Грядущая «Армия-2021»:
прогнозы и тенденции (Часть 2)
Беспилотная ВАТ
О беспилотных автомобилях сегодня не пишет разве что только ленивый. Однако если говорить о беспилотной ВАТ, публикаций крайне мало (напомню для непосвящённых, что ВАТ – это техника, которая разрабатывается по тактико-техническим заданиям Минобороны России). На форумах «Армия» натурных образцов беспилотной ВАТ я не встречал. В отличие от этого гусеничные роботы «Уран-6», «Уран-9» «Уран-14» и др. показывают регулярно, да и роботизированную бронетехнику демонстрировали. (см. «Незапятнанные новинки армии (ч. 3)»).
То, что беспилотные военные автомобили не показывают на «Армиях», не означает, что такие работы в России не ведутся. Летом 2015 г. ОАО «КАМАЗ» публично рассказал о проводимых работах по созданию военного беспилотника, и не только цвет хаки намекал на это. Оборудование было установлено на комплектацию автомобиля КАМАЗ-5350 семейства «Мустанг», которая в народное хозяйство, как правило, не поставляется. Мне довелось стать свидетелем жаркой дискуссии, которая развернулась на «Армии-2015» на одном из «круглых столов»: специалисты спорили о том, найдут ли вообще беспилотники КАМАЗ применение в войсках. Выводы были сделаны далеко неоднозначные.
Прошло совсем немного времени после упомянутого выше спора, и КАМАЗ перекрасил свой беспилотник: в том же 2015 году журналистам его показали в красно-белых цветах, намекая на возможность применения в структурах МЧС. Впрочем, перекрасили совсем по другому поводу – в середине десятилетия автогигант начал резко менять свою политику, всячески открещиваясь в публичном пространстве от военной техники. Получалось неуклюже, но формально немецким партнёрам КАМАЗа придраться было не к чему.
Но если ПАО «КАМАЗ» ведёт хоть какие-то разработки беспилотников (в том числе в тесном сотрудничестве с ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»), то другие российские автозаводы этой темой вообще не интересуются, им не до инноваций. Если не будут проводиться НИОКР, есть опасность что Россия отстанет и в этом направлении. Например, американская компания Oshkosh Defense, LLC имеет в своей производственной программе линейку беспилотных тактических автомобилей и постоянно совершенствует их конструкцию и тактику боевого применения. Технология беспилотных наземных транспортных средств (UGV – unmanned ground vehicle) компании Oshkosh Defense давно предлагается заказчикам по всему миру (разработка была начата в далёком 2003-м), с 2013 г. идёт активная реклама и на международных военных выставках. Замечу, что в среднем крупные зарубежные автопроизводители тратят на НИОКР не менее 4% выручки в год, это существенно выше аналогичных расходов российских автозаводов в процентном отношении (а если сравнить абсолютные цифры, соотношение намного хуже для нашего автопрома). Пиар перспективных технологий положительно отражается и на общем бизнесе компании – регулярно можно прочитать новости в деловых изданиях о том, как растут в цене акции Oshkosh.
Итак, не пора ли засветить отечественные беспилотники ВАТ публично на полигоне в рамках динамических показов «Армии-2021»? Не пора ли доказать всем, что Россия также располагает беспилотными технологиями наземных транспортных средств? Если КАМАЗ не пожелает показать военную новинку под собственным брендом, есть бренд RD («Ремдизель»). Может быть, Минобороны России следует провести какой-то «круглый стол» по данной теме, а также организовать отдельный стенд, где будут объединены отечественные разработчики наземной беспилотной техники?
Правда, есть опасение, что основное внимание вновь будет уделено малогабаритным конструкциям, так как их разработано великое множество. Никто не отрицает важность разработок «мелочёвки», но если нужно иметь возможность за один раз доставлять грузы массой несколько тонн, то и техника должна быть соответствующая.
Кстати, если ВАТ будет безэкипажная, поменяется не только её конструкция (разработчикам не надо будет ломать голову, придумывая защиту для бойцов). Изменится тактика применения, что полностью может поменять характер будущих войн. Возможно, наземные беспилотники станут расходным материалом, т. е. будут одноразового использования и поэтому максимально простыми и дешёвыми? Вероятно, такая техника пригодилась бы уже сегодня в Сирии.
Комплексы противодействия БПЛА
Упоминая о беспилотниках, нельзя не рассказать о том, как с ними бороться. Но у нас нет данных о разработках в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ), позволяющих бороться с наземными беспилотниками, поэтому несколько слов о борьбе с БПЛА.
14 июля 2020 г. Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех распространил пресс-релиз о создании мобильной версии комплекса противодействия беспилотникам «Атака-Трофи» на базе автомобиля УАЗ повышенной проходимости. На «Армии-2020» комплекс был впервые показан публично. «Атака-Трофи» может без участия оператора идентифицировать дрон по принципу «свой-чужой» и в автоматическом режиме пресекать несанкционированное проникновение на охраняемую территорию. Мобильная версия позволяет использовать комплекс на любой территории без предварительного монтажа оборудования. Время развёртывания комплекса – 5 минут. Для автономной работы предусмотрено использование электрогенератора с системой внешнего отведения отработанных газов, а также любого устройства внешнего питания на 220 В. Управление комплексом осуществляется из салона автомобиля водителем-оператором.
