На пути к профессионализму, или Насколько ты водитель?
О, желанные «права»! Только что оформленная новенькая «корочка» водительского удостоверения позитивно будоражит сознание новоиспечённого водителя. Кажется, что открываются невиданные горизонты, теперь наступила эра жизни на колёсах. Отчасти это так. Законная возможность управления автомобилем – хорошая гиря на чаше весов качества и благополучия жизни. Но есть и подводные рифы, и мели. Постараемся предупредить?
Обязательный начальный этап в жизни молодого водителя – «вкатывание». Он стрессовый, адаптационный период у всех разный по длительности и характеру течения. Но вот, наконец, он пройден. Поездки в магазин, на работу, прогулки по выходным на автомобиле за город перестали напоминать боевые действия и штурм неприступных крепостей. Исчезла аритмия и жажда, больше нет непонятных сомнений и страха попасть в ДТП перед тем, как сесть за руль.
На этом этапе некоторым водителям приходит мысль о профессиональной деятельности, связанной с вождением автомобиля. Если ваша задача доставить себя любимого на автомобиле к объекту вашей деятельности или заказчику, клиенту, потенциальному партнёру, смело продолжайте совершенствовать своё мастерство, только, пожалуйста, черпайте информацию из достоверных источников.
Совсем другой «коленкор», если вы собираетесь трудоустроиться по найму и сесть за профессиональный руль, даже если речь идёт о легковушке. Здесь новичка поджидает такое огромное количество «вводных», что он и не подозревал. Даже малютка Hyundai Porter категории «В» – это полноценный грузовик, требующий определённых навыков, техники и этики вождения. В общем, опять придётся вникать, разбираться, учиться.
Мы неоднократно говорили о нюансах водительского труда: это подготовка к дальним рейсам («ГП», № 7, 2011), тонкости документооборота, советы новобранцам. Эти материалы были адресованы всё же начинающим монолитным профессионалам, а сегодня поговорим о базовом водителе без стажа и опыта, которого жизненная ситуация или необходимость дополнительного заработка заставили крутить «баранку».
Что почём
Рабочий день большинства российских водителей, за исключением госструктур, ненормированный. Смена заканчивается только после того, как выполнены все поставленные на сегодня задачи. Но это вовсе не означает, что водитель по 15 часов в сутки находится за рулём в нарушение всех норм и логики. Ожидание готовности груза, требования заказчиком подачи к определённому времени и ряд обстоятельств отправляют водителя иногда в комнату отдыха, но продолжительное ожидание чаще всего происходит на рабочем месте в кабине. Заработная плата в столице и области за смену зависит от размеров и тяжести подвижного состава с учётом сложности и продолжительности маршрута, колеблется в пределах 1500–3500 рублей. Дисциплинированный водитель без вредных привычек за месяц, таким образом, зарабатывает от 30 000 до 80 000 р. Бывает и меньше, и больше, но основная масса находится в зоне именно этих референтных значений.
Вот сразу и «облом». Приведу несколько примеров самых банальных ловушек для водителя. Заезд без уважительных причин в московский «грузовой каркас» (5000 руб.), неоплата парковки (5000 руб.), парковка с нарушением (3000 руб., если ТС не эвакуировали и около 10 000 руб. в сумме, если это всё же произошло), выезд на выделенную полосу общественного транспорта (2500 руб.), в суете расколотый при подаче машины задним ходом комбинированный фонарь (в среднем 3500 руб.), распоротая невидимой арматурой шина (до 20 000 руб.), да и просто десяток штрафов с камер за незначительное превышение скорости аннулируют итог как минимум одной, но чаще нескольких смен. Вы готовы? Продолжаем.
На бедного водителя работодатель, кроме прямых обязанностей, буквально «вешает» всё, что только можно: преждевременный ремонт двигателя после перегрева в бесконечных заторах, предъявляет претензии после выставления автосервисом счёта за ремонт ходовой части, разбитой плохими дорогами, заставляет компенсировать за свой счёт похищенные злоумышленниками или пассажирами автокомпоненты, элементы декора и оборудования машины. Стёкла, шины, перерасход топлива и масла, ДТП – всё прилетает к шофёру неведомым бумерангом.
