Прицепного коллапса не будет!
Рынок новой прицепной техники в России за минувший год кардинально изменился. На смену европейским брендам пришли турецкие, частично иномарки заменили российские производители и своё место под солнцем пытаются занять китайские. Отдельный разговор про комплектующие из Турции и Китая, которыми изобилуют отечественные модели. Направление движения отрасли чётко обозначили прошедшие в конце мая специализированные выставки CTT Expo и COMvex 2023.
Большие перемены
После шока, пережитого российским рынком коммерческого автотранспорта весной 2022 года, ситуация выправляется. Перевозчики смирились с тем, что в условиях санкций вместо моделей премиальных европейских брендов придётся возить грузы на технике российского и турецкого производства.
Лидерство Schmitz Cargobull осталось в прошлом. В отсутствие европейских импортёров, сегодня признанным фаворитом продаж нового прицепного состава является машиностроительный завод «Тонар» из деревни Губино Орехово-Зуевского района Московской области. Основанный в 1990 г., он повышает степень локализации, которая по разным моделям составляет от 60 до 95%.
Вторым по объёмам сбыта теперь является калининградский бренд Grünwald, совершенствующий продуктовую линейку с 2007 г. В первую тройку в настоящее время входит основанный в 1980 г. Туймазинский завод автобетоновозов (ПАО «ТЗА») из Республики Башкортостан. Самыми «мясистыми» по количественным закупкам новой прицепной техники остаются Москва и Московская область с совокупным удельным весом в 15%.
Изменения по тягачам и полуприцепам не совпадают. Импортные грузовики теперь преимущественно китайские, а вот зарубежная прицепная техника – турецкая. Дело в том, что в КНР нет моделей, адаптированных для российского рынка и не налажено сервисное обеспечение. Покупать для российского бизнеса трейлеры, фургоны, рефрижераторы, тралы made in China прямо сейчас – означает рисковать доставкой грузов, сроками перевозок и репутацией. Прицепная техника made in Turkey выглядит предпочтительнее.
Китайский Amur
Китайский бренд Amur представляла группа компаний «Лиюаньда» (Liyuanda). Учреждённая в 2004 г., она производит седельные полуприцепы с 2013 г. На территории РФ расположено более 30 точек продаж Amur, которые поддерживают центры в Благовещенске, Красноярске, Челябинске. На CTT Expo были представлены пять моделей прицепной техники: два трала, шторник, самосвал и открытая платформа.
Описания конкретных образцов выставленной техники, к сожалению, не было, и всю информацию можно было черпать только из каталогов с невнятным переводом на русский язык. Шторный Amur LYR9400XXYE с боковинами белого цвета был в составе автопоезда с седельным тягачом Foton Auman (4х2). В каталоге по нему указана длина 13000-17000 мм, ширина 2500-3000 мм, высота 1800-4200 мм, грузоподъёмность 27500-91000 кг.
Самосвальную технику иллюстрировал трёхосный полуприцеп Amur LYR9602ZX. При габаритах 9500х2550х3950 мм у него колёсная база 5473+1310+1310 мм. При снаряжённой массе 13300 кг данная модель способна перевозить 36700 кг груза. Аналогичные модели могут быть длиной 7500-12000 мм, шириной 2500-2550 мм, высотой 3500-4200 мм, грузоподъёмностью 30000-50000 кг.
Второй тяжеловоз в экспозиции Amur – четырёхосная модель с уширителями LYR9907TDP. Каталожные сведения по нему чисто справочные: длина 13000-18000 мм, ширина 2500-3000 мм, высота 1300-4200 мм, грузоподъёмность 50000-132000 кг. Такие же характеристики указаны для четырёхосного полуприцепа-трала Amur LYR99087TDP.
На магистральные перевозки нацелена четырёхосная модель полуприцепа-контейнеровоза Amur LYR9401JSED. На нем расположена металлическая табличка с вырезанным логотипом «АмурСпецТранс» – компании, зарегистрированной в июне 2016-го в г. Зея Амурской области. Контейнеровоз имеет габариты 12600х2500х1200 мм, пневматическую подвеску, две подъёмные оси (первая и вторая), шины размером 385/65 R22.5. Он рассчитан на применение с тягачами на шинах небольшого профиля, чья высота ССУ не превышает 1100 мм. Модель полной массой до 40000 кг способна перевозить два 20-дюймовых или один 40-футовый контейнер.
