Тест-драйв: ГАЗ A31S12 Соболь NN
ГАЗ A31S12 Соболь NN | |
---|---|
Начало продаж в России | декабрь 2022 года |
Цена | от 2 695 000 руб. |
Автомобиль вне конкуренции или без конкурентов? Разве такое возможно? Увы, это реалии нашего сегодняшнего автомобильного рынка. Сегмент микроавтобусов, минивэнов и компактных грузовых фургонов практически пустует, за редкими исключениями. И тут, появление новинки из Нижнего Новгорода – действительно знаковое событие!
Итак, передо мной зверь по имени Соболь, согласно спецификации модели ГАЗ A31S12, а согласно торговому наименованию Соболь поколения NN, то есть третьего по счёту среди лёгких горьковских грузовиков и микроавтобусов. Именно этот пушной семейства куньих пропустил в своём роду второе поколение NEXT, весьма популярное на российских дорогах среди парнокопытных родственников более высокого тоннажа.
А кто с ним в компании коллег? Легендарно-классический УАЗ семейства СГР (старый грузовой ряд – согласно наименованию изготовителя) и немногочисленные клоны китайского JAC Sunray – новичок Sollers Atlant и не совсем новенький МАЗ-3650. Все другие хоть сколь-нибудь похожие автобусики, фургончики и «вэны» пока от нас уехали, надеюсь, не навсегда. Дальше – больше. Новый Соболь, в былые времена, отобрав на пару со старшей ЦМФ-Газелью кусок рыночного пирога у Спринтера и Транзита, был бы с большой натяжкой конкурентом не только машинам концерна «Стеллантис», корейским Стариям или немецким Транспортерам, но и самому себе в первом поколении. Потому что новинка ощутимо крупнее и вместительнее, хоть и не прибавила в официальных показателях грузоподъёмности. Визуально это короткая Газель NN с цельнометаллическим кузовом, если бы не односкатная ошиновка заднего моста.
В заводской гамме
По состоянию на начало февраля 2023 года покупателям доступны три версии нового Соболя. Основная версия: цельнометаллический фургон А31S12-420 полной массой 3,5 тонны за 2 790 000 руб.; облегчённый вариант: цельнометаллический фургон А31S12-420 полной массой 2,49 т. С целью снижения снаряжённой массы не имеет декоративной обивки боковин грузового отсека и фанерного настила пола, а также запасного колеса, сдвоенное пассажирское сиденье заменено одинарным, без подогрева. Паспортная грузоподъёмность – 139 (!) кг. Цена вопроса – 2,695 млн руб. Третий вариант – грузопассажирский (комби): цельнометаллический фургон А32S12-420 полной массой 3,5 тонны с 7-местной кабиной, откидными столиками в спинках передних сидений и складными спинками задних сидений для трансформации в спальное место. Этот автомобиль согласно официальному прайсу стартует от отметки 2 905 000 руб.
Нам на тест достался второй, для Москвы, пожалуй, самый беспроблемный вариант. Можно на время забыть о грузовых каркасах и пропуске внутрь ТТК.
На фоне рабочего и колхозницы
Ключи от красного фургона вместе с актом приёма-передачи автомобиля получаю буквально в двух шагах от южного входа ВДНХ, где помпезные «сталинки» сквозь связь поколений передают вахту практичным панельным многоэтажкам. Но всё точно наоборот с предметом нашего сегодняшнего теста, за четверть века превратившегося из утилитарного транспортного средства в отлично, даже по легковым меркам, оснащённый автомобиль.
Внешне фургон, окрашенный в стильный красный цвет с рубиновым оттенком смотрится на пять с плюсом. Дизайнеры постарались: органично вписана новая оптика, многокомпонентная декоративная решётка радиатора, подштамповка в центре капота, солидный бампер – образ цельный, запоминающийся, ничем не хуже свежих европейских моделей. На удивление легко и тихо закрываются двери, аккуратно подогнаны зазоры, отрегулированы замки: неслыханно для отечественного автопрома. Но сразу и придирка – задние распашные двери фургона способны распахнуть себя только на угол 180 градусов. Почему не на 270, как у ГАЗели NN? Все дело в коротком заднем свесе «соболиного» кузова: боковая сдвижная дверь и правая створка задней двери, будучи полностью открытыми, просто стукнулись бы друг об друга.
