«Гидравлическая лаборатория Лео»
Как коллекционер масштабных моделей автомобилей, я рад, что несмотря на все современные реалии, препятствующие свободно жить людям всего мира, на любознательность и потребность в общении моих коллег по хобби, они никак не влияют. Многие приспособились общаться не лично, а с помощью различных чатов или приложений. Больше читаем, смотрим, разыскиваем, а затем делимся результатами со всеми, кому это интересно.
Уверен, самый часто задаваемый вопрос коллекционерам: зачем формируется коллекция? Ответы различны. Мне близок такой: для расширения кругозора. Казалось бы, это вполне логично, да, существует предмет коллекционирования и человек все глубже узнает его особенности и многообразие. Однако это не совсем так. В процессе коллекционирования приобретается столько интересных знаний, во множестве областей, что даже сложно было предсказать соприкоснулись бы вы с ними если бы не желание пополнить своё собрание. Например, как быстро и дёшево оплатить лот за рубежом. Сейчас это не сложно, но лет 20 назад задача была нетривиальной. Как быстро составить поисковый запрос в сети или как правильно осуществить поиск источников в библиотеке, как сохранить и каталогизировать найденное, и многое другое. А если уж обсуждать предмет коллекционирования, в нашем случае копии автомобилей в масштабе 1:43, возникает ещё больше вопросов. Например, для рационального использования имеющегося бюджета, что включать в коллекцию и почему? А для этого как минимум нужно понимать из чего выбрать и на основе каких критериев. Каждый, естественно, решит все вопросы сам, и обязательно в процессе станет осведомлённее, что-то где-то прочтёт, узнает, сравнит, то есть расширит знания и кругозор. Процесс открытия нового постоянен и очень интересен, и сегодня я докажу вам это, познакомив с моделями автомобилей в масштабе 1:43 от «Гидравлической лаборатории Лео».
Обычно, когда я рассматривал новые экземпляры миниатюрных копий грузовых автомобилей, меня больше интересовало многообразие их марок. ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ или MAN, SCANIA… Сравнивая миниатюры можно отследить развитие конструкторских решений, использованных для проектирования грузового автомобиля в различные периоды их производства, понимать основное предназначение (военное, гражданское, специальное и т.п.). однако впервые увидев продукцию «Гидравлической лаборатории Лео» производитель шасси как-то сразу отступил на второй план. В этих масштабных моделях с непонятными для меня сокращениями, добавленными к марке производителя типа УАЗ АГП, ЗИЛ ЛТГ, СВАРЗ УТТС, УРАЛ ИФ, ЗИЛ ОПТ важнее что шасси несет на себе и как это воспроизвёл в масштабной модели мастер. И естественно я начал поиск. Нашёл несколько книг (кстати, рекомендую: Ю. И. Гудков, Н.П. Сытник «Автомобильные подъемники и вышки», И.А. Лагерев «Моделирование рабочих процессов манипуляционных систем мобильных многоцелевых транспортно-технологических машин и комплексов», Б. И. Кувалдин «Прицепной состав лесовозных дорог») значительно расширив свой кругозор познакомился с историей прототипов, их типами, сферой применения и правилами эксплуатации, расшифровал для себя непонятные аббревиатуры и понял – автомобильные подъёмники, вышки, манипуляторы – это целый мир ранее абсолютно не знакомый. Он затерялся за самосвалами, кунгами, цистернами, бетономешалками, дальнобойными тягачами и прочей грузовой автомобильной техникой. Вспомнились некоторые масштабные модели и конверсии, виденные ранее: вышка «Краснодарец-18А» на базе ГАЗ-53 от «Компаньон», лесовозы на конверсионном шасси модели МАЗ-503 от завода «Электроприбор» из Костромы, но они были довольно примитивны относительно продукции «Гидравлической лаборатории Лео». Поэтому я понял, что познакомиться с создателями мастерской поближе будет точно познавательно. В процессе поиска информации и общения с коллегами, выяснилось – «Гидравлическую лабораторию Лео» создал Вячеслав Войкин и пока всё, что она производит, создано им лично.
Из биографии мастера
Вячеслав, уроженец Горьковской (теперь Нижегородской) области, техникой интересовался с раннего детства. Одним из первых проектов был его новый велосипед, который он успешно разобрал, а вот возвращал его к первоначальному виду уже папа будущего мастера. Он же вдохновил Вячеслава на интерес к масштабным моделям, точнее, на первом этапе к их сборке, купив ему самую первую в его жизни сборную модель самолета Второй мировой Hawker «Tempest» Mk.V, производимой с 1979 года в СССР на заводе «Луч» (г.Ярославль). Так Вячеслав Войкин начал мастерить, где самостоятельно, развивая навыки работы с различными инструментами, выполняя небольшие работы, помогая содержать родительский дом в порядке или впитывая науку на школьных уроках труда, или собирая очередную модель самолёта или корабля из набора для сборки. Поэтому не удивительно, что вскоре Вячеслав по чертежам из журнала «Моделист Конструктор» с нуля и полностью самостоятельно из различных подручных материалов смог создать копию красивейшего парусного барка «Крузенштерн».
Взрослея, получив образование техника-технолога и работая на металлургическом производстве, Вячеслав Войкин не забыл свое увлечение и всегда с удовольствием сначала создавал модели военной техники из наборов в 35-м масштабе, затем начал их конвертировать, воспроизводя прототипы, нереализованные в производственной программе компаний, предлагающих киты и наборы для сборки. Ведь по-настоящему увлеченному человеку не только хочется иметь копию интересного прототипа на своей полке, но и такого, какого нет у остальных. К сорока годам, уже имея приличный опыт в сборке и конвертировании, Вячеслав обратил свое внимание на 43-й масштаб, начав вместе с подрастающим сыном формировать свою собственную коллекцию копий автомобилей специальной техники.
