«Умка»
Вездеход НАМИ-1918 «Умка» на шинах сверхнизкого давления
А как хорошо все начиналось… Нам показалось, что возможности этого вездехода безграничны. Подумать только, по болоту – почти как по асфальту. И тут такой казус – застряли. Дальше нас ожидало несколько часов дрейфа, пока не подоспеет помощь. Зато появилось время поближе познакомиться с нашим транспортным средством.
Вездеходное транспортное средство на шинах сверхнизкого давления НАМИ-1918 «Умка» создавался в Московском автомеханическом институте. Основная задача нового вездехода – передвижение по слабонесущим грунтам (песок, снежная целина или болотистая местность) и преодоление небольших водных преград. За базу конструкторы взяли ульяновские карбюраторный мотор УМЗ-4218 объемом 2,9 л и схему трансмиссии с 4-ступенчатой коробкой передач и отключаемым передним мостом. На раму «посажены» кабина и грузопассажирский отсек.
Убранство салона «Умки» очень скромное. Даже пепельницы нет, при том что прикуриватель в наличии имеется. Откровенно архаичная панель приборов, рулевое колесо без каких бы то ни было регулировок, неподрессоренные кресла водителя и переднего пассажира отнюдь не навевают мыслей о приятной комфортной поездке. К тому же у вездехода разный по высоте уровень пола в кабине и отсеке. А когда пробираешься в отсек, постоянно спотыкаешься о торчащую кочергу «ручника». Зато для отопления салона используется не только штатная «уазовская» печка, но и автономный бензиновый отопитель Webasto. Пассажирский отсек отделан мягкой тканью, а в крыше есть откидывающийся люк. Широкие крылья защищают «Умку» от летящей из-под колес грязи, и подножки остаются более или менее чистыми.
Колесная формула | 4х4 |
Габаритные размеры, мм
|
4500х2500х2700 1850 2750 450 |
Снаряженная масса, кг | 1800 |
Полная масса, кг | 2400 |
Грузоподъемность, кг | 600 |
Двигатель | УМЗ-4218 |
Рабочий объем , л | 2,89 |
Максимальная мощность, кВт | 61,8 при 4000 мин–1 |
Максимальный крутящий момент, Н·м | – |
Коробка передач | механическая |
Максимальная скорость, км/ч:
|
70…80 2…3 |
Шины | ТРЭКОЛ 1300х600…533 |
Количество мест | 2+4 |
Параметры | 4х4 | 4х2 |
---|---|---|
Расход топлива при заданных скоростях движения, л/100 км: | ||
30 | 13,5 | – |
40 | 14,0 | 12,0 |
50 | 14,8 | 12,4 |
60 | – | 13,1 |
Расход топлива на смешанных режимах движения по тяжелому грунту, л/100 км, при средней скорости движения, км/ч | 19,1 | 29,6 |
Температура, °С | –10…–6 |
Скорость, м/с | 1…3 |
Атмосферное давление, гПа | 976…980 |
Относительная влажность, % | 78…85 |
Первое знакомство с «Умкой» состоялось еще зимой. Тогда мы замерили расходы топлива на различных режимах и немного «потрамбовали» снег на дорогах Дмитровского полигона. Результаты нас почти удовлетворили. Почему почти? Да потому что, несмотря на впечатляющую проходимость, у автомобиля была куча недоделок: то карбюратор неправильно отрегулирован, то электрика «закоротит». В общем, надежности – ноль.
А сейчас, летом, решили загнать вездеход на болото и посмотреть, что из этого выйдет. А вышло вот что…
В один из жарких дней тест-группа журнала «Грузовик-пресс» отправилась покорять бездорожье в окрестностях Дмитровского полигона. Очень далеко забираться не решились, памятуя о зимних капризах машины. Дорога пролегала через лес и выходила на старое болото. Погода стояла сухая, и особых проблем в лесной чаще у нас не возникло. Стоит отметить, что, несмотря на высокий центр тяжести, машина довольно устойчива. Небольшую речушку мы преодолели «с ходу». Наконец и оно. Болото. Немного подсохшее, но все равно коварное. К нашему удивлению, «Умка» с легкостью преодолел и его. Сделали свое дело шины сверхнизкого давления. И когда до твердой земли оставалось метров двадцать, «Умка» встал. На нашем пути пролегал ручей с виду мелкий, но его дно толстым слоем покрывал ил. Туда мы и угодили. Все попытки выбраться из ручья «в раскачку» успеха не имели. «Умка» зарывался все глубже.
Автомобили данного класса в обязательном порядке должны быть оборудованы лебедками. Ведь лебедка – неоценимый помощник на тяжелом бездорожье. Но почему-то на нашем вездеходе ее не было. Нам оставалось дожидаться помощи со стороны, благо, мобильные телефоны есть у всех членов команды. Первыми на помощь подоспели спортсмены из команды ФГУП НИЦИАМТ по автокроссу. Но легкому «уазику» было явно не под силу тащить двухтонный вездеход. Следующим к месту нашего «заточения» прибыл дежурный полигоновский «Урал». Но, не пройдя и десяти метров по болотной почве, «спасатель» сам зарылся по самые мосты. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не лебедка «Урала». Сначала был вызволен «Урал», а затем настала очередь и «Умки». Дальше выяснилось, что, пока «Умка» пытался вызволить себя сам, у него оборвало правую полуось заднего моста. Автомобиль превратился из полноприводного в переднеприводный. Предпочли больше не рисковать и отправились домой.
На базе полигона выплыла еще одна неприятность. После мойки автомобиль наотрез отказался заводиться, но сам по себе запустился автономный обогреватель. Подмокла электрика. К сожалению, мы в очередной раз убедились, что качество использованных материалов и механизмов автомобиля оставляет желать лучшего. А ведь нельзя использовать непредсказуемый автомобиль. «Умка» позиционируется как транспортное средство для тяжелых условий работы МЧС, МВД, пограничников, а также для рыбаков и охотников. А цена неисправности в этих сферах может быть очень высока.