В кабине меня встретило шикарное подпружиненное водительское сиденье с подлокотниками и бессметным количеством регулировок, их 18, включая вылет подушки, поясничный подпор и коррекцию жёсткости с учётом веса водителя. Рулевая колонка регулируется только по углу наклона, но создаётся впечатление, что большего и не требуется, благодаря лояльности кресла устроиться можно очень удобно.
Отправлен в отставку традиционный замок зажигания, вместо него кругляш кнопки «старт/стоп», по соседству рукоятка электрического стояночного тормоза, а на экране бортового компьютера в комбинации приборов трёхмерная картинка с автомобилем, демонстрирующая в том числе незакрытые двери. Сама панель скроена функционально, с изобилием полок, ящиков и ниш. Но в этот раз действительно не бестолково одаренных, а реально подходящих для листов А4, пластиковой тары, прочих мелочей, для любимого гаджета вообще предусмотрено штатное место, и вот, например, для заводского руководства и сервисной книжки – в недрах перчаточного ящика имеется специальный бокс. 6 usb-разъёмов, гнездо прикуривателя, в дополнение рядом ещё просто 12-вольтоая розетка – приноси с собой любое оборудование, подключим, запитаем! На потолке симпатичный блок с плафонами и очешником, но в противосолнечных козырьках нет зеркальца с подсветкой – сугубо мужской автомобиль? Немного огорчает, что всё это великолепие выполнено из жесткого пластика. Хотя, с другой стороны, его же не нужно постоянно трогать руками?
Мультимедийная система с цветным 9-дюймовым дисплеем умеет ориентироваться на местности. Мне очень понравилась ещё одна крайне полезная опция «мультимедийки» – можно в электронном виде читать подробную инструкцию по эксплуатации автомобиля (на русском языке) – оценит не только молодёжь. Но вот в этом электронном царстве цифры не нашлось места камере заднего вида или хотя бы простейшему парктронику. Правда, газовцы обещают, что в скором времени они станут доступны для автомобилей семейства NN в качестве опции, а пока их можно заказать как допоборудование у любого дилера.
В городской толчее
Подкрутив электрорегулировки отличных лопухов зеркал, поёрзал на сиденье, чуть прибавил жёсткости – в путь. Информативная педаль сцепления с длинным ходом и удобный джойстик КП не требуют адаптации, вообще. Обзор мегаотличный, придраться не к чему. Однако электропривод стояночного тормоза не обучен распознавать корректное начало движения, как на большинстве иностранных автомобилей, поэтому приходится тратить время, зафиксировав педаль тормоза терпеливо ждать пока редуктор ослабит тросы. И не надо проводить аналогий с «кроколыгой» традиционного ручника, дескать её же тоже надо отпускать при трогании. Да, надо, но в умелых руках балансирование механическим рычагом стояночного тормоза это ещё и дополнительный инструмент трогания на уклоне, точной плотной грузовой стыковки с терминальным окном, а иногда и помощник на скользкой дороге или в слякоти. Электроручник пока всего этого не умеет.
