Опубликовано: ГП 04-2023

Гибкие, но несгибаемые

В горной добыче используются самосвалы различных конструкций. Но о «гибкой раме» возможно вы услышите впервые! Среди привычных карьерных самосвалов есть с жёсткой рамой с колёсной формулой 4х2, 6х4 и 6х6. Ещё одним из классов машин являются шарнирно-сочленённые самосвалы ADT (articulated dump trucks). Но эта техника требует специфического обслуживания, которая увеличивает расходы на содержание парка, либо ограничена условиями эксплуатации.

Особенности «гибкой рамы»

Именно компания Tonly запатентовала в свое время конструкцию «рамы на гибком соединении» и стала первопроходцем на рынке трёхосных карьерных самосвалов с рамой этого инновационного типа. Гибкорамные самосвалы, как и жёсткорамные, имеют единую раму, но в основе конструкции «гибкой» рамы – усиленный трёхслойный швеллер из высокопрочной стали WISCO W610L с высоким модулем упругости. Передний и задний сегменты рамы соединены высокопрочной гибкой конструкцией, а задняя подвеска с листовыми рессорами и балансиром оборудована V-образными направляющими. Эти элементы конструкции обеспечивают повышенную подвижность осей самосвала относительно друг друга, позволяют передней и задней ходовым тележкам совершать более значительные перемещения относительно друг друга (т.е. «скручиваться»), чем на обычной жёсткой раме. Поэтому при движении по неровностям у машин с такой рамой сцепление с дорожной поверхностью гораздо лучше, чем у жёсткорамных.

Данные особенности конструкции гибкой рамы и задней подвески позволяют карьерному самосвалу выдерживать высокие нагрузки при перевозках в условиях бездорожья. Такие самосвалы имеют значительную грузоподъёмность в сочетании с высокой проходимостью на бездорожье. Более того, как показала практика, за счёт меньшей собственной массы эксплуатационные расходы у машин такого класса ниже, чем у жесткорамных и сочленённых конкурентов аналогичной грузоподъёмности, т.е. сроки окупаемости у самосвалов с гибкой рамой меньше.

Линейка самосвалов на гибкой раме уже успела зарекомендовать себя в Китае. В частности, полноприводные самосвалы Tonly с МКП являются лидером продаж в КНР. Подобные карьерные самосвалы широко используются в Китае для перевозки вскрышных пород, угля и руды при добыче полезных ископаемых открытым способом.

Опыт эксплуатации Tonly в России

Новые самосвалы Tonly позволяют выполнить работу в тех же условиях, при меньших изначальной стоимости, вложениях и расходах на содержание парка, чем карьерные мастодонты и ADT внедорожного габарита.

На вскрышных и подготовительных работах, а также в условиях пересечённой местности эти самосвалы эффективно справляются с транспортировкой руды и тяжёлых грузов, аналогично самосвалам класса ADT. А благодаря высокой скорости и сравнимой маневренности позволяют решить массу гаражных проблем, а также логистических задач на неровных поверхностях и грунтах с низкой опорной способностью. Помимо горных работ к ним относятся гидротехническое, дорожное строительство, подготовки нулевого цикла на распределённых кустах в условиях Севера или экстремальных дорожных условиях. Высокой ликвидности также способствует их полный привод.

Сейчас, когда нарастает интерес к этому виду техники, внедорожные самосвалы, обладают схожей проходимостью с вездеходами и они стали подспорьем в строительных и вскрышных работах в последние 10 лет.

Популярности добавляет их универсальность в связи с развитием новых проектов в угольной, горной и нефтегазовой отраслях, а также модернизации добычи. Только за 5 лет импорт 3-осных карьерных самосвалов увеличился в 5 раз и их доля теперь составляет 20% рынка карьерных самосвалов с колёсными формулами 4х2.

По традиции, потенциальные клиенты высказывают консервативные опасения, в связи с переходом на новую технику для работы в условиях бездорожья. Однако, опыт эксплуатации Tonly во многих странах (Малайзия, Пакистан) на слабонесущих грунтах, показал, что самосвалы Tonly отлично справляются с поставленными задачами в этих тяжёлых условиях.

В России полноприводные самосвалы Tonly на гибкой раме уже успешно зарекомендовали себя в суровых условиях Сибири и Дальнего Востока на неподготовленных стройплощадках при отсыпке грунта в процессе вскрышных работ, на подрядных работах при перевозке угля. Эта техника эксплуатируется в Хабаровском крае на строительстве железной дороги Эльга – Чумикан. Так, только на побережье Охотского моря 24 полноприводных трёхосных карьерных самосвала Tonly перевозят вскрышные породы. Машины задействованы в две смены и успешно выдержали морозы Дальнего Востока. На Сахалине в Углегорске они также транспортируют уголь, в Сибири заняты на перевозке руды на золотодобывающих предприятиях.

Среди особенностей следует отметить сокращённый срок поставки запасных частей для самосвалов в сравнении с обеспечением запчастями для шарнирно-сочленённых самосвалов европейских и американских брендов, находящихся под санкционным давлением, для Tonly средний срок поставки ниже в два раза.

На данный момент компания Tonly входит в число лидеров рынка трёхосных карьерных самосвалов КНР и поставляет в Россию две модели самосвалов.

