Спецавтомобили производства Ярославского электромеханического завода (ЯЭМЗ)
В 1990-е в стране началась эпоха приватизации и реорганизации предприятий по всей стране. ЯЭМЗ в этих турбулентных условиях сумел сохранить свой потенциал. Этот период характерен сразу двумя направлениями – организационным и техническим. В первом плане была проведена огромная работа по реструктуризации завода и создании на его базе холдинговой компании «ЭМЗ», состоящей наряду с головным предприятием АООТ «ЯЭМЗ» из нескольких фирм и совместных предприятий.
Каждое из подразделений, обладая определенной независимостью, занималось отдельным направлением деятельности всего холдинга в целом. Это позволило стабилизировать финансы и крепко устоять на ногах в столь бурное время, занимаясь основным делом – производством.
В техническом же вопросе важной вехой стала разработка в 1993 году передвижных высоковольтных лабораторий серии «ЛВИ», которые получили современное оснащение, позволявшее эффективнее проводить испытательные работы. Новое семейство состояло из трех моделей, отличающихся назначением, и как следствие, набором оборудования: ЛВИ-1 (для испытаний высоковольтного оборудования), ЛВИ-2 (для поиска мест повреждения кабеля) и ЛВИ-3 (комплексная лаборатория для обоих видов работ). Все три модели изготавливались на шасси ГАЗ-66-11 или ГАЗ-3307 и имели унифицированный деревометаллический кузов, несколько модернизированный по сравнению с образцом середины 1980-х (боковая дверь, окна новой конструкции и т.д.), но в тех же габаритах. C приходом 1990-х каждый заказ от энергетиков стал носить индивидуальный характер, поэтому кроме основных базовых шасси ЯЭМЗ стал предлагать установку оборудования ЛВИ в любой подходящий потребителю автомобиль. Так, с 1996 года были освоены лаборатории на базе автобусов ПАЗ-3205 (модель 3990), вахтовок НЕФАЗ и на шасси ГАЗ-3302 (модель 2713-01). Интересно, что кузов-фургон для «Газели» также оставался деревометаллическим, как и на лабораториях ЛВИ на шасси ГАЗ. Столь архаичная конструкция с деревянным каркасом хоть и была технологична в производстве, но недолговечна в эксплуатации. К тому моменту пришло понимание, что необходимо проектировать и осваивать цельнометаллические кузова.
Первым шагом в этом направлении стало создание в 1994 году спецавтомобиля БАРС (бригадный автомобиль релейной службы) на шасси УАЗ-3303 со сварным каркасным кузовом вагонного типа, конструкция которого была подсмотрена специалистами завода у вахтовой машины АПВ-У-01 производства АООТ «Псковавто». Получилась универсальная машина, которая могла использоваться как обычный микроавтобус для 8 пассажиров (мод. 2215) или как ремонтная летучка на 5 пассажиров с комплектом релейной защиты (мод. 2215-01) и двумя вариантами кузовов – со стандартной или повышенной (для мод. 22151, 22151-01) крышей. Изготовление нового микроавтобуса было выведено в отдельное дочернее юридическое лицо – АОЗТ Совместное российско-венгерское предприятие «Интерэлектро ЛТД», созданное в еще в мае 1992 года для управления кузовным производством холдинга «ЭМЗ».
Чуть позже, в 1995 году, был создан даже 11-местный микроавтобус мод. 22152 на шасси ГАЗ-3302, аналогичный по конструкции БАРСу, но с необычной пассажирской прислонно-сдвижной дверью. К сожалению, этот проект был реализован лишь в одном опытном образце, поскольку горьковский завод тогда анонсировал выпуск своих цельнометаллических фургонов ГАЗ-2705, и ярославцы от идеи собственной машины по экономическим соображениям отказались. Несмотря на это, в те годы, когда передвижные лаборатории не пользовались большим платежеспособным спросом у энергетиков, расчет на создание гражданских модификаций все равно оправдался, так как это позволяло загрузить мощности производством более востребованных автомобилей общего назначения. Так появились различные промтоварные фургоны в тех же кузовах, и что выпускаемые ЛВИ: мод. 2713 на шасси «Газель» и целое семейство мод. 3789 на шасси ГАЗ и ЗИЛ.