Не отстают в этом плане от работодателя и законодатели, и контролирующие органы. ГИБДД, УГАДН, весовой контроль, таможня, санэпидстанция, трудовая инспекция, экологи – у всех есть вопросы.
А теперь настал момент решать, как выплыть в этом океане «квестов поневоле».
Теоретическая «бумажно-документальная» подготовка
Противостояние массиву вероятных неприятностей следует начать с досконального изучения документов на вверенный авто ещё до выезда на линию. В свидетельстве о регистрации (СТС) транспортного средства содержится немало важной для водителя информации. Смотрите, как документально описан ваш автомобиль, даже если внешне это обычная легковушка, из которой соорудили фургон. Если в графе «тип ТС» он значится грузовым, то это означает для водителя ряд ограничений и запретов. Надо быть аккуратнее с использованием левого ряда на дорогах с тремя и более полосами, помнить про «грузовой каркас» и экологический класс. По экологии конкретнее. На территории города Москвы запрещено движение грузового транспорта с экологическим классом ниже второго. Если данные об экологическом классе не указаны в СТС, то он считается нулевым. Пример. Согласно этим нормам классический советский «каблучок» ИЖ-2715 – вне закона!
Далее необходимо помнить значения полной и снаряжённой массы автомобиля, из которых несложно вычислить «официальную» грузоподъёмность. Важно понимать, что даже у аналогичных внешне «ГАЗелей» могут быть установлены фургоны разных производителей, и эти данные будут отличаться. Это убережёт от ненужных споров.
Не менее важный для профессионального водителя источник информации – заводские таблички. Всегда надо знать их местоположение и краткое содержание. На современном ТС их может быть несколько, и это к лучшему для шофёра. Шильдик с данными надстройки не менее важен, чем табличка с данными поставщика шасси, иногда заводчане «балуют» потребителей даже данными о необходимых спецификациях масел, техжидкостей и размерах шин.
Теперь обязательно проверяем «свежесть» документов. В графе «особые отметки» СТС может быть указана дата окончания лизинга, и если она просрочена, то выезжать на линию нельзя – можно попасть на штрафстоянку. В полисе ОСАГО проверяем срок окончания действия и период использования. В большинстве случаев водителю не нужно возить с собой и предъявлять для проверки диагностическую карту, но это не означает, что данный документ должен быть просрочен (кроме пассажирского транспорта, в том числе автомобилей такси, а также при перевозке опасных грузов – там ДК необходима всегда). Иначе возможны дополнительные неприятности в случае ДТП. Справьтесь у непосредственного руководителя о данных диагностической карты.
В путевом листе, а это единственный вариант документа, связывающего владельца транспорта и человека за рулём, с которым водитель транспорта, принадлежащего юрлицу может покинуть территорию стоянки, обязательно должны стоять отметки с датой и временем проведения предрейсового медосмотра водителя и механика-контролёра технического состояния машины. Принципиально важно, чтобы время посещения «доктора» было раньше, чем время контроля механика. Не имеет право прикоснуться к автомобилю водитель без медосмотра, даже на закрытой территории. Напоминаем, что никаких доверенностей на управление при эксплуатации коммерческого транспорта не предусмотрено Уставом автомобильного транспорта. В ряде случаев можно выписать доверенность на перегон, но при этом категорически нельзя заниматься коммерческой эксплуатацией.
Если не полениться, и предварительно подробно расписать в путевом листе маршрут движения, то это будет хорошим подспорьем в случае беседы с сотрудниками ДПС при посещении всяческих «грузовых каркасов». Помните, зоны с ограничением движения грузовых автомобилей необходимо покидать на ближайшем к месту назначения перекрёстке. Помимо записи маршрута в путевом листе для подтверждения легитимности движения в зоне ограничений необходимо иметь документы, содержащие информацию об адресе доставки, погрузки/разгрузки. Лучше всего для этого подходит привычная товарно-транспортная накладная.
Это лишь немногое, но основное в плане документов и запретов с ограничениями.
Теоретическая «железная» подготовка
Дорожные знаки, ограничивающие движение автомобилей определённой массы, габаритов, грузоподъёмности, возможности использования прицепов, устанавливают в двух случаях. В первом власти стремятся избавить селительные и курортные зоны от транзитного транспорта, во втором возможность дорожной инфраструктуры, а это мосты, тоннели, инженерные сооружения, близость ЛЭП и так далее не позволяют безопасно пропустить ограничиваемый в движении типаж подвижного состава.