Короткие низкие передачи в сочетании с довольно динамичным двигателем позволяют уверенно стартовать. Правда, вторая требует чуть больших усилий для включения, чем того ожидаешь, а между третьей и четвёртой разрыв больше, чем между другими передачами: двигателю не нужно столько оборотов на третьей, но если не подкрутить выше двух тысяч, на четвёртой он скисает. На высших передачах движка в кабине почти не слышно, автомобиль легко и непринуждённо парит в потоке, несмотря на то, что он, в общем, не маленький. Есть в этом и заслуга рулевой рейки с гидроусилителем – острое рулевое управление оборачивается всего примерно за 1,7 оборота рулевого колеса, при этом углы поворота управляемых колёс обеспечивают радиус поворота всего 5,4 метра. В ходовой части царит покой и порядок. Стабилизаторы поперечной устойчивости, многорычажка спереди, амортизаторы с удлинённым ходом и новые рессоры задней оси справляются со своими обязанностями. Во всяком случае, пока техника с иголочки. Неплохо, очень неплохо научили новый Соболёк ездить заводские специалисты…
Архитектурные не излишества
Соболь третьего поколения сохранил классическую рамную конструкцию с продольным расположением двигателя и задним приводом.
Знакомый двигатель Cummins ISF 2.8s5F148 настроен на пятый экологический класс, мощность 139 «скакунов» при 3400 об/мин, крутящий момент составляет 320 Нм при 1400…2700 об/мин.
С ним в паре установлена долгожданная новая КП, 6-ступенчатая, собственной разработки. Согласно официальным заявлениям, новая КП обладает увеличенным ресурсом в 300 тыс. км и рассчитана на работу с крутящим моментом до 450 Нм. Повышающая шестая передача (0,643) должна по идее снизить расхода топлива на величину до 15%. Ещё эта КП предусматривает возможность отбора мощности для спецоборудования.
Рулевой механизм реечный, с нижним расположением рулевой рейки, пока с гидроусилителем ZF (пока из старых запасов), но это временное решение. Обещали, что ему на смену скоро придёт электроусилитель, а вместе с ним и новые ассистентские возможности. Передняя подвеска независимая, на двойных поперечных рычагах.
В задней подвеске на продольных полуэллиптических рессорах оптимизированы крепления амортизаторов с целью увеличения их рабочего хода и применены новые пакеты трёхлистовых рессор.
Задний ведущий мост, типа «Спайсер» обладает технически допустимой грузоподъёмностью 3300 кг, что недвусмысленно намекает на истый потенциал грузового фургона в укор заявленным 139 кг паспортной грузоподъёмности.
Тормозная система гидравлическая, с АБС, тормозные механизмы на всех осях – дисковые. Стояночный тормоз с электромеханическим приводом, редуктор установлен в зоне уравнителя тросовых колёсных приводов.
Отечественное детище
Общие впечатления от новинки несмотря на некоторые огрехи более чем позитивные: красивая, отлично оснащённая, динамичная, неплохо продуманная и собранная машина. Безусловно, это и технический, и технологический шаг вперёд.
Обратите внимание на базовое оснащение
Среди списка оборудования, которое имеет Соболь NN уже с завода: предпусковой подогреватель, 6-ступенчатая МКП, подогрев сидений, подрессоренное водительское сиденье (с подлокотниками, регулировкой поясничного подпора, регулировкой жёсткости подвески под вес водителя, раздельной регулировкой передней и задней части подушки по высоте и др.), климат-контроль с кондиционером, стекло ветровое с электрообогревом, электрический привод стояночного тормоза, кнопка запуска двигателя, мультимедийное головное устройство с навигацией, руль с клавишами управления головным устройством, бортовой компьютер с цветным дисплеем, 6 точек подключения мобильных устройств, датчик света, датчик дождя, сигнализатор ремней и незакрытых дверей, телематический модуль GAZ Connect. ГУР, дисковые тормоза на всех колесах, АБС, светодиодные фары (основные, противотуманные, ДХО), круиз-контроль, электропривод стеклоподъёмников, электропривод и подогрев наружных зеркал заднего вида, обивка боковин грузового отсека до крыши с улучшенными свойствами, настил пола противоскользящий и износоустойчивый из фанеры, с такелажными петлями, люк для перевозки длинномеров в перегородке.
