждении заменяется только неисправная панель, а не вся стенка. Задние ворота также изготавливаются на «Тонаре», наполнены пенополиуретаном.

У обновлённой модели заменены петли дверей – на каждую из двух дверей вместо 4-х обычных петель теперь устанавливаются 3 усиленные петли. Фурнитура из нержавеющей стали портал задних ворот – тоже из нержавеющей стали.

Полуприцепы этой модели находятся в эксплуатации уже год. За это время произведено уже около 1000 ед. Никаких замечаний от клиентов не поступало. В настоящее время на изотермические прицепы существует высокий спрос – только от одной крупной транспортной компании «Тонар» получил заказ на 1500 таких полуприцепов!

Универсальный полуприцеп-контейнеровоз ТОНАР-99891

У контейнеровоза ТОНАР-99891 переработана конструкция рамы. Рама изготавливается из высокопрочной стали. Оснащена облегчёнными осями с улучшенным накатом. Реализованные конструкторские решения позволили добиться снижения массы полуприцепа более, чем на 250 кг (снаряженная масса 5940 кг, ранее – 6200 кг), и повысить прочностные характеристики на 30%.

Универсальный полуприцеп-контейнеровоз ТОНАР-99891

Корзина запасного колеса, боковая защита, ресиверы, кронштейны крыльев и инструментального ящика – оцинкованы (толщина слоя 80-200 мкм) и крепятся на виброустойчивые болты.

Утилизационный сбор

Утильсбор на прицепы с 01.01.2023 составляет 720 000 р. Не исключено, что в 2024 г. произойдет индексация с увеличением утилизационного сбора.

Однако, как отметил Д. Кривцов, «Тонар» компенсирует покупателям прицепов ТОНАР 100% утилизационного сбора без повышения стоимости продукции, потому что в 2024 г. уровень локализации производства на заводе превысил 70% и требования Правительства выполнены полностью. В 2026 г. локализация производства должна будет составить уже 80% и работа над выполнением этого требования уже ведется.

Сотрудничество с FAW

Важным этапом в развитии завода «Тонар» стало партнёрство с китайской компанией FAW. После ухода с российского рынка западных производителей грузовиков возникла острая потребность в тягачах для полуприцепов. FAW – один из крупнейших в мире производителей грузовой автомобильной техники достаточно высокого качества. Не удивительно, что именно на эту компанию обратили внимание руководители «Тонара», когда выбирали производителя тягачей и шасси.

Компания «Тонар» стала поставлять грузовики FAW линейки JH6 напрямую от производителя в эксклюзивной адаптированной комплектации. С самого начала компания «Тонар» разработала спецификацию, в которой было порядка 30 замечаний, для адаптации грузовых автомобилей FAW под условия эксплуатации и требования российского рынка.

В итоге получилась неплохая машина, которую «Тонар» продает под коммерческим наименованием ORYX, чтобы подчеркнуть ее отличия от других моделей FAW на российском рынке. «Тонар» поставляет на российский рынок тягачи с колесной формулой 4х2 и 6х4 c роботизированной КП Fast Gear, и пневматической подвеской, а также новинки этого года автомобили-самосвалы 6х4 и 8х4, у которых передняя и задние оси на рессорной подвеске, предусмотрены блокировки межосевого и межколесного дифференциалов.

Все тягачи комплектуются двигателями Weichai мощностью 460 л.с., очень распространенными в России, хорошо знакомыми отечественным механикам и с доступными запчастями. Кабины получили утепляющую обивку и автономный отопитель в штатной комплектации. У тягачей имеются 15-контактные розетки для подключения полуприцепов, холодильник в кабине, исключили заднее стекло в кабине – задняя стенка сплошная, устанавливается видеокамера за кабиной для удобства осуществления сцепки с полуприцепом.

FAW ORYX 4x2
FAW ORYX 6x4

Продано уже несколько тысяч грузовиков FAW ORYX, отзывы от владельцев хорошие. Однако, работа по усовершенствованию и доработке конструкции, комплектации грузовиков, а также повышению уровня их сервиса продолжается. Сейчас, когда машины уже стали поступать в эксплуатацию, у «Тонара» существует надёжная связь с заводом-производителем в Китае и все выявляющиеся в ходе эксплуатации недостатки и несоответствия условиям эксплуатации в России оперативно прорабатываются совместно с китайскими партнерами и находят решения.

В ближайшее время начнется реализация среднетоннажных шасси модели Tiger VH 4x2 грузоподъемностью 10 и 12 т, а также модели JK6 4x2 г/п 18 т под спецнадстройки, и шасси для автомобилей-зерновозов 6х4 (на базе FAW ORYX). Прорабатывается возможность добавить к имеющимся тягачам FAW ORYX с колесными формулами 4х2 и 6х4 еще модель с колесной формулой 6х2.

Сервис

Покупателям автомобилей FAW предоставляется гарантия 1 год без ограничения по пробегу. Компания «Тонар» развивает отдельную сеть обслуживания автомобилей FAW ORYX на всей территории России. Работа по развитию сервисной сети ведется уже больше года: сегодня послепродажный сервис осуществляют порядка 65 СТО по всей стране и более 70 представительств по продаже запчастей.

В июне откроется собственный склад запасных частей площадью 3000 м2. Сервисные парт­неры «Тонара» заказывают запчасти у компании по мере необходимости. «Тонар» развивает систему быстрой логистики, т.е. оперативной доставки запчастей в любую точку страны в течение не более 2-4 дней. И эта система уже работает в Центральной России, Южном и Северо-Западном регионах.

Для удобства клиентов у «Тонара» имеется собственный гарантийный портал, где сервисный отдел может отслеживать прохождение всех гарантийных ремонтов по всей стране.


Генеральный директор Денис Юрьевич Кривцов сказал, что целью развития производства на заводе «Тонар» является завоевание 50% отечественного рынка прицепной техники. И это отнюдь не беспочвенные фантазии – предприятие развивается высокими темпами и шансы достичь необходимых объёмов производства к 2026 году вполне реальны!

Комментировать ... >>