Cедельный тягач MAN TGX 18.400 4х2 BL SA
Модель: | MAN TGX 18.400 4x2 |
---|---|
Производитель: | MAN Truck & Bus AG |
«Весной 2021 года первые четыре седельных тягача MAN TGX нового поколения были отгружены эксплуатанту. Ими оказались MAN TGX 18.400 4x2 пятого экологического класса. Накануне официальной премьеры в рамках закрытого показа для представителей отраслевой прессы мне удалось немного обкатать новинку. Есть что рассказать.
Фейслифтинг. Новая решётка радиатора, хищный взгляд светодиодной оптики, дерзкий наклон зеркальных стоек. Это снаружи. Внутри новый интерьер, панель приборов, ручки, клавиши, мультимедиа, спальник – изменилось всё. Но каркас кабины прежний, силовая линия с массой модернизаций, но уже знакомая нам, а очередная новейшая электронная архитектура догоняет будущее. Клубок противоречий старого и нового, или нового и новейшего? Давайте разбираться.
Веяния
Рассматриваю кабину, думаю, ассоциирую. Наконец-то в эпоху развитого компьютерного моделирования и возможностей современного графического дизайна начали рождаться действительно красивые автомобили. На рубеже веков создателей «колбасило» от проверенного биодизайна 90-х до угловатых функциональных форм, подчёркивающих превосходство аэродинамики. Затем пошли роботы и киборги в автомобильном облике. Долгое время в реализацию гармоничной внешности вторгались хмурые без эмоций расчётливые технари, препятствуя выпестовать красивые формы своими требованиями разместить всевозможные устройства, узлы, блоки, отчего брали верх над разумом всяческие решётки, световые приборы, крышки и кожухи просто до несуразности невообразимых форм. Но современному IT удалось всех примирить на какое-то время. Вновь к автомобилю приятно подходить, а постер с его изображением способен украсить стены не только туалетов АТП и мужских раздевалок…
Интерьер, рабочие и релаксационные площадки
К делу. Распахиваю широченную дверь. Здесь от души поработали специалисты по эргономике. Сначала не понятно, что произошло, но залезать в кабину стало удобнее. А произошло следующее. Поручни разнесены шире, дверь открывается на угол 89 градусов, то есть почти под прямым углом, лестница с противоскользящим покрытием ступенек смещена к центру дверного проёма. Раньше на эти «мелочи» ушли бы годы экспериментов, а теперь, знай себе, двигай 3D-модель на мониторе с высоким разрешением…
Самое главное внутри – принципиально новое «торпедо». Передняя панель, слава богу, больше не комод привередливой бюргерши Гербочки бальзаковского возраста в симбиозе с отточено строгим дизайном западногерманского стоматологического кабинета. Всё гораздо дружелюбнее.
Водителя обвивает недурно исполненный блок с цифровой комбинацией приборов и 12,3-дюймовым монитором мультимедийки. Как рассказали создатели машины, панель разделена на две функциональные зоны: считывания и управления. По правую руку прикрытая легкосъёмной крышкой шайба контроллера управления настройками автомобиля и мультимедиа Smart Select. Не путайте её с селектором автоматизированной трансмиссии. Он (селектор) больше не напоминает рукоятку кухонной плиты или центральный переключатель света и переехал с тумбы между сиденьями на правую сторону рулевой колонки. На тумбе остались кран стояночного тормоза и предмет множественных споров – «парашют». С одной стороны в электронно управляемой тормозной системе всего автопоезда особой надобности в нём и нет, но руки, ноги и органы чувств по настоящему искусного водителя порой способны творить чудеса, так не будем лишать профессионала его инструментов. Но как быть с теми, кто неверно оценивает свои драйверские навыки, в сторону преувеличения?
Управление функционалом при помощи шайбы Smart Select показалось уж слишком заумным, но это за время короткого знакомства. Возможно, отработав несколько дней привыкнешь так, что не захочешь отказываться. Колпак блокировки шайбы донельзя оригинален, но не позволит в движении что-либо изменить случайным касанием.
А вообще всё здорово! За температурой следит климат-контроль, сиденье водителя сделала знаменитая фирма Recaro по спецзаказу мюнхенского концерна, рассчитав его специально для водителя любой комплекции. Само собой, что оно с пневмоамортизацией, поясничным подпором, охлаждением и обогревом. К материалам не придерёшься, в довольно просторной, но не самой высокой кабине конечно же нашлось достаточно места для всевозможных ящичков, ниш и полок для вещичек.