Auflieger из Турции
Боле 10 лет (с 2012 г.) бренд Auflieger в России представляет эксклюзивный дистрибьютор – ООО «Техно Трейд». Всего в линейке производителя свыше 15 видов полуприцепной техники, включая самосвальную. Таких моделей в настоящее время насчитывается шесть штук, отмечает специалист отдела продаж Никита Москвинов. Их окрашивают в серый, серебристый, синий и красный цвета. На выставке COMvex экспонировался трёхосный красный самосвальный полуприцеп с кузовом Half-Pipe. Теперь он имеет стенки толщиной 5 мм (ранее было 4 мм) и днище толщиной 6 мм (было 5 мм).
Строительный Auflieger модели Star снаряжённой массой 7600 кг обладает усиленной двухлонжеронной рамой и рассчитан на эксплуатацию с тягачами 4х2, 6х2, 6х4. Усиленный задний борт с плотным внешним прилеганием имеет верхнюю навеску и три нижних зацепа. Кузов из шведской стали Hardox 450 имеет объём 34 м3. Он поставлен на усиленные оси SAF SD, которые держат техническую нагрузку 9-11 т. В качестве опции клиент может заказать оси BPW, гидропривод Binotto, оцинкованную раму и специальную обработку кузова против примерзания груза.
На выбор заказчика двухконтурные тормоза Knorr-Bremse TEBS G2.2 или Wabco Trailer EBS-E с функцией противоопрокидывания могут быть с барабанными или дисковыми механизмами. Форма обеспечивает лёгкий и быстрый сход сыпучего груза фракциями до 150 мм. В торцевой части расположена алюминиевая площадка обслуживания. Полуприцеп Auflieger Star на шинах Pirelli, с металлической защитой задних фонарей, передней подъёмной осью, датчиком уровня пола стоит около 5 млн руб.
Калининградский Grűnwald
Российский бренд Grünwald начал освоение рынка в 2007 г. после открытия первого завода в Калининграде (второй заработал в 2017-м, третий запущен в 2023 году). Новинки и обновлённые модели для строительной отрасли в лимонном цвете экспонировали под лозунгом «Мы меняем рельеф».
Самым ходовым «строителем» с эмблемой ёлочки считается трехосный самосвальный полуприцеп Gr.T31-SH вместимостью 31 м3 на шинах 385/65 R22.5. Он имеет борта толщиной 6 мм и днище толщиной 8 мм. При этом его собственная масса в базовом оснащении не превышает 8550 кг. Нагрузка на ССУ установлена в 11000 кг, на осевые агрегаты – 27000 кг (3х9000 кг). Габаритная длина равна 9529 мм, ширина – 2500 мм, высота (в зависимости от выбора заказчика) достигает 3225, 3360 или 3465 мм. Модель грузоподъёмностью 29450 кг рассчитана на работу с седельными тягачами, чья высота ССУ находится в пределах 1220, 1350 или 1460 мм. Стоит такой «строитель» от 4,7 млн руб.
Самосвальный прицеп с поворотным кругом Gr.Tr.Ti22-H-G геометрическим объёмом 22 м3 обладает бортами толщиной 6 мм, основанием в 8 мм и весит от 7800 кг. Высота сцепного устройства – 600 или 900 мм.
Старый знакомый строителей – самосвальный прицеп с тремя центрально расположенными осями Grűnwald Gr.Tr.T16-H-R. С кузовом Half-Pipe геометрическим объёмом 16 м3 и высотой сцепного устройства 650 мм в розницу он доступен по стоимости от 4,4 млн руб. При собственной массе от 6300 кг толщина бортов его платформы достигает 5 мм, а основания – 8 мм. Габаритная длина прицепа – 8870 мм, ширина – 2500 мм, высота – 2800 мм. Внутренняя ширина кузова достигает 2316 мм, высота по передней стенке – 1665 мм. Прицеп на шинах 385/65 R22.5 допустимой полной массой 28000 кг способен перевозить 21300 кг груза.