Tonly TLD93

При выборе самосвала на проект очень важно подбирать комплексное решение. Так, трёхосные самосвалы Tonly TL875MA грузоподъёмностью 60 т с ГМП с «угольным» кузовом объёмом 54 м3 уже более 4 лет задействованы на проекте по добыче угля в «Солнцевском угольном разрезе» на Сахалине вместе с экскаватором Hyundai R1200, оснащённым 6,7-кубовым скальным усиленным ковшом. В среднем, каждый самосвал перевозит 55 000 м3 угля на плече в 2,5 км в месяц. Режим работы – 22 часа в сутки в 2 смены.

На основе анализа работы машин предыдущей серии компания обновила модельный ряд и выпустила самосвал грузоподъёмностью 70 тонн – TLD93 для транспортировки горной породы и угля. Эта машина стала результатом плодотворной работы специалистов поставщика с заводом- производителем.

Самосвал TLD93 оборудуется турбодизелем Cummins Z14 мощностью 560 л.с. (412 кВт); кузовом на 40 м3 для перевозки скальных пород, либо кузовом для перевозки угля вместимостью 65 м3 и шинами 16.00R25 (E4). Колёсная формула 6х4 позволяет снизить расход дизельного топлива.

Tonly TL859

Следующая новинка – Tonly TL859 рассчитана на передвижение по слабым грунтам, в условиях бездорожья. Сфера применения такой машины: вскрышные работы, начальная стадия строительства и развития разреза, небольшие рудники, где нет условий для применения жёсткорамной техники.

Благодаря особенностям конструкции, основными из которых являются высокая проходимость, колёсная формула 6х6, АКП и грузоподъёмность 40 т, Tonly TL859 представляет собой достойную альтернативу шарнирно-сочленённым самосвалам. Для повышения проходимости TL859 комплектуется шинами увеличенной размерности: передние – 23.5R25, задние – 750/65R25. Дорожный просвет увеличен по сравнению с моделями предыдущего поколения и составляет 530 мм.

Самосвалы TL859 оснащаются турбодизелем Weichai WP12G460E310 мощностью 460 л.с. (338 кВт). Двигатели этого семейства хорошо себя зарекомендовали, в том числе, на карьерных самосвалах, благодаря неприхотливости в эксплуатации, простоте в обслуживании и ремонте, низкой стоимости запасных частей. В стандартную комплектацию самосвала Tonly TL859 также входят предпусковой подогреватель двигателя, кузов для скальной породы вместимостью 24 м3 и камера заднего вида.

Возможна и поставка отдельного шасси без кузова с завода Tonly. Покупатель может самостоятельно установить на него цистерну либо другой агрегат, необходимый для работ в карьере.

Общее в конструкции новых моделей самосвалов

Оба самосвала комплектуются мостами компании HanDe, поставщика, являющегося крупнейшим производителем мостов и осей для специализированной и автомобильной техники на рынке КНР.

Обе новые модели оборудуются лицензионными агрегатами от западных производителей, которые не входят в санкционный список и, следовательно, проблем с их поставкой нет. В частности, на всех машинах устанавливаются гидроцилиндры Hyva, автоматическая ГМП FAST-Caterpillar (на мод. TLD93 – FC6A250DPRT; на TL859 - FC6A210DPRT).

В конструкции новых моделей предусмотрен гидравлический ретардер. Тормоз-замедлитель позволяет снизить скорость движения самосвала на длинном спуске без ущерба для мощности и ресурса двигателя, а также уменьшить нагрузку и износ рабочей тормозной системы, что крайне важно для безопасной эксплуатации.

Возможна комплектация несколькими вариантами кузовов:

    1. с задним бортом / без заднего борта;
    1. прямоугольного или U-образного сечения;
    1. различной ёмкости и футеровки в зависимости от назначения самосвала (для вскрыши, руды или угля);
    1. гладкий, с дополнительными ребрами жесткости/футеровкой.

Комплектация всех карьерных самосвалов рассчитана на условия работы в северных регионах. Завод-изготовитель гарантирует работу машины в диапазоне от +40 до –40°С. В России самосвалы данной серии с 2023 года уже приступили к работе на угольном разрезе в Кемеровской области, где их основной задачей стала перевозка вскрышных пород.

НАША СПРАВКА

Компания Tonly (полное название Shaanxi Tonly Heavy industries Co., Ltd.) находится в г. Сяньян провинции Шэньси, Китай, специализируется на выпуске карьерных самосвалов с 2004 года и сегодня занимает лидирующие позиции в своём секторе. В данный момент модельный ряд компании включает в себя самосвалы грузоподъёмностью от 20 до 70 т, в том числе полноприводные трёхосные карьерные самосвалы-породовозы и углевозы, электрические самосвалы, тоннельные самосвалы, специализированные поливальные машины и топливозаправщики.

Масштабы компании Tonly впечатляют: на внутреннем рынке Китая на долю ее продукции приходится 30% продаж, объём производства составляет 8500 единиц в год, каждые 12 минут со сборочной линии сходит готовый самосвал.

Среди потребителей ее продуктов – крупнейшие компании: и китайские угольные гиганты, и международные корпорации, такие, как LaFarge (Франция) и Heidelberg (Германия). И это неспроста – компания Tonly ведёт непрерывную работу по усовершенствованию конструкции своих карьерных самосвалов, а также по расширению модельного ряда. Например, на карьерах КНР в режиме опытно-промышленной эксплуатации работают сейчас беспилотные карьерные самосвалы Tonly.

125315, г. Москва, 2-ой Амбулаторный проезд, 10 Тел.: +7 (495) 662-64-61 www.shantui-sit.ru

Комментировать ... >>