В 1997 году завод разработал новые унифицированные кузова (цельнометаллические) под выпускаемые фургоны, лаборатории ЛВИ и линейные машины ЛМ-1: мод. ЯЭМ12 на шасси ГАЗ-3307/3308/3309, мод. ЯЭМ6 на шасси ЗИЛ-5301БО/433362, мод. ЯЭМ14 на шасси ГАЗ-3302 и другие на различных шасси (от УАЗ-33036 до Урал-4320 и КАМАЗ-43101). К началу 2000-х помимо этих основных типов машин предприятие выпускало различные лаборатории, которые комплектовались в основном блоками КИП и испытательным оборудованием собственного производства. Среди них машины технической службы связи (МТСС), лаборатории катодной защиты «Магистраль» (ЛКЗ) и качества сварных соединений ЛКС, экологические лаборатории ЛЭК и многие другие, выпускавшиеся по отдельным заказам. В 2003 году ЯЭМЗ начал осваивать производство кузовов-фургонов из сэндвич-панелей, более легких и долговечных. Вместе с тем, в связи с развитием цифровых технологий и возможностью изготавливать более компактное оборудование, постепенно переводимое на цифру взамен аналогового, завод в соответствии с пожеланиями заказчиков стал все чаще изготавливать лаборатории ЛВИ на базе цельнометаллических фургонов самого широкого спектра («Газель», Mercedes-Benz Sprinter, Ford Тransit, IVECO Daily и др.). Популярность их именно в таком исполнении объясняется просто: многие энергохозяйства сегодня находятся в городской черте, и мобильность в сочетании с компактностью здесь намного важнее. В настоящее время подобные лаборатории составляют львиную долю заказов, но от собственного кузовного производства завод не отказывается, тем более что заказы на полноприводные шасси тоже имеются, ведь машины на шасси КАМАЗ, Урал, Садко NEXT пользуются спросом у энергетиков на магистральных сетях, что актуально для бескрайних и не всегда проходимых просторах нашей страны. Причем это не только лаборатории, но и линейные машины, мастерские и т. д.
В настоящее время ЯЭМЗ продолжает выпускать три базовые модели электротехнических лабораторий под фирменным брендом «ЛВИ HVT» (где HVT – High Voltage Testing, с англ.яз. «высоковольтные испытания»): испытательные, используемые при вводе в эксплуатацию и профилактике энергетического оборудования и кабелей (подают повышенное напряжение в сети для выявления пробоев и утечек); кабельные, используемые для поиска мест повреждения в кабельных сетях, и комплексные (сочетают оба варианта). Обозначаются они, как и более старые машины, по тому же принципу – ЛВИ HVT-1, ЛВИ HVT-2 и ЛВИ HVT-3, соответственно. Производственные мощности завода позволяют сегодня выпускать до 7 полностью комплектных машин типа ЛВИ HVT в месяц. Ввиду разнообразных, часто индивидуальных, требований со стороны заказчиков по комплектации и базовому шасси почти каждая машина – это штучный продукт. В этом ключе заниматься дорогой сертификацией спецавтомобилей с оформлением ОТТС, ПТС и нанесением своего VIN-кода просто не выгодно, поэтому завод с 2014 года полностью перешел на оформление изготовленных машин через процедуру внесения изменений в конструкцию. Это позволяет более гибко реагировать на спрос и пожелания клиентов. Интересно, что продукцию ЯЭМЗ хорошо знают и в Европе, поскольку у холдинга есть собственное производственное предприятие на Кипре (г. Ларнака) – Vitaldrive Ltd, которое выпускает передвижные лаборатории с начинкой ЯЭМЗ. Тем приятнее, что современное наукоемкое производство в России все еще существует и даже развивается.
