Грядущая «Армия-2021»:
прогнозы и тенденции (Часть 1)
В декабре 2020 г. на официальном сайте Минобороны России был открыт раздел, посвящённый Международному военно-техническому форуму (МВТФ) «АРМИЯ-2021» (http://mil.ru/army2021.htm). Сообщается, что грядущий форум расширит экспозиции предприятий ОПК по направлениям технологий искусственного интеллекта (ИИ) и продукции гражданского назначения. Увеличение ожидается на статической экспозиции на открытой площадке КВЦ «Патриот» и в специализированном павильоне «Арктика». И конечно же как и прежде важное внимание будет уделено инновациям.
Увы, как и в прошлом году, форум пройдёт с 22 по 28 августа одновременно с Армейскими международными играми – для ряда журналистов это в очередной раз поставит вопрос о приоритетах, так как везде побывать не получится.
Читатели «ГП» сетовали, что в предыдущих обзорах форумов* немалая часть новинок ВАТ оставалась за полями журнальных страниц. Объяснение простое: на всех «Армиях» количество новых образцов весьма велико, формат публикаций не позволяет даже кратко рассказать обо всём. В приоритете – тенденции развития ВАТ на основе демонстрируемых образцов и для полноты картины дополнить информацию о том, что публично не показывают по тем или иным причинам.
Напомню, что в советский период автомобильная промышленность была гармонично встроена в ВПК, поэтому требования военных в ходе проектирования новых автозаводов и при разработке автомобильной техники были в приоритете. Ныне контроль государства над отдельными ключевыми предприятиями утерян и говорить о какой-либо координации усилий в автопроме в целом весьма сложно. Попытки сплотить усилия российских автозаводов осуществляет Минпромторг РФ, но для выработки основополагающих государственных документов зачастую привлекаются глобальные зарубежные консалтинговые компании.
В Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года отмечено: «Ключевыми глобальными трендами, обладающими наибольшим потенциалом влияния на развитие российского автомобильного рынка и отрасли в целом, являются:
- электрификация транспортных средств;
- повышение автономности транспортных средств;
- внедрение сетевых (телекоммуникационных) технологий в транспортных системах».
При разработке ВАТ военные специалисты вынуждены обращать внимание на положения Стратегии при разработке собственной Концепции развития ВАТ. Но если в основополагающих документах заложены подводные камни, то при формировании ТТЗ могут быть указаны неверные требования. Это вновь повлечёт пагубные последствия – государственные средства могут оказаться выброшенными на ветер. Как и в предыдущие десятилетия, в области автокомпонентов России приходится спешно догонять вероятных противников, что в условиях капиталистического строя сделать весьма сложно.
Инновационные трансмиссии
Один из важнейших вопросов – будет ли на «Армии-2021» продолжен показ специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ) с электромеханическими трансмиссиями (ЭМТ)? Премьерные показы такой техники стали главными сенсациями прежних «Армий». Так, в 2017 г. был впервые публично показан опытный образец агрегата 15Т528, в составе которого СКШТ с ЭМТ.
На «Армии-2018» можно было увидеть сразу два образца с ЭМТ. В статической экспозиции был представлен опытный образец агрегата 15Т555 (в его составе тяжёлый седельный тягач КАМАЗ-78504 8х8.1). Фурор среди участников и гостей произвёл опытный образец шасси КАМАЗ-7850 с колёсной формулой 16х16.1 – его публичный показ состоялся в динамике на полигоне.
Следуя логике, на «Армиях» в 2019 и 2020 гг. ожидались показы других образцов специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ) с ЭМТ, разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Платформа-О». Но презентаций не случилось, хотя были все предпосылки – разработанные образцы два года назад были приняты на снабжение ВС РФ. Особо интересно было бы пощупать КАМАЗ-78509 (колёсная формула 12х12.1) – есть вероятность, что один из двух изготовленных опытных образцов шестиосок в текущем году всё же покажут публично на стенде Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). И ещё одним шоу-стоппером мог бы стать макетный образец КАМАЗ-7950, построенный в рамках НИР «Платформа» – его фотографии публикуются крайне редко.
