Спецавтомобили производства Ярославского электромеханического завода (ЯЭМЗ)
Электроэнергия – важнейший ресурс современной цивилизации. Но задумывались ли вы, чего стоит наличие электричества в наших розетках? Это ведь не просто отдельная индустрия, а целая система: от электростанций, линий электропередачи, трансформаторных подстанций до кабелей и разводных щитков в наших квартирах. Обслуживание всего этого энергохозяйства требует и специальной техники, в том числе и автомобильной. Одним из ведущих производителей таких спецмашин в стране уже много лет является ООО «Ярославский электромеханический завод». Его история в этом ключе не менее интересна.
Ярославский электромеханический завод (ЯЭМЗ) специализируется на производстве передвижных электротехнических лабораторий вот уже более 65 лет и благодаря им хорошо известен не только российским энергетикам. Более того, при подготовке этого материала я специально покопался в архивных источниках и беру на себя смелость утверждать, что ЯЭМЗ является сегодня старейшим (!) из действующих отечественных изготовителей передвижных лабораторий, в принципе, как класса спецавтомобилей. Но обо всем по порядку…
Завод был организован постановлением Совмина СССР от 30 мая 1948 года на базе весоремонтной мастерской, существовавшей в свою очередь с 18 августа 1945 года. Новое предприятие, Ярославский завод «Сельэлектро», входило в состав Главного управления электрификации сельского хозяйства (Главсельэлектро) Минсельхоза РСФСР и было специализировано на ремонте электротехнической продукции для колхозов и совхозов (электродвигатели, трансформаторы и т.д.), а в дальнейшем и производстве средств малой механизации.
В 1953 году по заданию главка на заводе началась разработка документации на передвижные электротехнические лаборатории и подготовка к их серийному производству, и уже в следующем, 1954 году на предприятии выпустили 46 таких лабораторий, получивших обозначение ПЭЛ-1. Они представляли собой автомобили на шасси ГАЗ-51 кузовом-фургоном собственной конструкции, который имел деревянный каркас и металлическую обшивку – типичная конструкция тех лет. Оборудование кузова предназначалось для обслуживания электросетей напряжением до 10 кВ (очистка трансформаторного масла и определение его электрической прочности, сварочные работы, испытание трансформаторов и кабелей повышенным напряжением) и состояло из центрифуги для сепарации трансформаторного масла, аппарата испытания масла, контрольно-измерительных приборов и т.д.
В связи с новой специализацией предприятия приказом Минсельхоза РСФСР от 30 июля 1954 года ему было присвоено новое, ныне существующее, название – ЯЭМЗ. Теперь производство передвижных электротехнических лабораторий стало одним из его основных профилей. В следующем году из ворот завода вышло уже 101 шт. ПЭЛ-1. Их широкое внедрение в сельском энергохозяйстве позволило наладить связи с эксплуатирующими организациями, благодаря чему удалось оперативно вносить изменения в конструкцию лабораторий по их замечаниям. Так, в 1955 году были переконструированы и введены откидная подножка, откидывающееся сиденье, изменённый (усиленный) каркас крыши и новые (открывающиеся) окна кузова, который к тому же получил обшивку из нержавейки. Через год переделано крепление запасного колеса, улучшено крепление стендов для лабораторных приборов, изменена технология окраски кузова.
В 1956 году ЯЭМЗ спроектирован и изготовлен опытный образец модернизированной лаборатории ПЭЛ-2 на шасси ГАЗ-63 со сварочным прицепом, и с 1957 года началось её производство (но уже без прицепа), причём в двух модификациях – на шасси ГАЗ-63 и ГАЗ-51 (ПЭЛ-2А). Изготовлено за первый год, соответственно, 45 и 156 единиц, за второй год – 75 и 65 шт., а с 1959 года на производстве осталась только модель ПЭЛ-2А (изготовлено 17 шт.), причём её обозначение сменилось на «ПЭЛ-10».
Кстати, 1957 год стал в некотором роде знаковым для завода: он переехал на новую территорию площадью 2,7 га, где развернулось крупномасштабное строительство. Вместе с тем по чертежам киевского института «Укргипросельэлектро» изготовлен опытный образец передвижной электротехнической мастерской ПЭМ-1 на шасси ГАЗ-63.
В 1958 году завод наладил производство аварийных машин скорой технической помощи в трёх модификациях (выпущено 63 шт. Я-58, 116 шт. Я-58А и 132 шт. Я-58Б), но со следующего года в линейке осталась только версия Я-58Б. Пока не удалось найти, чем различались эти модификации, но скорее всего, набором инструмента. Эти машины предназначались для устранения технических неисправностей в линиях электропередачи и перевозки обслуживающего персонала. Интересно, что в отличие от лабораторий эти «аварийки» не имели специального кузова, а всё внутреннее оборудование и лавки размещались в стандартной бортовой платформе грузовых автомобилей, на базе которых они выпускались – платформа лишь дооборудовалась специальным тентом с жёстким каркасом и лестницей в задней части для удобного входа. Сначала в качестве базовых для Я-58Б использовались автомобили ГАЗ-51 и реже ГАЗ-63 (правда, известно, что в 1959 году, в частности 72 шт. были изготовлены даже на шасси УралЗИС-355М), но в 1976 году на смену им пришли новые «газоны» моделей 52-03 и 52-04.