Модель | Назначение по ОКП |
Шасси (кузов) | ТУ | Габаритные размеры | Снаряженная масса, кг |
Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
2215 / 22151 | автобус | УАЗ-3303 (ЯЭМ7 / ЯЭМ7-01) | ТУ 4517-001-12660871-94 | 4450х1960х2140 / 4450х1960х2335 | 1830 / 1880 | Мест - 9 |
22152 / 22152-01 / 22152-011-01 | автобус | ГАЗ-3302 (н.д.) | ТУ 4511-002-00109872-95 | 5340х2000х2350 | 2400 | Мест – 11 / 6 + 500 кг / 4 + 800 кг |
22153 / 22153-011 | автобус | УАЗ-33036 (н.д.) | н.д. | 4700х1960х2335 | 2800 | Мест – 9 / 6 + 550 кг |
22153-01 / 22153-03 / 22153-05 (ЛВИ) | лаборатория | УАЗ-33036 / УАЗ-330362/ УАЗ-330364 (н.д.) | ТУ 34-09-10909-93 | 4700х1960х2335 | 2900 | |
22153-02 / 22153-04 / 22153-06 (МТСС) | мастерская | УАЗ-33036 / УАЗ-330362/ УАЗ-330364 (н.д.) | ТУ 4853-005-00109872-99 | 4780х1960х2535 | 2450 | |
2713 | фургон | ГАЗ-3302 (кузов д/м*) | ТУ 4511-002-00109872-95 | 5440х2100х2700 | 2300 | г/п 1200 кг |
2713-01 / 2713-02 (ЛВИ) | лаборатория | ГАЗ-3302 (кузов д/м / ЯЭМ14) | ТУ 34-09-10909-93 | 5440х2100х2850 | 3300 / 3100 | |
2713-03 / 2713-06 (ЛВИ) | лаборатория | ГАЗ-2705 / ГАЗ-27057 | ТУ 34-09-10909-93 | 5540х2075х2200 (2550) / 5475х2075х2300 (2650) | 3400 / 3300 | |
2713-04 / 2713-07 (ЛЭК) | лаборатория | ГАЗ-2705 / ГАЗ-27057 | ТУ 34-09-10909-93 | 5540х2075х2200 (2550) / 5475х2075х2300 (2650) | 3400 / 3300 | |
2713-05 / 2713-08 (ЛПИТ) | лаборатория | ГАЗ-2705 / ГАЗ-27057 | ТУ 34-09-10909-93 | 5540х2075х2200 (2550) / 5475х2075х2300 (2650) | 3400 / 3300 | |
3789 / 3789-011 | фургон | ГАЗ-66-11 / ГАЗ-66-40 | ТУ 4511-002-00109872-95 | 5540х2075х2200 (2550) / 5475х2075х2300 (2650) | 4800 | г/п 1830 кг |
3789-01 / 3789-011-01 (ЛМ-1) | мастерская | ГАЗ-66-11 / ГАЗ-66-40 | ТУ 34.09.873-76 | 5900х2360х2950 | 5500 | |
3789-02 / 3789-011-02 (ЛВИ) | лаборатория | ГАЗ-66-11 / ГАЗ-66-40 | ТУ 34-09-10909-93 | 5900х2360х2950 | 5900 | |
37891 | фургон | ГАЗ-3307 (кузов д/м) | ТУ 4511-002-00109872-95 | 6540х2360х2890 | 3700 | г/п 4500 кг |
37891 / 37891-05 | фургон | ГАЗ-3307 (ЯЭМ12 / сэндвич*) | ТУ 4511-002-00109872-95 | 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 | 3270 | |
37891-01 / 37891-03 (ЛМ-1) | мастерская | ГАЗ-3307 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 34.09.873-76 | 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 | 3870 | |
37891-02 / 37891-03 (ЛВИ) | лаборатория | ГАЗ-3307 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 34-09-10909-93 | 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 | 4390 | |
37891-011-02 (ЛВИ) | фургон | ГАЗ-3309 (кузов д/м) | ТУ 34-09-10909-93 | 6540х2360х2890 | 3700 | |
37891Т / 37891X | фургон | ГАЗ-3309 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 4511-002-00109872-95 | 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 | 3270 | |