Зону отдыха тоже постигли позитивные изменения. Нижняя полка длиной 2 метра и шириной 80 см подойдёт самым разным людям. Матрас толщиной 110 мм позволит не чувствовать себя принцессой на горошине. Но продольный профиль спального места бескомпромиссно предлагает лежать головой в сторону правой двери…
В пользу теплоизоляции в новом поколении полностью отказались от боковых окон с остеклением, и правильно сделали.
За кабиной широкая рабочая площадка позволяет удобно работать со сцепной станцией и другим оборудованием. 800-литровый топливный бак и ёмкость для AdBlue на 75 л позволят нечасто беспокоиться о наличии АЗС.
Вождение
11-литровый, точнее рабочим объёмом 10518 cм3, двигатель D2066LF41 пятого экологического класса мощностью 400 л.с. c системой нейтрализации SCR, хоть и не самый великий богатырь в строю предлагаемых для РФ «мановских» моторов даёт стабильную тягу. На заказ в России доступен максимальный 640-сильный двигатель для всякого рода тяжестей. Полагаю, основной пул продаж придётся на середнячков, развивающих четыре сотни «с хвостиком» кобыл.
К автоматизированной КП претензий нет, она под стать мотору вполне своевременно заботится о верном передаточном отношении. Для специфических условий перевозок её снабдили аж целым десятком прошивок: от экономичных до тяжестей и бездорожья, не забыв даже про наливные грузы. В протестированном тягаче алгоритм КП был обогащён функцией «выезда методом раскачки» - пригодится нашему человеку… Электрический «ручник» работает адекватно.
При внеплановом экстренном торможении аварийная сигнализация включается автоматически. Адаптивный темпомат (для тех, кто не в курсе, немцы так любят иногда называть круиз-контроль) работает чётко, но на кривой в плане, теряя лидера, стремится максимально быстро вернуться к заданной скорости, что неприятно, надо быть начеку.
Матчасть очень кратко
Двигатели шестицилиндровые, рядные «мановские», для нашего рынка перекочевали с предыдущего поколения. Ничего нового. Они без системы рециркуляции ОГ, но присутствует система каталитической нейтрализации с мочевиной и есть сажевый фильтр.
Электронная архитектура электропроводки здесь использует CAN и Ethernet.
В задней оригинальной пневмоподвеске MAN роль стабилизатора поперечной устойчивости частично выполняет Х-образная реактивная тяга, попутно повышая эксплуатационную надёжность крепления ведущего моста. В отличие, от наиболее распространённой А-образной штанги, она даже при предельном износе или повреждении шарниров всегда позволит добраться своим ходом до места ремонта.
Интервал ТО для тягача в РФ - 80000 км, не много и не мало, средний показатель среди «семёрки».
В итоге
Возраст модели TGX – не помеха модернизации или вовсе смены поколений, её потенциал не исчерпан, а для европейского рынка доступна версия Euro 6 с новым двигателем D38 и КП MAN «Tipmatic 12».
Для России в 2021 году маркетологи MAN Truck & Bus минимизировали пакетные предложения по оснащению своих грузовиков. Сочетания опций практически любые – собирай свою машину как конструктор…
Полная масса тягача / автопоезда, кг (технически допустимая) | 19000 / 44000 |
Распределение нагрузки по осям | 8000/13000 |
Колёсная формула | 4х2 |
Колёсная база, мм | 3600 |
Подвеска: передняя/задняя | Малолистовые рессоры/ пневматическая |
Двигатель:
|
D2066LF41 Дизельный, 6 цилиндров в ряд (Euro 5, SCR) 10518 400 при 1900 мин-1 1900 при 1000 мин-1 |
Коробка передач:
|
MAN TipMatic 12.26DD (семейство ZF 12 AS) 12/2 |
Передаточное отношение главной пары | 2,81 |
Шины | 315/70R22,5 |
Тормозная система | Пневматическая с электронным управлением, дисковые тормозные механизмы на всех колёсах |
Объём топливного бака, л | 800 |
Объём бака для синтетической мочевины, л | 75 |