В первом случае водитель, игнорируя запреты, рискует получить штраф и требование покинуть запрещённый маршрут, во втором могут произойти тяжёлые ДТП. Будьте внимательны, точно знайте габариты и массы вашего автомобиля (особенно высоту и длину), не рискуйте без необходимости.
Вопрос о ремонте. Ежедневное обслуживание при выезде на линию никто не отменял. Поэтому у толкового водителя, а не «водятела» не должно выясниться в разгаре рабочего дня, что у него не хватает антифриза, масла или тормозной жидкости. Надо всегда знать и уметь проверить с помощью щупа, смотрового окна, уровня в бачке, а иногда и из показаний бортового компьютера уровни всех основных технических жидкостей, примерно представлять динамику их расхода на конкретной машине, при необходимости возить с собой запас на долив.
По поведению манометра пневмосистемы – важнейшего прибора для автомобилей с пневматическими тормозами, надо уметь заранее распознать увеличившиеся потери сжатого воздуха и принять превентивные меры.
В принципе современный автомобиль достаточно надёжен и пребывая в технически исправном состоянии позволяет отработать далеко не одну смену не заглядывая под капот. Более того, заглядывать туда водителю иногда не рекомендуют даже сами работодатели в случае поломки, если техника на гарантии, а работник не обладает достаточной квалификацией. Но знать, как устроено крепление запасного колеса и что необходимо предпринять для его замены, – необходимо.
Из житейского опыта
Ловкий, опытный водитель не даст себя в обиду, хоть и очень уязвим колючими обстоятельствами. Вот несколько примеров ситуаций, которые необходимо в уме прорабатывать, чтобы быть готовыми. Готовыми ко всему.
В мире коммерческого транспорта крайне важно, чтобы подвижной состав подходил и соответствовал транспортным задачам перевозчика. Неочевидный пример. Технически исправный 40-тонный стандартный автопоезд, состоящий из седельного тягача с полуприцепом, при всей своей сложности и масштабных габаритах в условиях дороги с ограниченным коэффициентом сцепления (мокрое, скользкое, заснеженное покрытие) более стабилен и лучше «держит дорогу», чем относительно небольшая какая-нибудь «передвижная лаборатория», полукустарно смонтированная на скромном трёхтонном шасси, водить которую по сухой дороге не представляет особого труда.
В последнее время ярко выражена тенденция к сокращению транзитного времени выполнения междугородного рейса, особенно если заказчиком является крупная логистическая компания. График движения таков, что без нарушений законодательства его под силу выдержать лишь экипажу из двух водителей, а перевозчик к этому не готов, так как это требует расходов на увеличение штата и зарплату. В этом случае, чтобы не оказаться крайним, грамотному водителю придётся проявить весь свой дипломатический талант, а иногда и пойти на конфликт с начальством. Итогом прений должен быть чёткий, лучше задокументированный ответ, суть которого в том, за чей счёт и при каких обстоятельствах будет «банкет» в случае срыва запланированного тайминга. Добиться этого не легко, но необходимо…
Вспомним о «малышах». Нет, не о семье и детях, а об относительно небольших грузовых автомобилях, для управления которыми достаточно прав категории «В». Если нет опыта вождения таковых, то для новичка важно знать несколько простых нюансов.
Движение задним ходом «вслепую» требует навыков и опыта. Не стоит стесняться на ранних этапах просить проконтролировать процесс третьих лиц.
Если кабина бескапотной компоновки (яркие примеры – KIA Bongo, Hyundai Porter и им подобные «азиаты»), то водитель такой малютки сидит не в базе, как в легковом авто, а в переднем свесе. Отсюда немного другой вынос в повороте, потренируйтесь заранее.
Все без исключения грузовики и фургончики слеповаты на правый бок. Плавная, немного затянутая манера перестроения при смене ряда позволит предотвратить столкновение в случае ошибки.
Единственно верный для профессионала путь – постоянное обучение и набор практического опыта, движение от частного к общему, чтобы выработать внутреннее чутьё, в основе которого понимание сути всех процессов, текущих в таком сложном едином механизме, как автомобиль. При этом важно не забывать и о сложностях человеческих взаимоотношений…