37891C / 37891H (ЛМ-1) | мастерская | ГАЗ-3309 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 34.09.873-76 | 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 | 3870 | |
37891E / 37891K (ЛВИ) | лаборатория | ГАЗ-3309 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 34-09-10909-93 | 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 | 4390 | |
37892 | фургон | ЗИЛ-5301БО (ЯЭМ6) | ТУ 4511-002-00109872-95 | 6218х2360х2835 | 3950 | |
37892-01 (ЛМ-1) | мастерская | ЗИЛ-5301БО (ЯЭМ6) | ТУ 34.09.873-76 | 6218х2360х2835 | 4350 | |
37892-02 (ЛВИ) | лаборатория | ЗИЛ-5301БО (ЯЭМ6) | ТУ 34-09-10909-93 | 6218х2360х3035 | 5300 | |
37893 | фургон | ЗИЛ-433362 (ЯЭМ6) | ТУ 4511-002-00109872-95 | 6720х2480х3020 | 4895 | |
37893-01 (ЛМ-1) | мастерская | ЗИЛ-433362 (ЯЭМ6) | ТУ 34.09.873-76 | 6720х2480х3020 | 5295 | |
37893-02 (ЛВИ) | лаборатория | ЗИЛ-433362 (ЯЭМ6) | ТУ 34-09-10909-93 | 6720х2480х3220 | 5295 | |
37894 / 37894-07 | фургон | ГАЗ-3308 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 4511-002-00109872-95 | 6844х2360х2980 / 6844х2360х3240 | 4200 | |
37894-01 / 37894-05 (ЛМ-1) | мастерская | ГАЗ-3308 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 34.09.873-76 | 6844х2360х2980 / 6844х2360х3240 | 4800 | |
37894-02 / 37894-06 (ЛВИ) | лаборатория | ГАЗ-3308 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 34-09-10909-93 | 6844х2360х3140 / 6844х2360х3240 | 5320 | |
37894-03 (ЛКЗ) | лаборатория | ГАЗ-3308 (н.д. / сэндвич) | ТУ 4521-027-00109872-2000 | 6844х2360х3200 | 4500 | |
37894-04 (ЛКС) | лаборатория | ГАЗ-3308 (н.д. / сэндвич) | ТУ 4521-028-00109872-2000 | 6844х2360х3200 | 5100 | |
37894C / 37894E | фургон | ГАЗ-33081 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 4511-002-00109872-95 | 6844х2360х2980 / 6844х2360х3240 | 4200 | |
37894B / 37894-09 (ЛМ-1) | мастерская | ГАЗ-33081 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 34.09.873-76 | 6844х2360х2980 / 6844х2360х3240 | 4800 | |
37894A / 37894-08 (ЛВИ) | лаборатория | ГАЗ-33081 (ЯЭМ12 / сэндвич) | ТУ 34-09-10909-93 | 6844х2360х3140 / 6844х2360х3240 | 5320 | |
37895E / 37895F (ЛМ-1) | мастерская | Урал-4320-41 (кузов ц/м / сэндвич) | ТУ 34.09.873-76 | 7872х2500х3310 / 7900х2500х3510 | 9400 | |
37895A/ 37895P (ЛВИ) | лаборатория | Урал-4320-41 (кузов ц/м / сэндвич) | ТУ 34-09-10909-93 | 7872х2500х3310 / 7900х2500х3510 | 10450 | |
37895B / 37895M (ЛКЗ) | лаборатория | Урал-4320-41 (кузов ц/м / сэндвич) | ТУ 4521-027-00109872-2000 | 7872х2500х3310 / 7900х2500х3510 | 9550 | |
37895C / 37895L (ЛКС) | лаборатория | Урал-4320-41 (кузов ц/м / сэндвич) | ТУ 4521-028-00109872-2000 | 7872х2500х3310 / 7900х2500х3510 | 9500 | |
3990 / 3990-011 (ЛВИ) | лаборатория | ПАЗ-3205 / ПАЗ-32051 | ТУ 34-09-10909-93 | 7000х2520х2960 | 6000 / 5960 | Мест - 5 |