Тогда же, в 1958 году, на заводе изготовили и опытный образец лаборатории ПЭЛ-35 на шасси ГАЗ-63 для работы с сетями на 35 кВ, а после завершения испытаний в 1959 году она освоена в производстве под обозначением ЭТЛ-35-01, тогда же изготовлены первые 100 шт.
Таким образом, уже к концу 1950-х окончательно сформировалась линейка спецмашин, выпускаемых заводом для сельского энергохозяйства страны. Это два вида электротехнических лабораторий (под напряжение 10 кВ и 35 кВ) и оперативные летучки Я-58Б. Эти машины стали основной продукцией завода на долгие 30 лет. За эти годы, конечно, менялись применяемые шасси, разрабатывались и внедрялись новые типы кузовов, менялась комплектация оборудованием, но в целом это были машины того же назначения и функционала.
Менялись и потребители: если раньше завод работал в сельском хозяйстве (сначала в составе Минсельхоза РСФСР, а с1962 года – В/О «Россельхозтехника»), то в 1964 году предприятие, вполне утвердившееся как ведущий производитель узкоспециализированной электротехнической техники было решено передать в ведение Министерства энергетики и электрификации. В составе главка «Главсельэлектросетьстрой» ЯЭМЗ стал заводом союзного значения. Это во многом позволило обеспечить себя заказами, развивать производство и заниматься новыми разработками.
В линейке машин стали появляться новые модели, все также для сельских энергетиков. Среди них: линейная машина ЛМ-1 (с 1969 года) на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-52-01 для производства электромонтажных, сварных и слесарных работ на строительстве сельских ЛЭП и подстанций, а также для перевозки бригады электромонтажников к месту работы (до 8–10 человек); передвижной кабинет по технике безопасности ПКТБ-А (с 1974 года) на шасси ГАЗ-52-01 и ГАЗ-53А для проведения профилактических мероприятий по технике безопасности, аттестации работников для обеспечения соблюдения правил проведения работ; кабельная мастерская КАМ-01 на шасси ГАЗ-52-01 для монтажа кабельных линий напряжением до 10 кВ с муфтами и заделками. Все эти машины на шасси ГАЗ имели в своей основе унифицированный деревометаллический кузов-фургон типа 114-02-00-000, который являлся глубокой модернизацией кузовов первого поколения, смонтированных на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Он имел по три глухих окна в боковинах и одностворчатую заднюю дверь, а его модификация 115-02-00-000 – дополнительную дверь в правом борту (она использовалась для модернизированных лабораторий ЭТЛ-35-02М и ПКЛС-10-02 на шасси ГАЗ-66 и мастерской КАМ-01). Производство кузовов на ЯЭМЗ было поставлено на широкую ногу: в отдельном кузовном корпусе они изготовлялись поточно-постовым способом, что позволяло обеспечить собственными кузовами не только выпускаемую линейку спецмашин, но также проводить капремонты и модернизацию ранее выпущенных лабораторий с установкой на них новых кузовов.
В 1983 году завод разработал высоковольтную лабораторию ПВЛ-10 на шасси УАЗ-452Д. Она имела деревометаллический кузов новой конструкции. Впоследствии его конструкция легла в основу нового унифицированного кузова (взамен 114-02-00-000) для лабораторий на шасси ГАЗ. В таких кузовах впоследствии выпускались модели ЭТЛ-10-02 и ЛВИ.
Рассказывая о советском периоде деятельности ЯЭМЗ, нельзя не отметить его вклад в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Именно тогда в 1986 году по специальному заданию министерства завод в кратчайшие сроки изготовил две лаборатории ПКЛС-10-02 на шасси КрАЗ-260 в специальном исполнении с защищенным кузовом.
Модель | Назначение по ОКП |
Шасси | Технические условия | Габаритные размеры, мм | Снаряжённая масса, кг |
---|---|---|---|---|---|
Я-58Б | Мастерская | ГАЗ-51А | ТУ 123-30А | Н.д. | 2860 |
ЭТЛ-35-01 | Лаборатория | ГАЗ-63 | ТУ 123-29 | Н.д. | 4400 |
ЭТЛ-10М | Лаборатория | ГАЗ-63 | ТУ 123-28 | Н.д. | 4675 |
ЛМ-1 | Мастерская | ГАЗ-52-01 | ТУ 34-09-873-76 | 6400х2360х2840 | 3850 |
ПКТБ-А | Агитационный | ГАЗ-52-01 / ГАЗ-53А | ТУ 34-09-10128–80 | 6200х2360х2840 | 3700 / 4050 |
ЭТЛ-10-02 | Лаборатория | ГАЗ-52-01 | ТУ 34-09-899-86 | 6200х2360х2800 | 4400 |
ПКЛС-10-02 | Лаборатория | ГАЗ-66-01 | ТУ 34-09-10127–80 | 5650х2360х2950 | 5620 |
ЭТЛ-35-02М | Лаборатория | ГАЗ-66-01 | ТУ 34-09-10125-80 | 5650х2360х2950 | 5050 |
Я-58Б | Мастерская | ГАЗ-52-04 / ГАЗ-52-03 | ТУ 34-09-10126–80 | 5760х2200х2800 / 6500х2380х2800 | 2830 / 3100 |
ПВЛ-10 | Лаборатория | УАЗ-3303-01 | ТУ 34-09-10580–85 | 4450х1960х2140 | 1850 |