Исполнение комплекса «Атака-Трофи» намекает на его гражданское применение. На «Армии-2020» можно было увидеть российский многофункциональный мобильный комплекс «Рать» для борьбы с беспилотниками, который также представил Холдинг «Росэлектроника». Комплекс выполнен на базе специального бронированного автомобиля СБА-70К2 и оборудован полным спектром средств обнаружения и подавления дронов для защиты критически важных объектов от несанкционированного вторжения БПЛА.
В состав новинки входит радиолокационная станция, комплекс автоматического распознавания и подавления телекоммуникационных каналов, система направленного сверхвысокочастотного (СВЧ) подавления и система направленного лазерного уничтожения. Всё оборудование интегрировано в единую интеллектуальную систему сбора, обработки и отображения информации. Данные от средств обнаружения и наблюдения поступают на центральный пульт управления, система обрабатывает параметры цели и предлагает оператору несколько вариантов дальнейших действий. Комплекс обнаруживает дроны на расстоянии до 3,5 км, осуществляет направленное подавление каналов управления БПЛА в радиусе до 2,5 км.
Но меня в этом комплексе более интересовала не электронная «начинка», а транспортная база. В обзоре форума «Армия-2019» было сообщено о проблемах с поставками броневиков для машины дистанционного разминирования (МДР) «Листва» (в её составе применяется специальное транспортное средство СБА-60-К2 «Булат»). Как выяснилось на «Армии-2020», производство бронированной техники в подмосковном Фрязино не умерло, его подхватило ООО «БОЛАТ». Кардинальной модернизации броневика под комплекс «Рать» не потребовалось, хотя некоторые работы по доводке были осуществлены и они касались в основном установки оборудования.
Как и предшественник, СБА-70К2 базируется на агрегатах автомобиля многоцелевого назначения КАМАЗ-5350 (семейство «Мустанг»). Запас хода СБА-70К2 составляет 1000 км, скорость 90 км/ч, класс защиты Бр5 (обеспечивается защита от поражения пулями калибра 7,62 мм). Броневик выдерживает подрыв под колесом взрывчатого вещества до 4 кг в тротиловом эквиваленте. На пробитых колёсах можно проехать до 50 км со скоростью 50 км/ч. Будет ли производство во Фрязино развиваться, в каком направлении будет идти совершенствование конструкции мне в ходе форума выяснить не удалось – представители компании говорили об этом неохотно. Когда эта статья готовилась к печати, сайт компании-изготовителя бронеавтомобилей не работал...
Инновационный двигатель
Неоднократно писалось о том, что в СССР и в России имеются проблемы с двигателями для ВАТ. Но есть варианты сделать совершенно иные двигатели внутреннего сгорания, нежели выпускаемые массово. Одну из таких разработок на «Армии-2020» представил энтузиаст из Симферополя Владислав Карасёв – под его руководством идёт создание нестандартного роторно-винтового двигателя внутреннего сгорания.
Осматривая новинку на стенде, я обратил внимание на характеристики – конструкция двигателя довольно компактная, и вместе с тем двигатель развивает большую мощность. К настоящему времени проведён ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в направлении изучения и создания роторного двигателя внутреннего сгорания на базе роторно-винтовых машин. В результате был создан опытный образец двигателя. В процессе исследований была установлена перспективность данной схемы двигателя, его достоинства и недостатки по сравнению с поршневыми двигателями и роторными двигателями других схем. Также в процессе исследований опытного образца экспериментальным путём была проверена методика расчёта проточной части двигателя и его основных параметров, включая обороты запуска, обороты малого газа, максимальные обороты и т. д.
Замечу: двигателями нетрадиционных схем занимались и занимаются многие коллективы, в том числе и в России. Есть теоретические разработки, созданы опытные образцы, а дальше работа тормозится. Разговаривая с Владиславом Григорьевичем, мне подумалось, а ведь этот человек серьёзно заряжен на то, чтобы довести разработку до практического внедрения. Да и денег, по его словам, нужно не очень много, по крайней мере могу утверждать, что в ходе некоторых разработок оборонной тематики впустую распиливается на три-четыре порядка больше средств, нежели нужно для продоложения работ по новому двигателю. Военные специалисты проявили интерес, но МО РФ вряд ли будет финансировать эту разработку, такова политика военного ведомства: они хотят от промышленности получить что-то готовое сразу на испытания. Может быть, Минпромторг или кто-то из директоров профильных заводов заинтересуется и поддержит коллектив изобретателей?
Постскриптум
Когда эта статья готовилась к печати, пришло радостное известие: 7 декабря 2020 года между ООО «Военно-промышленная компания» и Министерством обороны Российской Федерации был подписан контракт об открытии ОКР «Стрела» (подробнее о «Стреле»). Как сообщил генеральный директор ООО «ВПК» Александр Красовицкий, компания получила согласованное техническое задание на разработку в 2021 году новых четырёх образцов бронеавтомобиля лёгкой категории семейства «Стрела». Это будут многоцелевой бронированный автомобиль, шасси под монтаж вооружения и специального оборудования на его базе, многоцелевой небронированный автомобиль и шасси под монтаж специального оборудования на его базе. Эти образцы уже в следующем году пойдут на предварительные испытания, график которых также согласован и утверждён. На предварительные испытания пойдут и опытные образцы машин, которые готовы – это многоцелевой бронеавтомобиль «Стрела» и защищённый автомобиль амфибия «Стрела».
Уверен – в среднесрочной перспективе наша Армия получит новый командирский автомобиль, который давно уже ждут в войсках!