Вишенкой на торте выглядела самосвальная надстройка второго поколения Grűnwald Gr.TD22-SH-II геометрическим объёмом 22 м3 при внутренней длине 6590 мм, ширине 2450 мм и высоте 1665 мм. Надрамник изготовлен из стали S500 MC, платформа – из стали Hardox 450. Кузов получил борта толщиной 5/6 мм и основание толщиной 6/8 мм. Для подъёма платформы на угол до 50 град. применяется гидрофикация Hyva или Binotto.
Gute Wolf: хороший волк!
Бренд Gute Wolf был представлен компанией «Трак-Платформа» из подмосковного города Люберцы. На рынке РФ он с 2011 г. По словам директора по продажам Владимира Правдина, готовая продукция обеспечена двухлетней заводской гарантией. На выставку COMvex из Люберец привезли четырёхосный стальной цементовоз с серии Millenium. Его колба изготовлена из стали ST-52, а её объём при заказе варьируется от 25 до 55 м3. Цементовоз может иметь исполнение от одного до четырёх отсеков. На выбор клиента и марка осевых агрегатов: BPW, SAF, Sertel. Тип тормозных механизмов (барабанные или дисковые) тоже определяет покупатель, а вот производитель в любом случае один – Wabco.
Импортным является компрессор: Bekomsan или Global Tech производительностью 10,2 или 7,2 м3/мин. Привод компрессора – дизельный или электрический. Цементовоз серии «Миллениум» укомплектован усиленными осями, упрочнёнными сварными швами на колбе, лакокрасочным покрытием в три слоя. Полуприцеп идёт на пневмоподвеске, обут в шины Bridgestone 425/65 R22.5 на колёсных дисках Jantsa. Гарантия составляет 12 месяцев без ограничения по пробегу.
Nursan Trailer
Фирменный оранжевый цвет логотипа и прицепной техники у автоперевозчиков ряда стран уже более 25 лет ассоциируется с компанией Nursan Trailer. Основанная в 1996 г. в турецком городе Конья, она активно участвует в профильных выставках на территории России. На COMvex 2023 продукцию представлял дистрибьютор «Трейд Моторс», работающий с 2006 г.
Один из экспонатов – синий битумовоз с колбой круглого сечения. Он изготовлен из жаропрочной стали P265GH со стенками толщиной 4 мм и дном в 6 мм. Колба утеплена минеральной ватой толщиной 100 мм и установлена на трёхосную тележку грузоподъёмностью по 12 т каждая. Первая ось подъёмная, управление ею кнопочное. Модель рассчитана на работу с тягачами, чья высота ССУ составляет 1250 мм.
Посетители увидели и алюминиевый цементовоз Millenium с двумя люками диаметром 420 мм, дисковыми тормозами, электрическим компрессором. Бескамерные шины размером 385/65 R22.5 забортированы на алюминиевые колёсные диски 11,75х22.5. Шкворень диаметром два дюйма может быть сменён с помощью винтового соединения.
Orthaus
Бренд Orthaus присутствует на российском рынке уже 10 лет, с 2013 г. Здесь его представляет эксклюзивный дистрибьютор ООО «Ортхаус Трейлерс Рус» с головным офисом в Санкт-Петербурге. При этом продукция производится в Турции, на заводе годовой мощностью 15000 ед.
Новинки компании представил исполнительный директор ООО «Ортхаус Трейлерс Рус» Герман Вертов. По его словам, погоду в российских продажах 2022 г. делали тентовые полуприцепы для транспортировки универсальных грузов. На трёх- и четырёхосные модели длиной 13,6 м и четырёхосные длиной 16,5 м пришлось 60% всех продаж. На второй строчке контейнеровозные полуприцепы (17%), на третьей – рефрижераторные (13%). Около 6% сбыта пришлось на рулоновозы, 3% на зерновозы и только 1% на самосвальные модели.