Выбор масштаба и вопросы копийной подвижности
Почему «сорок третий»? Он меньше, чем 35-й, а значит в одном и том же объёме жилого пространства, можно разместить больше моделей, чем в 35-м масштабе. Первой работой стала копия экскаватора на базе МТЗ 82, ранее похожее, но не уделяя должного внимания проработке мелких деталей, в масштабе 1:43 изготавливал «Компаньон». Захотелось сделать гораздо лучше, максимально близко к оригиналу, и самое главное, обеспечить функциональность дополнительного оборудования, чтобы оно двигалось также, как на прототипе (именно подвижность большинства элементов модели – основная особенность, до сих пор отличающая копии Вячеслава Войкина от многих других, и именно поэтому впоследствии он дал название собственному бренду – «Гидравлическая лаборатория Лео»). И у него прекрасно получилось. А так как Вячеслав всегда интересовался воссозданием моделей техники, копии которой еще никто не производил, он обратил свое внимание на специальные автомобили, оснащённые интересным дополнительным оборудованием – автовышки, автоманипуляторы и прочее. Так он не тратил время на воссоздание в масштабе шасси автомобиля, используя для этого в качестве доноров продукцию известных брендов SSM, «НАП», «ДИП», «Элекон», «Сарлаб» и другие, а все усилия концентрировал на скрупулёзном воссоздании в масштабе дополнительного оборудования и доведения шасси доноров для достижения максимальной копийности (например, обогащая кабины некоторых из них открывающимися элементами, дополнительной оптикой и множеством мельчайших деталей : дворники, лючки бензобаков, эмблемы, знаки качества, солнцезащитные козырьки, зеркала заднего вида и др.). Благодаря постоянной работе сначала стала пополняться их с сыном собственная коллекция, причем будущий прототип для воссоздания в модели, Вячеслав выбирал с сыном вместе, сын же был и первым критиком того что получилось, а только потом работа демонстрировалась коллегам – коллекционерам на форумах в сети или реальных встречах.
Выбор материала
Основной материал, из которого Вячеслав создает свои масштабные модели – пластик, ему очень нравится работать с его разными типами, на практике познав основные нюансы их свойств и приёмов обработки. Например, конвертируя мосты используемых доноров и превращая их в поворотные используется АБС пластик, потому что он позволяет создать мелкие, но достаточно прочные детали, чтобы мост был качественно проработан и при этом надолго сохранил функционал. Перед тем как начать работу над новой моделью Вячеслав просматривает огромное количество фотографий ее прототипа, причем процесс этот неторопливый и может продлиться много месяцев, пока в голове мастера прототип не разложится на составные детали будущей своей копии. И тогда с помощью надфилей, гравера, самодельного сверлильного станка и прочего инструмента изготавливаются все основные детали, используя клей Akfix с активатором модель собирается, используя краски Motip окрашивается с помощью аэрографа. Шасси модели комплектуется высоко зарекомендовавшим у многих коллекционеров шинами и дисками от украинской мастерской «Маэстро», дополняется новой оптикой (например, от «3А-Студия» или Сrazy Classic Team), травлёными деталями мастерской «Петроград», а если что-то необходимо нестандартное, нужные детали помогает изготовить методом фототравления Игорь Новиков.
Конечно, столь интересные и необычные модели грузовой техники привлекли внимание множества коллекционеров, поэтому Вячеслав стал создавать копии специальной техники не только для себя, но и небольшими тиражами, вначале 3…5 штук, далее больше. Что интересно, первым его тиражным проектом стал также первый автопоезд ЛТГ-95 с гидроманипуляторным загрузочным устройством, созданный на базе ЗИЛ-157 в СССР в 60-х годах XX века на замену автопоездам с канатно-лебедочными системами погрузки древесины. Затем последовали лесовоз с манипулятором «Синегорец-75», полуприцеп АУ-548, автовышка АГП-9.01 на шасси УАЗ, автовышка на шасси Газели ПАГ-12, фронтальный погрузчик на шасси трактора МТЗ, монтажный подъёмник на шасси трактора и автомобиля ОПТ-9195, СЕВАР УТТС-3902-10, МАЗ-500 «Мусоровоз». Дополнительно по заказу коллег изготавливал копии различных манипуляторов «Инман», БАКМ и другое. Каждая последующая модель впитывала в себя весь предыдущий опыт и мастерство и не смотря на признание коллег и их многочисленные положительные отзывы Вячеслав не перестаёт сильно волноваться при передаче каждой модели заказчику. Самый большой тираж – 42 штуки пока был у копии УРАЛ-4320 с манипулятором «ИФ300». В настоящее время количество деталей, изготовленных им для каждой копии некоторых моделей превышает тысячу штук (!)
Яркая индивидуальность
Сейчас Вячеслав на заслуженном отдыхе, что позволяет ему больше времени уделять любимому делу и общению с коллегами. Несколько лет подряд он участвует в слете моделистов, проходящем в городе Набережные Челны, где его модели много раз высоко оценивались коллекционерами, получая первый приз. Все заказчики Вячеслава Войкина давно стали его друзьями, поэтому он всегда с радостью исполняет их просьбы, добавляя в созданные для них экземпляры небольшие отличия (между сиденьями – журнал с Бриджид Бордо, в задней части кабины-настенный календарь с Аллой Пугачевой, на приборной панели – пачка Беломорканал и другое), подчёркивая индивидуальность каждой модели. Теперь они разъехались по множеству частных коллекций, в каждой сохраняя его теплоту, частичку души и результат огромного труда. Будем ждать новые масштабные модели интересной, необычной и не очень распространённой техники, чьи прототипы ежедневного облегчают труд тысячам людей в разных точках земного шара!