Акцент на инновационные трансмиссии сделан неслучайно. Вообще, выбор типов трансмиссий для самоходной колёсной ВАТ невелик: механическая, ЭМТ и гидравлическая (гидрообъёмная). Исторически сложилось так, что в ВС РФ преобладает автомобильная техника с механическими трансмиссиями. ВАТ с гидравлическими и электрическими трансмиссиями есть на вооружении, но, как правило, это техника доставшаяся по наследству со времён СССР (такие технические решения применяются на прицепных частях активных автопоездов; этот привод включают при передвижении на сложных участках, при этом скорости минимальны). Разработанные в постсоветский период отечественные военные автомобили и СКШТ с нетрадиционными техническими решениями серийно не выпускали.
У каждой трансмиссии есть как преимущества, так и недостатки. Казалось бы, из механической трансмисси уже выжато всё, что можно и нет никаких перспектив по её совершенствованию. Поэтому предпринимаются попытки её заменить. Но существует ряд нерешённых технических и технологических проблем, например, по состоянию на текущий момент не решена проблема надёжной работы тяговых электродвигателей и другого электро- и гидрооборудования на образцах семейства КАМАЗ-7850х (с серьёзными проблемами уже столкнулись в ходе эксплуатации тягача КАМАЗ-78504 в Плесецке). Работы по импортозамещению, которые Заказчик (Минобороны РФ) потребовал провести, в полном объёме не выполнены и к настоящему времени. Да и ожидавшийся выигрыш по массовым показателям технических характеристик СКШТ с ЭМТ на практике обернулся существенным увеличением массы, если сравнивать аналогичные конструкции с «механикой».
Возможно, потребуются иные подходы к решению инженерной задачи. На «Армии-2019» Концерн «Калашников» представил основные компоненты комплекта тягового электрооборудования, причём на основе униполярных машин. И даже был плакат, из которого следовало: эта разработка может быть применена в конструкции быстроходных военных гусеничных машин.
В ОАО «Научно-исследовательский тракторный институт НАТИ» более 10 лет назад шли проработки электротрансмиссии такого же типа. Были проведены анализ и расчётные исследования по разработанным математическим моделям, например, для трактора ДЭТ-250 и изделия «8». В докладе разработчиков по результатам исследования, отмечалось, что на тот момент электрических трансмиссий на базе униполярных машин в образцах ВВТ и в транспортных машинах в РФ и за рубежом не было. Между прочим, за рубежом шли работы по созданию перспективных электромагнитных орудий сверхвысокой кинетической энергии, в которых в качестве источников энергии предполагалось использовать униполярные генераторы. В 1980 г. американская фирма «Вестингауз» построила лабораторную модель рельсовой пушки... Выводы доклада были многообещающие: униполярные машины превосходят другие типы электрических машин. Увы, ныне НАТИ уже нет среди действующих организаций. Сможет ли Концерн «Калашников» довести начатые теоретические работы до воплощения в ходовых макетах техники?
Означает ли всё это, что в России создание ВАТ с нетрадиционными техническими решениями будет приостановлено? По моему мнению, всё упирается только в отсутствие единоначалия в руководстве работами и в отсутствие финансовых средств на создание автокомпонентов. Без господдержки, т. е. в инициативном порядке, заводы вряд ли будут вести разработки – в народном хозяйстве такая внедорожная техника не востребована. Инофирмы, которые монопольно поставляют комплекты тягового электрооборудования (КТЭО) для изготовления российских электробусов, не будут поставлять КТЭО для ВАТ (судя по документам судебной практики, «Группа ГАЗ» уже столкнулась с санкциями на поставки такого оборудования для электробусов). Следует открыть одновременно несколько научно-исследовательских работ, но пока не будет согласия среди трёх ведомств (Минобороны, Минпромторг, Минобрнауки), всё останется как в известной басне Крылова про Лебедя, Рака и Щуку.
Возможно ли на «Армии-2021» сделать отдельную экспозицию ВАТ с нетрадиционными техническими решениями? Полагаю, что ответ можно дать положительный. Было бы неплохо собрать в одном месте все сохранившиеся образцы, такой показ подтолкнёт научную мысль, подскажет разработчикам техники, как и что нужно делать на перспективу. Да и для истинных знатоков автомобильной техники будет на что посмотреть. Но есть ли энтузиасты, которые возьмутся за формирование такой экспозиции?