На стенде компании в 15-м павильоне экспонировались три полуприцепа. Один из них – 13,6-метровывй рефрижератор внутренней длиной 13390 мм и шириной 2460 мм на 33 паллеты. Конструкция шасси адаптирована для двух положений шкворня, что позволяет эксплуатировать рефрижераторный полуприцеп Orthaus в сцепке с грузовыми автомобилями с разной колёсной формулой 4х2, 6х2 и 6х4. Возможна установка ХОУ как китайских, так и европейских брендов. Рефрижератор в четырёхосном исполнении габаритной длиной 17299 мм и внутренними размерами 16710х2460 мм весит 10500 кг, берёт на борт 41 паллету с грузом.
Посетителям был представлен и шторно-бортовой полуприцеп для универсальных грузов. Его выпускают с тремя и четырьмя осями (из них одна или две подъёмные) габаритной длиной 13,6 и 16,7 м. Для удобства погрузки и выгрузки конструкторы сделали подъёмную крышу и оснастили её системой «Антилёд» для очистки от снега и наледи. Тент идёт в антивандальном исполнении, усиленный сеткой из стальных тросов. Модели собственной массой 7000 и 7500 кг грузоподъёмностью до 32000 и 31500 кг рассчитаны на работу с тягачами 4х2 и 6х2, чья высота седла составляет 1150 мм.
На внешнем периметре стенда Orthaus припарковали трёхосный 11-метровый самосвальный полуприцеп полезным объёмом 30 м3. Он создан для эксплуатации с седельными тягачами 4х2 и 6х4. Его погрузочная длина с жёлобом составляет 9420 мм, высота бортов 1660 мм, колёсная база 6677 мм. Высота ССУ в ненагруженном состоянии характеризуется значением 1250 мм, а в нагруженном – 1220 мм. Кузов сварен из шведской стали Hardox. Самосвал оснащён осями BPW, тормозной системой Knorr Bremse с полноценной ABS и RSS, электронным помощником при разгрузке и системой предупреждения об опрокидывании.
Минские «зубры»
Основанный в 1944 году Минский автомобильный завод представил новинки совместно с основанной в мае 2010 г. дочерней компанией ООО «МАЗ-РУС». В центре 15-го зала минчане проиллюстрировали комплексное решение: грузовой автопоезд из седельного тягача МАЗ-64322J (6x6) и трёхосного бортового полуприцеп МАЗ-975800.
Бортовой полуприцеп МАЗ-975800 на трёхосной тележке имеет габариты 13800х2550х3140 мм (высота по коникам) и межосевое расстояние по 1540 мм. Для грузов образуется площадь 33,5 м2, а полезный объём достигает 22,13 м3 Толщина настила пола в 27 мм и рессорная подвеска позволяют перевозить 31850 кг груза. Снаряжённая масса полуприцепа достигает 10150 кг.
Штатно МАЗ-975800 идёт на шинах размером 16.00 R20 под тягачи с высотой седла 1650 мм.
НЕФАЗ: сделано в Башкортостане
Два десятка моделей автомобильной, специальной и прицепной техники, включая носителей бренда НЕФАЗ на седельных полуприцепах, представило ПАО «КАМАЗ». Трудно было пройти мимо вишнёвого самосвального полуприцепа НЕФАЗ-9509-16-30 с платформой объёмом 30 м3. Внутренняя длина платформы составляет 8550 мм, ширина – 2300 мм, высота – 1655 мм, погрузочная высота – 1550 мм. Штатная высота ССУ равна 1200 мм. Изготовленный из стали 09Г2С и оснащённый подъёмной передней осью, он обладает полной массой 39000 кг и перевозит до 30900 кг груза. При уменьшенной до 8100 кг снаряжённой массе (ранее было 9300 кг) модель нацелена на работу с двухосными тягачами.