Наша справка
Соболь NN в некоторых цифрах
Габаритные размеры автомобиля в мм – 5110х2068х2445,
колёсная база 3005 мм,
объём грузового отсека 7,8 куб.м,
размеры грузового отсека в мм – 2600х1830х1630,
расстояние между колесными арками 1350 мм позволяет вместить 3 стандартных европоддона,
погрузочная высота 760 мм.
Официальная гарантия производителя на новый автомобиль составляет 4 года или 200000 км, гарантийные обязательства на кузов от сквозной коррозии – 12 лет. Техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 20000 км или один раз в год.
Полная масса, кг | 2 499 |
Снаряжённая масса автомобиля, кг | 2 360 |
Колесная формула | 4х2 |
Число мест | 2 |
Двигатель:
|
Cummins ISF 2.8s5F148, турбодизель, рядный, 4-цилиндровый, Евро-5 2,776 139 при 3400 мин-1 320 при 1400 - 2700 мин-1 16,9 |
Коробка передач | Механическая, 6-ступенчатая |
Сцепление | Однодисковое, сухое, с гидроприводом |
Главная передача | Гипоидная, передаточное отношение – 4,3 |
Тормозные механизмы | Дисковые на всех осях |
Подвеска | Передняя – независимая многорычажная, задняя – на продольных полуэллиптических рессорах, стабилизаторы поперечной устойчивости на передней и задней оси |
Шины | 235/65R16C |
Объем топливного бака, л | 80 |
Минимальный дорожный просвет, мм | 180 |
Особое мнение,
шеф-редактор «ГП» Юрий Петров:
Возможен ли перегруз?
Столкнулись вплотную впервые с явным недобором грузоподъёмности в междугородной, городской и складской логистике мы на примере теста… серпуховской «Оки» в 2007 году. Тогда определили наглазок этот параметр в 70-80 кг, хотя было ясно, что СеАЗ и 3 центнера увезёт. А «Соболь НН» – лишь 139 кг при снаряжённой массе 2,36 т. Но ведь это масса всего лишь 4 евроокон, причём далеко не самых крупных!
Ограничив «грузовой каркас» в центре Москвы в 2,5 т, власти решили, казалось бы, две проблемы: улучшить экологию и снизить уровень шума в жилой застройке. На деле это не совсем так, и способы «обойти» каркас уже давно найдены. Даже если сознательные перевозчики и не лукавят, растёт перепробег в обход запретных улочек, что явно никак выбросы не снижает, а вот альтернативы снизить трафик губит наверняка. Ещё некий условный эксплуатант может зачислить машину в Единую региональную навигационно-информационную систему Москвы (РНИС) с авторизацией, затем он регистрируется в качестве заявителя (перевозчика), указывает сведения (ТС, водителя, сведения о перевозке), потом подаёт заявку на пропуск для ТС и получает пропуск на движение по маршрутам. Как исключение – при полной массе 3,5 т нужно проживать в центре. А если маршрут регулярно меняется?
Кузов «Соболь NN» вмещает 3 европоддона – это 15 кг за каждый поддон и лишь 31 кг груза (3 курьерских рюкзака по 20 литров каждый). Но это лишь 0,55 кубометра! А с остальным грузовым пространством что делать? Так я вам скажу, где "надыбать" такой легковес – это цветочные поддоны, вешалки с готовым платьем, собранная мебель, кейтеринг или клининг, благо в отсеке предусмотрено 6 такелажных петель. Возможны и легковесные стройматериалы (мультипанели, утеплитель, пластик, керамзит в мешках объёмной массой 200-350 кг/м3).
Но тогда напрашивается дверь в заднюю стенку кабины для более удобного доступа в грузовой отсек с рабочего места водителя, раз уж центральное кресло ампутировано. Ведь придётся работать с частыми остановками или деликатным грузом. Но будет и иначе: станут грузить, не афишируя явный перегруз, ведь ходовая часть Соболя NN полной массой 2,5 т точно такая же, как у собрата полной массой 3,5 т. А это значит, что при необходимости такой облегченный фургон запросто возьмет тонну груза и даже не поперхнется.