Табличка «Hardox in my Body» украсила кузов белого трёхосного полуприцепа-самосвала снаряжённой массой 8000 кг с. Платформа Half-Pipe изготовлена из износостойкой стали Hardox 450. Объём кузова равен 20 м3, мосты держат техническую нагрузку по 12500 кг, а грузоподъёмность достигает 24500 кг (технически – 36000 кг). Полуприцеп обладает внутренними размерами 8230х2320х1585 мм. Оборудован пневмо-рессорной подвеской всех осей, передней подъёмной осью с функцией опускания при нагрузке.
Бортовой полуприцеп-контейнеровоз со съёмными бортами габаритной длиной 13900 мм грузоподъёмностью 30500 кг создан для эксплуатации с седельным тягачом 4х2 или 6х4 с ССУ высотой 1116-1162 мм. Его профиль – перевозка бетонных плит, монолитных блоков, кирпича, досок, щитов, металлоизделий. Для транспортировки контейнеров по ГОСТ-18477-79 полуприцеп оборудован 12 фитингами. Особенности исполнения: съёмные 10 боковых и один задний борт, четыре пары боковых и одна пара задних стоек.
В колонне прицепной техники оказался и трёхосный шторный полуприцеп снаряжённой массой 7400 кг, полезным объёмом 92 м3 и грузоподъёмностью 31900 кг. Он предназначен для тягача с высотой ССУ 1120-1150 мм и нагрузкой на седло не более 12000 кг. Модель оснастили съёмными алюминиевыми бортами, тентом, тремя парами боковых стоек. Специальные устройства позволяют сдвигать полностью или частично крышу и боковые части тента.
Кузов имеет внутреннюю длину 13640 мм, внутреннюю ширину 2480 мм, загрузочную высоту до элементов крыши 2740 мм. Надстройка имеет 16 отверстий под коники с двух сторон. Коники 80х80 мм с толщиной стенки 5 мм длиной 1900 мм и высотой от пола 1800 мм установлены в количестве 12 шт.
«Политехник» и его V-Trailer
Работающий с марта 2007 г. машзавод полного цикла «Политехник» из Санкт-Петербурга на выставке COMvex 2023 показал трёхосный шторный полуприцеп V-Trailer 329 с кузовом объёмом 91 м3. «Политехник» представил его вместе с компанией ВКР (В-Кран), основанной в 1998 г.
Его облегчённая рама изготовлена из высокопрочной стали S700/S500. В конструкцию включены оси SAF, пневматическая система SORL, электрооборудование Ermax во взрывозащищённом исполнении, опорное устройство Jost грузоподъёмностью 24000 кг. Зарубежное происхождение имеют алюминиевые задние ворота BPW Smartmaster II, стойки Versus Adaico L-Fix, сдвижная крыша Versus, система осевых нагрузок AxisLoad.
В трёхосной тележке применены бескамерные шины Cordiant размерностью 385/65 R22.5 на дисках 11,75х22.5. Бортовой тент выполнен из ПВХ плотностью 900 г/м2, крыша – плотностью 680 г/м2. Шторник демонстрировался с седельным тягачом Foton Auman EST4 (4х2).
Сделано «ТОНАРом»
Работающий на рынке с 1990 года, МЗ «ТОНАР» продемонстрировал две модели седельных полуприцепов. Одна из них – четырёхосный шторно-бортовой полуприцеп 97882 с двухъярусной загрузкой и подъёмной крышей. Объём кузова «Тонар-97882» достигает 110,6 м3, что обусловлено внутренними размерами 16540х24800х2700 мм.
В снаряжённом состоянии модель весит 9800 кг, при этом она позволяет перевозить 27000 кг. Допустимая нагрузка на ССУ равна 10500 кг, первая и вторая (или на выбор четвёртая) оси выполнены подъёмными в автоматическом режиме.
Второй объект – модернизированный трёхосный самосвальный полуприцеп модели 95892 в сцепке с тягачом FAW Oryx (4x2). Новинка с задней разгрузкой была в модернизированном исполнении.
В числе изменений – балкон с ограждением для работы с новым механизмом свёртывания и разворачивания тента. Вместо стальной трубы применена алюминиевая, которая в три раза легче. Толщина полок рамы увеличена с 8 до 12 мм. Оси в усиленном варианте держат нагрузку до 13000 кг.